Уроки красоты Татьяны Николаевны Бурцевой

07:00 08.10.2014
Уроки красоты Татьяны Николаевны Бурцевой

– Мы к осеннему балу готовимся, – пояснила она.

И правда, на рисунках у мальчишек и девчат расцветала всеми красками осень.

– Татьяна Николаевна, так пойдет? – бойкий ясноглазый подросток тянет листок.

– Почему «пойдет»? – откликается учитель. – Пойдет – это: «вот вам и отвяжитесь», давай смотреть рисунок, как «красиво – некрасиво»?

Первые уроки прекрасного для деревенских детей… Я сейчас выскажу, наверное, крамольную мысль, но мы много говорим о спорте, о развитии физической культуры и как-то начисто забываем о том, что спорт – это мышцы. А душа, кто наполнит светом и красотой её? Тем более, кто будет наполнять её в деревне? А мышцы без души, что это? Тупая сила – не более того.

И наблюдаю молча, боясь вмешаться в процесс творчества. Изучаю маленький кабинет, отчасти напоминающий музей всех культур сразу… Куклы, матрешки, пого, японские (или китайские?) деревца счастья...

Поймав мой взгляд, Татьяна Николаевна указывает на расписную матрешку:

– Угадайте из чего это сделано?

– Из бутылки, – подсказывает шепотом паренек.

– Как из бутылки?

– Не совсем, конечно, из бутылки, – улыбается Татьяна Николаевна. – Техника папье-маше сложна. Нужна глиняная основа, на неё крепятся слои газетной массы с помощью клейстера. Мы заменили глиняную основу пластиковой бутылкой. Вышли заготовки очень похожие на матрешек. Расписывали обычной гуашью, вот в такой же технике мы выполняли эти декоративные тарелки.

Приглядываюсь и вспоминаю, где я впервые услышала имя Татьяны Николаевны  Бурцевой, педагога технологии и руководителя кружка из Нижнесирской школы. Мы писали о необычной пришкольной площадке, где буквально из мусора возник целый сказочный городок: с колодцем, Бабой Ягой, лебедями из автомобильных покрышек… Зачинателем и основным творческим генератором идей была как раз Татьяна Николаевна. А вторая наша встреча произошла на митинге  9 мая. Тогда Татьяна Николаевна сказала, что её отец был участником Великой Отечественной войны и уходил на фронт из Сир… «Коренная, сирская», – логично подсказывает память.

Да, кому ж как не ей быть воспитателем, учителем, другом, наставником для деревенских мальчишек и девчонок, она же сама деревенская. Она наверняка и видит, и чувствует красоту деревни, её душу, её свет как никакой посторонний взгляд не сумеет.

И в школе Татьяна Николаевна работает уже не одно десятилетие. «Учитель красоты» – наверное так должна звучать её специализация. Есть же учителя биологии, физики, алгебры… Почему бы не быть учителю красоты.

– А вот эти пого у нас культработники используют на всех праздниках, – отрывает от мыслей учитель.

И я ахаю! Роскошно! Иного слова не подберу. Стою несколько обомлев…

– Говорят, что пого – это не просто украшение, – вспоминаю я.

– Девочки, объясните, – говорит Татьяна Николаевна тем тоном, за коим уже угадывается, расскажут и покажут. Тоном учителя, уверенного в своих учениках.

– Это вот, – начинает кареглазая девчушка, – сама мать, а это дети, внуки. По этому украшению можно было узнать сколько людей в семье, сколько внуков, детей, к какому роду женщина относится. А носили его только замужние. Это лик Богини Умай – хранительницы всех матерей…

Хрупкий девичий пальчик указывает на группы ракушек, камней, бисерных подвесок. Каждая работа требует еще и сбора информации. Ребята не просто «ваяют» по готовым лекалам украшения, они ищут литературу, разговаривают со старожилами – разбираются что делают, как, зачем, сохраняя давние вековые традиции народа.

Слушаю, и невольно думаю, что маленький кружок давно перестал быть кружком одной культуры, одного искусства. Тут тебе и вышивка, и украшения, и…

– Мы еще игрушки мягкие шьем, – подсказывают дети.

– И вяжем.

– Вышиваем, вышиваем! – тянут руки.

– В вышивке мы сейчас используем хакасский шов. Он несколько отличается от традиционного русского, но в оформлении национальных костюмов наши предки использовали именно его. Мы изучили технологию и вот творим.

Честно, в какой-то момент свербит в глазах, и думается, сам педагог не понимает, что он для этого села. Кто он для этих детей. Какую великую миссию исполняет. Ведь помимо вот такого приобщения к культуре и красоте, он дает в руки детям – ту самую удочку. И с этой точки зрения педагог дополнительного образования – незаменимый человек, это он часто угадывает или подсказывает детям путь в будущую профессию. И еще, можно сколько угодно со всех трибун и рупоров кричать и призывать к восстановлению народных традиций, а можно прийти и начать отдавать детям то, что умеешь, знаешь и этим сделаешь больше. И если вдуматься, сколько дают вот такие скромные педагоги сел и деревень детям? В какой валюте оценить это богатство?

– У нас девочки даже продают свои поделки, – точно подхватывает мои мысли педагог.

Теперь о практической пользе, вспомните обычный достаток деревенской семьи, где каждая копейка на счету. А ведь это урок того, что можно и нужно зарабатывать своим трудом…

– А знаете, где мы эти пуговички брали? – глазенки детей светятся хитрецой. В руках у них японское дерево счастья, сплошь усеянное пуговицами, крохотными, маленькими.

– Со старых вещей срезаем. А еще нам отдают ненужные вещи и мы их используем…

Вот так, господа, из ничего, из бросового материала, на нищей деревенской почве и растут эти деревья счастья, растет красота, искусство. Растут в селах, где иных-то источников большой культуры, кроме телевизора да изредка работающего интернета, нет. Только та культура, что упорно льется на нас с голубых экранов – не культура, а её суррогат. Настоящее ищите по таким маленьким классам.

Спохватываюсь, что зашла сюда, чтобы спросить о их мечте – о новой школе.

– Ребята, у вас планируют строить новую школу, что бы вы хотели в ней видеть?

– Кабинет технологии! С новыми швейными машинками! – восклицают девчата.

– А я хочу... – подросток на миг закрывает глаза, а я жду вопля: «компьютеры!» или «бассейн!», но слышу:

– Много-много книг, чтобы от пола до потолка, новых книг!

И все, теряю дар речи… Это же какое-то чудо! Подросток мечтает о книгах, о тех самых, что где-то в городах давным-давно отправлены в кладовки и чуланы, которых вытеснил компьютер, которые умирают непрочитанными. Люди! Вот убейте меня, но буду твердить, что ничего нашей стране не грозит! Жила она и будет жить. И культура народа не уйдет забытая втуне, потому что в малых деревнях, есть вот такие Татьяны Николаевны и вот такие ребятишки! Помпезно сказано? Может быть, но зато верно…

Наталья Ковалева

581287

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы