– Скажите, Василий Иванович, а нужен ли был такой масштаб мероприятия?
– Нужен! Я, конечно, мог отчитаться о результатах работы за год перед депутатами райсовета. Но двигаться вперед без поддержки Верховного Совета, Правительства Хакасии району трудно. Очень многие вопросы лежат на стыке полномочий.
Скажем, запланированное строительство цеха глубокой переработки древесины требует содействия республики, потому что добыча леса будет вестись на землях Гослесфонда. Разработка рудных и золотых месторождений, также невозможна без помощи Правительства и Верховного Совета. И во многом то, что мы сделали, мы сделали благодаря поддержке республиканских структур власти. И оттого, насколько грамотно мы будем выстраивать отношения дальше, зависит успех развития района в целом.
– Таштыпский район стал первым среди районов Хакасии по динамике развития. Что есть динамика? Насколько она важна?
– В 2011 году все мои оппоненты твердили: «Что вы с этой динамикой? Мы последние по социально-экономическому развитию».
– Так было?
– Было. Мы занимали тринадцатое место. Но вот прошло четыре года, и критиканов не слышно. Потому что по уровню социально-экономического развития среди муниципальных районов мы вышли на 4-ю рейтинговую позицию. И всё за счет набранных темпов развития, иначе говоря, за счет динамики развития. Таштыпский район не идет вперед, он бежит. Но вот…
На стол ложится внушительная папка документов.
– Восьмое место по обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой. Это то, что нас тянет назад.
Вникаю в систему оценок. Итак, муниципалитет оценивается по нескольким позициям: экономическое развитие, социальное развитие, финансовая устойчивость, обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурой. Из этих четырех показателей и складывается рейтинговая позиция по общему социально-экономическому развитию. По первым трем показателям наш район имеет почетную бронзу. Третье место. А вот эта инфраструктура…
Что входит в этот показатель? Обеспеченность детскими садами, увы, у нас остается самой низкой – 261 место. Больничными койками, амбулаторно-поликлиническими учреждениями, объектами инженерной инфраструктуры – иначе говоря уровень обеспеченности каждого жителя района благами цивилизованного жилья – водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением. Вот те самые гири на ногах бегущего района.
– Но динамика развития социальной и инженерной инфраструктуры у нас самая высокая. Надежда вырваться на первое место или в тройку лидеров у района есть?
– Безусловно. Я вам со всей ответственностью заявляю, что так, как бежит наш район, не бежит ни один другой.
Перед глазами отчего-то стадион и районы, устремившиеся к одной единственной цели: социально-финансовому благополучию. И невольно напрашивается вопрос: если мы бежим быстрее всех, почему только четвертые? Но на ум тут же приходит, а ведь были-то тринадцатыми. Причем рывок этот происходил буквально на глазах.
Чтобы стать первыми по динамике нам потребовалось 5 лет. В период с 2010 до 2015 года. А что было до этого? Наработка спортивной формы для рывка. И переход на совершенно иные рельсы управления и экономического развития.
Василий Иванович возглавил район в 2007 году, в период, когда слово «экономика», если и произносилось, то всегда с негативным оттенком. Ведь что такое экономика – это умение просчитать будущее в абсолютных точных суммах финансовых затрат. Но тогда о будущем речи не велось, лишь бы выжить, уберечь район, провести его через передряги 90-х, через суровые нулевые, не потеряв социальную сферу. Провел Георгий Прокопьевич Шулбаев. И если не удавалось сберечь систему, берегли хотя бы материальную базу.
Вот с теми же садиками, что теперь приходится открывать вновь. Вспомните: отдана под начальную школу «Рябинушка», под Имекский сельсовет – «Колосок», закрыты детские сады в Верхней Сее, Большой Сее, да практически везде. Вспомните и проданный по кирпичику клуб в Имеке, погибающие и разваливающиеся предприятия. Беречь, что возможно, беречь главное – клубы, школы. О каком развитии экономики можно было говорить? И не говорили – выживали, как и вся страна.
Василию Ивановичу выпала задача не только беречь, но и созидать.
– Знаете, что самое главное? Что нам всё это удалось сделать, не имея крупных градообразующих предприятий, – говорит сейчас глава. – Если сравнивать районы, то стартовые позиции у всех разные. У нас нет угольных и металлургических предприятий. Мы должны были научиться работать в тех условиях, которые есть. А это предполагает участие в программах и работу над уровнем собственных доходов.
В 2007 году структуру районной администрации пополнил экономический подблок. Район вновь учился рассчитывать вперед, вкладывать средства, ожидая, что они окупятся в будущем. Тогда же был задействован метод программно-целевого финансирования. Район стал активно участвовать в республиканских и федеральных программах. И впоследствии именно это участие позволит построить ФАПы, школы, водопроводы, дома специалистам и детям-сиротам.
В 2014 году реализовывались 25 программ муниципальных, 13 – республиканских,12 – федеральных. Они охватывали все сферы жизни. Каждый вложенный рубль привлек 40 рублей из бюджетов республики и страны. Но в период с 2007 года до 2011-й все действия были направлены на создание, как выражается глава, подушки безопасности. Идти не в ногу со временем, а опережая его, – вот чему предстояло, да и во многом еще предстоит учиться району.
Но давайте посмотрим, к чему пришел район теперь, и постараемся вспомнить то, что уже настолько стало привычным, что уже и помнится с трудом. Открыты пять фельдшерских пунктов, Матурская школа, третья очередь Бутрахтинской школы, социо-культурные центры в деревнях Карагай и Кызылсуг, детский сад на правобережье, помимо этого к жизни возвратились детские сады «Рябинушка», «Колосок», открыты дополнительные дошкольные группы при Анчулской, Бутрахтинской, Большесейской школах. Всего же было введено дополнительно 367 мест для дошколят. Первый район, где был открыт многофункциональный центр (МФЦ) – наш, Таштыпский. И все это за минувшие 5 лет.
Причем, среди вала проблем были и такие, что не решались десятилетиями. К примеру, строительство автодороги Чиланы –Харачул, пожарного депо в Кубайке, ветеринарного участка в Бутрахтах, открытие палаты интенсивной детской терапии в ЦРБ. Стоит вспомнить, что скажем последний детский сад был построен 1987 году, ФАП – в 1984. Практически 20 лет район ждал вот такого рывка.
По сути, социальная сфера получила мощный толчок для развития. Что же до цифр, приведу лишь несколько. Расходы на образование увеличились в 2,5 раза, культуру – в 2,9 раза, на физическую культуру и спорт – в 43,4 раза. У нас самый высокий показатель среди других муниципальных образований республики по расходу бюджета на одного жителя – 36,8 тыс. рублей.
И, наконец, в районе, только в бюджетной сфере, дополнительно открыто боле 300 рабочих мест
Однако, участие в программах требует софинансирования, а оно, в свою очередь, настоятельно диктует необходимость задуматься над уровнем собственных доходов. Не секрет, чем больше зарабатывает муниципальное образование, тем больше у него возможностей и определенной свободы в принятии решений.
И еще. В 2007 году, буквально в первые недели работы нового главы, был составлен реестр всех налогоплательщиков. И уже к концу 2007 года собственные доходы района возросли вдвое – с 21 миллиона 172 тысяч до 42 миллионов 317 тысяч рублей. Предел сто миллионов район перешагнул в 2012 году. А затем система перераспределения налоговых поступлений понесла заметные изменения. НДФЛ (подоходный налог), некогда остававшийся в казне района полностью, теперь на 65% поступает в республиканский бюджет. Но тем не менее в 2014 году казна района пополнилась собственными средствами на 111,1 миллиона рублей.
Кто-то спросит, мол, всё это социальная сфера, а где производство? Почему мы эти самые градообразующие предприятия не строим? Да потому, что район не имеет возможности строить промышленные гиганты. Основная задача сейчас – привлечь инвестора, а после холить его и беречь.
Напомню ситуацию всё с той же сессии.
В докладе главы района звучат данные: «Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг в 2014 году составил более миллиарда рублей или 111,1% к уровню 2013 года (799 миллионов рублей). Рост к уровню 2010 года составил 3,6 раза. За пять лет отгружено продукции на 3,3 миллиарда рублей».
В зале удивленный гул и недоверчивый вопрос:
– Откуда столько?
Напомню читателю, что показатель «отгруженные товары собственного производства» для района –то же самое, что для страны ВВП –валовой внутренний продукт. Один из основных экономических показателей, демонстрирующий в рублях объем всего, что произведено на территории.
Львиная доля из отгруженных товаров района – золото старательской артели «Ойна». Вот уж, воистину в прямом и переносном смысле слова – золотой инвестор. Налоговые отчисления «Ойны» – это почти треть собственных доходов бюджета.
В 2013 году возникает очень непростая ситуация, ставящая под угрозу работу артели на территории Таштыпского района. Прокуратура республики опротестовала договор аренды на земельный участок, на котором собственно и велась добыча золота. Первый, кто забил тревогу, был глава района Василий Иванович Шулбаев. Бился за артель, как за личное свое производство, уже потому, что тут напрямую были задеты интересы района. Обращения в Верховный Совет Хакасии, в правительство, привлекались и республиканские СМИ – и как итог – после арбитражного суда прокуратура отказалась от своего иска. «Ойна» по-прежнему работает в Таштыпском районе. И вот очередная новость, глава района отказал «Ойне» в возможности добывать золото на новом участке в верховье реки Таштып.
– Почему? Это же дополнительные доходы в бюджет района? – задаю сейчас вполне понятный вопрос и получаю столь же понятный ответ:
– Река Таштып место святое, для многих живущих в районе. Есть же что-то важнее денег.
Читатель, это не поза, это искренняя позиция человека. И её вполне подтверждает то, что одними из первых объектов, построенных в районе, был парк Боевой Славы. Есть что-то важнее денег. Есть духовность. Есть люди.
– Помните, с чего я начинал? Одно из первых дел – создание краеведческого музея. Вспомните, в каком он состоянии находился? Сейчас у нас музей, которым можно гордиться. И кроме того, открыты Арбатская писаница – музей под открытым небом, Казачья изба. На очереди этнокультурный центр в Тлачике.
Зачем нам это надо? Есть хорошие слова, что народ, который забывает свое прошлое, не имеет будущего. У нас сейчас памятников воинам победителям стало в два раза больше, чем до 2007 года. И что очень ценно: увековечить память земляков, прежде всего, хотят люди, для власти же дело чести – эту инициативу поддержать.
Я всегда говорил и повторю, что экономических достижений не будет, если не будет у нас духовно развитого, здорового, крепкого народа. 2015 год объявлен годом спорта в нашем районе. Это тоже неспроста. Только в этом году наш район дал трех чемпионок страны по вольной борьбе: Анжелику Федорову, Марию Тюмерекову, Наталью Малышеву. Это уже заявка на участие в Олимпийских играх. Но, кроме спорта, высших достижений, есть еще и массовый, его необходимо развивать. Сейчас мы выступаем инициаторами по созданию некоммерческой организации по поддержке и развитию спорта. И хотя ряды тех, кто постоянно занимается спортом, растут, мы себе ставим планку пополнить их до 30% от общего числа населения. Это очень важно. Это наше будущее.
– Василий Иванович, если уж говорить о будущем, по итогам расширенной сессии родилось решение Совета депутатов района. В нём предлагается обратиться к главе республики с просьбой поддержать инвестиционные предложения, в том числе освоение Анзасского железорудного месторождения, создание цеха глубокой лесопереработки на базе «Таштыплес» и «Абазалессервис», создание селекционного центра РХ по развитию племенного животноводства на базе ООО «Рудничное». Не слишком ли смелые проекты, учитывая экономические условия? Где-то на грани мечты и сказки…
– А не надо бояться мечтать. Любое дело начинается с мечты, с задачи для самого себя, команды. Это решение, прежде всего, стимул для нас. Сейчас очень важно не стоять на месте, не вернуться в 2007 год.
Выжидательная позиция – позиция губительная. Даже преступная. И особенно преступная в кризис. Помните, как Владимир Владимирович Путин сказал: «Кризис – это испытание, из которого мы должны выйти более сильными». Вот сейчас перед нами очередное испытание, можно, конечно, себя пожалеть, раскиснуть, ждать, когда всё это закончиться, но нельзя! Наоборот, надо как никогда интенсивнее работать. Особенно, если отвечаешь за всю территорию в целом, неважно: страна это, республика, район или село. Благополучие земли, которую тебе доверил народ, зависит от твоей личной деловой активности, всё в нас. В наших амбициях, стремлении сделать свою территорию лучше, работоспособности и осознании порога ответственности.
– Значит, будут в районе и цех, и разработка месторождений, и новый спорткомплекс?
– Все, что вы сейчас перечислили, и многое другое – это составляющие комплексного инвестиционного плана развития Таштыпского района. Он был принят в феврале этого года. И принимали его не на пустом месте, четко рассчитывая потенциал, финансовые и кадровые возможности. И это уже не просто мечта – это план, по которому нам всем вместе предстоит двигаться. Именно вместе. Моё искреннее убеждение, что как не может быть сильной страны без сильных регионов, так не станет сильным район без активной работы поселений.
А об их активности пока говорить не приходится. Уровень собственных доходов сельсоветов: от 2,6 до 10%. То есть они не могут заработать себе на жизнь, не говоря о каком-то развитии. В селах не развита сфера услуг. Главный их источник доходов – земельные ресурсы – используются не в полную силу.
Низка экономическая активность населения. Очень мало сельчан принимают участие в региональных и муниципальных программах по поддержке малого бизнеса, фермерских хозяйств.
Вот пример Арбатский сельсовет, где заявился на участие в программе по поддержке бизнеса только один предприниматель, и тот оказался мошенником. Впрочем, пассивность отмечается в Анчулском, Матурском сельсоветах.
Главное – нет комплексного плана инвестиционного развития. А нет плана, значит, нет и четкого пути развития.
– Василий Иванович, но возможности сельсоветов трудно сравнивать с возможностями района?
– Возможности Таштыпского района тоже сложно сравнивать с возможностями Усть-Абаканского, Бейского районов. Но это не значит, что надо сидеть и ждать у моря погоды. Не будем сами шевелиться, условия никогда не изменятся. Вот глава Бутрахтинского сельсовета докладывает об увеличении поголовья скота. Отличная новость. Люди, которые не боятся работать, любой кризис переживут.
Вспоминаю свое детство. Недавно приватизировал дом отца. Так вот объем полезной площади – 24 квадратных метра. На этих двадцати четырёх квадратах жили 10 человек. Всегда держали скот, всегда трудились. Помню, все заготовленные продукты мерили бочками: бочка брусники, бочка огурцов, бочка капусты. А как же иначе? Благодарен родителям за трудовую закалку и умение рассчитывать только на свои силы. Сейчас проезжаешь мимо деревень и обидно видеть непосаженные огороды, пустующие стайки. Деревня жила трудом, так было всегда. И терять это нельзя.
– Василий Иванович, а Ваша-то корысть в чем? Ведь человек, есть человек, он все равно думает и о личной выгоде.
– Моя корысть? Я делал и сделаю для малой родины всё, что от меня зависит. Это главное.
– А высокая зарплата?
– Хорошо если моя зарплата входит в сотню самых больших в районе. Скажем, в структурах правоохранительных органов зарплаты выше. Но не всё же измеряется деньгами. Вот еще одна беда нашего времени, все оценивать рублем, размером зарплаты… Джон Кеннеди сказал: «Прежде чем спросить, что страна сделала для тебя, спроси, а что ты сделал для страны». Вот я хочу по прошествии лет ответить на этот вопрос так: для Таштыпского района я сделал всё что смог. И хорошо, если каждый из нас сможет ответить также.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: