Родилась Ольга Александровна в Усть-Абаканском районе станция Усть-Бюрь, жила и училась в Боградском районе в поселке Цветногорск. Закончила Цветногорскую среднюю школу в 1963 году, поступила в Абаканский педагогический институт. В 1968 году, после окончания, переехала по направлению работать в Таштып учителем химии и биологии. Начала трудиться в школе №2, через 4 года и перешла в первую.
– Ольга Александровна, расскажите о первом дне в школе в роли учителя?
– Мне дали 9 класс, хотя я на педсовете очень просила, чтобы мне дали 5 класс, сразу к старшеклассникам как-то страшновато было идти. Перед уроком сидим в учительской, звонка еще нет, я журнал напряженно прижала к груди, и спрашиваю: «А сколько лет надо до пенсии отработать?» – учителя как грохнули от смеха. Прозвенел звонок, пошла в кабинет, стою перед дверью и от волнения не могу открыть ее, рука не поднимается, в общем переборола, зашла, на удивленье ребята встретили хорошо.
За годы работы в школе Ольга Александровна со своими учениками объездила весь Советский Союз: Украина, Кавказ, Байкал этот список можно продолжать и продолжать, она помнит каждую свою поездку, но особенно запомнился Узбекистан.
– У меня в классе были сейские ребятишки, которые никуда ни разу не выезжали. Наши приключения начались в Абакане, в Москве продолжились. То на эскалаторе застрянут, то в электричке в дверях, то вообще потеряется кто-то, всем классом ищем. Теперь, думаю, как я вообще их довезла в целости и сохранности. Когда в Узбекистан приехали, нам сказали, чтобы мы особо никуда не ходили, так как там свои законы, нас везде сопровождал гид, он был директором местной школы. Жили на турбазе, обслуживали нас очень хорошо. Когда мы ездили по городу и на экскурсии нас охраняли и в рупор говорили: «У нас гости из России!». Мы, конечно, были шокированы тем, что мы там считаемся иностранцами.
Мы ходили в мечеть, в баню, просто гуляли, наслаждались свежим воздухом. Выходишь утром, а запахи! Там шашлыки, там плов, везде жарят, парят, запахи разных трав! Было так здорово! А ребятишкам-то как понравилось! Гид рассказывал всякие интересные легенды, обряды, обычаи. Выслушав все, дети мне потом говорят: «Знаете, побывать здесь хорошо, но надо уезжать, потому что их традиции, законы не для нас, мы привыкли к свободе». Вот, например, вечером дискотека, наши идут. А у них дети помыли ножки и домой, никуда идти нельзя, хотя они сами приезжие. Казахи, узбеки из окон смотрят, как наши дети танцуют. Потом едем вместе с ними на экскурсию наши спрашивают: «А вы вообще танцуете и какие танцы?» и они показывают элементы из национальных танцев, наши улыбаются. Всего сказать не пересказать.
– Как у вас возникла идея ездить на экскурсии по всему Союзу?
– Когда закончился учебный год, мне предложили сходить в поход, я согласилась. Собрались, пошли по старой абазинской дороге до Абазы. Было несколько привалов, в итоге остановились, разбили палатки, развели костер и сидели песни пели под гитару, было так здоров! Наутро спустились к Абазе, сделали для себя экскурсию по городу, так как, что я, что дети были там первый раз. Позже мы уже начали путешествовать по Советскому Союзу. Сейчас, думаю, как я могла?! Ведь это огромная ответственность за каждого ребенка.
– Дети сегодняшнего дня сильно отличаются от того поколения?
– Для меня дети – всегда дети, я как-то не разделяю их. Сейчас время другое, условия другие, но у них всегда горят глаза, всегда чего-то хотят. Сложности, конечно, есть. Сейчас мало кто слушает, мало кто прислушивается. То, что нас тогда интересовало, сейчас им неинтересно.
В советское время я была секретарем учительской комсомольской организации. Коллектив у нас был молодой, мы все делали вместе, например, ремонтировали кабинеты по очереди. Сегодня – физикам, завтра – руссковедам, потом – математикам, химикам. И как-то все весело делали, с шутками, общались с ребятами, они нас всегда понимали. Скажешь им: у нас такое-то мероприятие, они все принесут, весь нужный инвентарь, наверное потому, что я загоралась и они следом за мной.
Сами организовывали и проводили все праздники: «Осенний бал», «8 марта», «23 февраля», «Новый год», всевозможные классные часы, даже дни рождения ребятишек и то отмечали.
Если кто-то балуется подойдешь, руку на плечо положишь, успокоится. Многие дети до сих пор поддерживают со мной связь, хотя времени прошло почти полвека.
Сейчас я работаю в училище. Здесь, по сравнению со школой, есть свои трудности и особенности. Сюда чаще всего приходят уже взрослые, сформировавшиеся люди, многие из них имеют детей. Все это надо учитывать.
– Кем вы мечтали быть в детстве?
– В младших классах я очень хотела быть геологом, но у меня был сосед, геолог, и он меня отговорил. Сказал, что это мужская работа, постоянные долгие командировки, горы, раскопки, времени на семью нет, дома бывают редко. Вот я и передумала.
А когда училась в институте хотела стать врачом, мне очень нравилась медицина. Там же получила корочки военной медсестры и подрабатывала в больнице в ночные смены, так как нужны были деньги для учебы. На занятиях проходили абсолютно все, даже делали мелкие операции. Моя первая операция на мастит. Разрезала нагноение на груди, гной фонтаном, слышу сзади бах, бах, все девчонки в обморок попадали, а мне-то надо было закончить операцию и, вообще, сам процесс меня никогда не пугал.
– Как вы решили стать учителем?
– Стояли мы на последнем звонке, когда зазвенел звонок, мне так грустно стало со школой расставаться, стою и думаю: «А в моей жизни звонок будет звенеть всегда!»
– А почему выбрали химию и биологию?
– Почему химия, не знаю, она даже не была моим любимым предметом, а вот биологию я любила. Бабушка моя была травница. Когда я в качестве дипломной работы взяла тему: «Целебные травы Сибири», приехала к ней, все записала у нее и у других бабушек, долго сидела в библиотеке выбирала материал. Потом, когда защитила, уходя из института хотела забрать свою работу, но мне ее не отдали. А там столько всего было! Рецепты, советы, какую траву куда приложить, как приготовить, где взять. Можно было книжку написать.
Когда преподавала химию в школе, биолог уехала, получилось так, что биологию некому было преподавать. Я подошла к директору, спросила разрешения, она одобрила. Съездила в Абакан к своему куратору, пробыла у нее три дня, в ее богатой библиотеке все переписала, вернулась назад и принялась за работу. Вот так я стала учителем. И ни разу об этом не пожалела..
– Насколько я знаю, у вас очень активная жизнь…
– Да. Пою в хоре «Калина красная», являюсь членом территориального общественного самоуправления, вхожу в состав совета ветеранов. После уроков в училище везде надо успеть. Мы репетируем, ездим на разные конкурсы, фестивали, выставки. С ТОС на площадке детской организуем праздники. Там я тоже ответственная по всем мероприятиям. Начали с ребятишками камни носить, строить, оформлять. Раньше там был пустырь, мы все заполнили, сделали своими руками. Потом грант выиграли, качели приобрели, скамейки, фонарь установили. Жаль, что разбивают наше творение, безобразников хватает.
Не могу сидеть без дела, вести спокойный образ жизни. Все меня спрашивают: «Ольга Александровна, когда вы будете отдыхать?» – а что такое отдых? Для меня отдых – это «Калина красная». Мне нужно общение, я люблю людей, потому что люди умеют поддерживать в трудных ситуациях.
– У вас есть девиз, с которым вы идете по жизни?
– Не обсуждать других людей, потому что у каждого человека своя жизнь и свои проблемы. Кто знает, завтра кем мы будем.
Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком. Хорошего учителя человек, как правило, не забывает, рассказывает о нём друзьям, детям и внукам, по нему как будто сверяет свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных скульптурах. А хороший учитель живет в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.
Светлана Тюкпиекова
С юбилеем, Учитель!
«Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам, – он совершенный учитель» – сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Эти слова по праву характеризуют Ольгу Александровну Боловцеву, учителя биологии, ветерана педагогического труда, которая проработала в Таштыпской средней школе №1 почти всю жизнь. Ольга Александровна принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе любовь к ученикам, громадный объем знаний и творческое отношение к процессу обучения школьников. Сколько любви, сил, доброты, знаний потребовалось ей, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания ученикам. Мы, ее коллеги, помним, как она, работая в нашей школе, находилась в вечном поиске, вечном труде, и мы гордимся тем, что работали с нею.
Ольга Александровна воспитала не одно поколение учеников и неустанно дарила частичку своей души не только детям, но и нам, коллегам. Умная, интеллигентная, внимательная, обаятельная, до сих пор она является в школе эталоном примера Учителя с Большой Буквы.
Дорогая Ольга Александровна, мы, Ваши коллеги, сердечно поздравляем Вас с 70-летним юбилеем. Пусть Ваш педагогический талант, доброта и душевная щедрость еще долго остаются маяком для всех учителей и учеников, а Ваш образ примером для подражания. Примите от нас искренние пожелания всего хорошего: здоровья, большого человеческого счастья, всех земных благ.
Мы знаем: Вы наш друг надежный,
Что не обманет, не предаст.
И успокоит, и утешит, и дельный нам совет подаст.
За вашу дружбу, за заботу, за Вашу преданность друзьям,
За вечную души работу, за все, за все спасибо Вам!
Коллектив ТОШ-И №1
Оставить сообщение: