С какими чувствами и мыслями должны приступать мы к этому великому поприщу? Святая Православная Церковь учит нас в своих песнопениях, которые мы слышим в понедельник первой – самой строгой и тяжёлой – седмицы поста: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный».
Эта стихира выражает смысл Великого поста. Современный человек полагает в своём уме, что пост христиан – это всего лишь физическое воздержание от некоторых видов пищи: мяса, молока, яиц. Нечто вроде диеты. Однако что говорит нам вышеприведенная стихира? Угодным Господу, приятным Ему постом от нас будет не только отчуждение от мяса, молока и тому подобного, а удаление от всего злого: ярости, похоти, клеветы и лжи.
«Постясь от брашен, душа моя, – вторит ей другое великопостное песнопение, – а от страстей не очищаясь, напрасно утешаемся неядением: ибо если пост не принесет тебе исправления, то не принята будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим». Поистине страшные слова: можно «соблюдать пост», не вкушая скоромной пищи, но без очищения от страстей такой человек уподобляется злым демонам, которые и вовсе никогда не едят, но злобой своей превосходят всё живое.
Мы должны хорошо усвоить себе, что телесный пост, каким бы строгим он ни был, всего лишь средство, которое помогает нам, прежде всего, очистить душу. И если второе не следует за первым, то первое бесполезно.
«Закон постничества такой, – пишет святитель Феофан Затворник, – в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое в себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения».
Первая заповедь, данная Богом человеку, – о посте. И если она была нужна в Раю до грехопадения, то тем нужнее после изгнания из Рая. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим: Бог повелевает, чтобы грешные люди постились, если хотят получить Его милость и очищение от грехов. Постились ниневитяне во главе с царем своим, услышав пророчество пророка Ионы о гибели своего города (Иона, 3: 4-10). Постился царь Давид (2Цар. 12: 16-22). И Сам Спаситель постился сорок дней и ночей, оставив нам пример, чтобы мы шли по Его стопам (1 Пет. 2:21). Изгоняя беса из некоего юноши, Христос сказал апостолам, что род сей (бесовский) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). Мы видим на этих примерах, что пост служит необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, что, собственно, и является целью жизни каждого христианина.
Да поможет нам Господь совершить подвиг Великого поста достойно и с пользой для души, чтобы, очистившись слезами покаяния, смыв с себя всю греховную скверну, подготовиться к Празднику праздников – Светлому Христову Воскресению!
Роман Могилат,
настоятель Христорождественского храма с. Таштып
Оставить сообщение: