Новой редакцией ст. 108 ВК РФ предусматривается, что денежная сумма, уплаченная за не оказанную услугу (в связи с расторжением договора воздушной перевозки), подлежит возврату, если договор воздушной перевозки пассажира (далее – Договор), содержит условие о возврате провозной платы. При этом пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных сроков до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки. В силу п. 81 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 г. №82 (далее – Правила), регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного Правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, уплаченная за воздушную перевозку провозная плата пассажиру не возвращается.
В случае, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
Что касается невозвратных авиабилетов, то по общему правилу, вернуть их нельзя. Однако ст. 108 Воздушного кодекса устанавливает два случая, когда можно вернуть даже невозвратный авиабилет:
1. Вынужденный отказ от билета в связи с болезнью пассажира, а также болезнью или смертью члена его семьи либо близкого родственника (супруги, родители, дети, дедушки, бабушки и внуки, братья и сестры), совместно летящих с ним. Данные обстоятельства должны быть подтверждены документально.
2. Отказ в связи с нарушением перевозчиком установленных обязанностей, в том числе в связи с задержкой отправления самолета.
Причем исходя из буквального понимания ст. 108 Воздушного кодекса РФ, в этих случаях авиакомпания обязана вернуть полную стоимость авиабилета и не вправе удерживать свои фактические расходы. Возврат авиабилета необходимо произвести до окончания срока регистрации на рейс.
За консультацией можно обратиться в отдел защиты прав потребителей по адресу: г. Абаза, ул. Больничная, 9А, или по телефону: 8 (39047) 2-43-72.
О. Бельская,
юрисконсульт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия в городе Абазе»
Оставить сообщение: