Во второй половине прошлого столетия тут было многолюдно. Кубайка была центром сельского совета. Здесь жили и трудились лесозаготовители, охотники, геологи. Работала школа-восьмилетка, были клуб, больница, библиотека, детский сад.
Теперь в Кубайке постоянно живут около полусотни жителей. Многолюднее становится летом, когда на турбазах «Куба» и «Анзас» бывают отдыхающие да на вновь отстроенные дачи приезжают их хозяева.
Но сейчас, весной, здесь тихо.
Мария Степановна живет в поселке с 1965 года. «Состарилась здесь», – констатирует факт именинница и продолжить разговор не спешит. На вопросы отвечает немногословно, и хотя чувствуется, что живется пенсионерке одиноко, но она ни на что не жалуется:
– А на что плакаться-то? Лучше не станет. Шевелиться надо. Жить.
Из дальнейшего недлинного разговора можно было понять, что эти слова могли быть девизом всей жизни Марии Степановны. Родилась она в 1928 году в Абазе, в крестьянской семье Постаноговых. «И все предки мои до пятого колена абазинские, крестьяне», – говорит она.
Во время войны ее судьба похожа на судьбы всех подростков того времени. А когда вернулась мирная жизнь, Мария, окончив Абаканское педагогическое училище, стала учительницей младших классов. Начинала работать она в поселке Чехане, и вела уроки не только у малышей, но и в старших классах преподавала математику, биологию… «Да что нужно было, тому и учила».
То, о чем думала неразговорчивая именинница во время нашей беседы, я нашла в воспоминаниях ее учеников, которыми они делились в группе «Чехан» на сайте «Одноклассники» (на снимке: Мария Степановна с 3 классом в Чехане).
Из воспоминаний Любови Федоровны Гетманец:
«Наша семья приехала в Чехан в 1946 году. Тогда же был создан лесоучасток. После пограничников (до 1944 года на месте поселка была пограничная застава с Тувой – прим. авт.) осталось две казармы, клуб и конюшня со складами. Вокруг казармы были окопы и траншеи. Ещё остались некоторые солдаты, которые собирали гильзы и какое-то железо.
Была начальная школа организована. Учителями были Мария Степановна Постаногова и Людмила Николаевна Бетехтина-Анашкина. А в 1949 году школу сделали семилетней, т.е. перевели её из Артаса, оставив в Артасе начальную».
Из воспоминаний Раисы Александровны Дударевой (Карповой):
«Наша семья приехала в Чехан в 1951 году по вербовке. Привезли нас в ночь с 1 на 2 апреля, поселили в бараках. А утром, когда взрослые вышли на улицу и увидели, что кругом высокие горы, и мы, как в котле, и такое впечатление, что дорог отсюда нет, женщины запричитали, дети подхватили, стоял такой плач, что кажется, до сих пор я его слышу.
Из строений было: две огромные солдатские казармы (в последствии в одной из них сделали семейное общежитие, а потом школу, а в другой детский сад и ясли), барак для местных жителей, магазин, пекарня, склад-подвал, огромная конюшня (видимо, там содержали коней для заставы, а потом были лошади-тяжеловозы, которые возили лес), два огромных склада, 2-3 домика старожилов и дом для начальства, как мы его звали, и школа, и клуб…
Жителями Чехана, когда мы туда переехали, были в основном сосланные во время войны литовцы и украинцы, и немного гражданского населения. Все они работали на лесозаготовках.
Сосланные каждый день обязаны были отмечаться в комендатуре. И только в 60-е годы им разрешили вернуться на родину. Кто-то вернулся, а кто-то остался в Сибири.
Сообщение с «большой землёй», как в шутку называли сельчане Малые Арбаты, осуществлялось в основном зимой по зимнику, т.е. по льду рек. Все продукты завозили на год, т.к. летом никакой дороги почти не было. И даже уже в начале 60-ых годов до Малых Арбатов (50 км) ехали целый день, машина была с лебёдкой, вот от дерева к дереву и тащила лебедка машину, а колея была – колёса скрывали, да ещё грунт болотистый. С шофером ехал помощник, который тянул трос от лебёдки».
Вот такая была жизнь в Чехане, где началась трудовая биография молодой учительницы Марии Степановны Постаноговой. Ее общий педагогический стаж – 33 года, добрую половину которого она проработала в школе поселка Кубайка.
Прочитав на сайте «Одноклассники» воспоминания бывших чеханцев, я написала Раисе Александровне Дударевой о юбилее Марии Степановны и через пару дней получила ответ:
«Я хорошо помню Марию Степановну. Она учила меня математике. Очень красивая женщина, добрейшая душа. Я очень рада, что она жива. Передайте ей огромный привет с пожеланием здоровья и всех благ. Хотелось бы увидеться с ней, но получится ли?
Вместе с ней в Чеханской школе работали Людмила Николаевна Анашкина, директор школы, вела историю и немецкий язык; Людмила Григорьевна Копылова, учитель русского языка и литературы; Нина Диановна Зайнулина, учитель начальных классов; Таисия Викторовна Чаплыгина, учитель ботаники и зоологии.
А я пошла по стопам Марии Степановны, стала учителем, проработала 48 лет математиком, сначала в Малоарбатской школе, потом здесь, в Минусинском районе. Огромное вам спасибо за добрую весть. А Марии Степановне еще раз – крепкого здоровья и благополучия!»
Примите поздравления, Мария Степановна, от бывших своих учеников.
Ирина Кабанова
Оставить сообщение: