Выездное рабочее совещание по вопросам развития лесопромышленного комплекса на территории Таштыпского района было более чем долгожданным. Слишком много вопросов – острых и злободневных связано с использованием главного богатства Таштыпского района. В том числе и вопрос отведения дровяных лесосек для жителей района. Состав совещания изначально дает надежду, что ответы на волнующие вопросы мы услышим. Министр по лесу Республики Хакасия Олег Сергеевич Матвиенко, главный эксперт отдела охраны и защиты лесов Минлеса РХ З.М. Юськив, Глава Таштыпского района Н.В. Чебодаев, депутат Верховного Совета республики В.И. Шулбаев, Председатель районного Совета депутатов Г.Г. Тодинов.
Открыл его Н.В. Чебодаев:
– Не так часто встречаемся в таком формате, но есть необходимость обсудить накопившиеся вопросы. Отдельный вопрос возникает в части заготовки дров населением. Я считаю, что неправильно, когда живя в районе, где 96% – это лес, заготовка дров становится крайне затруднительной в связи с недоступностью выделяемых лесосек. Предлагаю провести совещание в прямом диалоге, сегодня здесь все необходимые люди.
Все заинтересованные люди – это руководители лесничеств Таштыпского и Абазинского – И.М. Сысуев, О.В. Курбатова, предприниматели-лесопереработчики, главы сельсоветов, представители бывших АУ: «Абазалессервис» и «Таштыплессервис» – ныне объединенные в АУ «Леса Хакасии» – в кабинете Главы района яблоку негде упасть.
Совещание началось с краткого доклада министра по вопросам повестки. Вот основные вопросы, которые были обсуждены.
Лесоустройство
Это главный и самый болевой вопрос лесного хозяйства не только Таштыпского района, но и Хакасии в целом. Что такое лесоустройство? Это свод актуальной и достоверной информации о: лесах, их местоположении, составе, возрасте, состоянии. Только на основании лесоустройства, которое должно проводиться не реже, чем раз в десять лет, возможна грамотная хозяйственная деятельность в тайге. Лесоустройству Хакасии в среднем 28 лет. Какой-то почти «гинессовский» рекорд. А что у нас в Таштыпском районе?
О.С. Матвиенко:
– Таштыпский район – 46% всего лесного фонда. 1млн760 тысяч га леса. У 90 % срок лесоустройства приближается к 30 годам. На сегодняшний день мы передали информацию в Рослесхоз для включения в федеральные планы лесоустройства на 2025-2026 гг. Однако, ваш район – единственный, где лесоустройство ведется в Таштыпском лесничестве, и одно проведено арендатором – в Матурском лесничестве.
Фрагментарное лесоустройство безусловно создает проблемы не только работникам лесничеств, но и бизнесу. Живой пример привел индивидуальный предприниматель Н.В. Сорокин:
– Нам выделили лесосеку. Но работать там не смогли. В составе – высокое преобладание кедра, а значит, по закону рубить лес там мы не имеем права.
Еще одна сложность – лесоустроительные работы находятся в границах федеральных полномочий. Закон позволяет проводить их и самостоятельно. Но цена вопроса высока. И если крупный арендатор позволить себе это может, то малый бизнес – нет.
Лесовосстановление
По закону обязанность восстановить лес после проведения рубок лежит на плечах тех, кто этот лес и вырубил. Арендаторы, а их в Таштыпском районе десять, с этой задачей справляются только на 50%. Министр отметил тех, с кем по его словам находит полное взаимопонимание – это индивидуальный предприниматель А.М. Кенкель, Хакасский ЛПХ-2, ООО «Эпос», ООО «Кедр».
Однако, есть те, кто свои законные обязанности исполняют из рук вон плохо. В суд уже переданы исковые требования на семерых арендаторов, пятеро из них – это те, кто ведет свою деятельность в нашем районе. Подобная практика будет применяться и далее.
Глава района обратил внимание на то, что в ПУ-16 есть возможность и желание создать питомник по выращиванию посадочного материала. Уход за ним обеспечат ребята, получающие специальность «Лесное и лесопарковое хозяйство».
Надо сказать, что впервые идея воспитывать на базе училища своих специалистов леса появилась еще в 2016 г. Сейчас идея воплощена в жизнь. И это радует не только наш район, но и Министерство лесного хозяйства РХ. Лесничества испытывают постоянную потребность в кадрах. Взаимодействие между училищем и республиканской властью есть. И они готовы обеспечить прохождение практики. Готово министерство поддержать и выращивание саженцев на базе ПУ-16.
– У Веры Дмитриевны (В.Д. Сазанакова – директор училища – ред.) есть расчёты на создание полноценного питомника, помогите ей с составлением сметы, – порекомендовал он Главе района. И отметил, что данное сотрудничество будет выгодно и училищу. Качественный районированный посадочный материал востребован. С 2027 года федеральный проект «Экологическое благополучие» позволяет получить финансовую поддержку на выращивание лесопосадочного материала.
О недоступных лесосеках
Вопрос, на который ответ ждут едва ли не все жители района, обладатели дровяных печей обозначил Глава района:
– Ко мне обратилось рекордное количество жителей с жалобой на то, что дровяные лесосеки выделяются в недоступных местах. Эта тема стала лидером среди общей массы обращений в администрацию района, – сказал Николай Васильевич.
Показалось, что вопрос вызвал некоторое недоумение у министра леса Хакасии:
– В Таштыпском районе отведено для личных нужд населения 9500 кубометров леса. В том числе и на заготовку дров. Теперь об их доступности. В ходе отведения лесосек и контроля над рубками, работники лесничества должны не менее трех раз выехать на место заготовок. Лесничества Хакасии снабжены автомобилями УАЗ Hunter, и до лесосек они спокойно добираются. Потому речи о недоступности вести нельзя. Если возникают вопросы – обращайтесь к начальникам отделов участковых лесничеств. По Таштыпскому району – это Иван Михайлович Сысуев. Проблем в отведении лесосек нет. Ежедневно данные по ним обновляются на нашем сайте. Можно контролировать…
Николай Васильевич парировал:
– Видимо механизм выделения где-то нарушен. Проанализировав массу обращений, я отметил два момента: первое – это отношение специалистов лесничеств к людям, и второе – это именно – доступность. Не хочу утверждать, но в жалобах население ссылается и на личную заинтересованность в выделении неудобных лесосек. К примеру, Анчулский сельсовет. Лесосеки населению выделяются там, куда «заинтересованные» лица сами не могут добраться. Есть рядом березняк. Почему нельзя отвести лесосеку для жителей там? Бутрахтинский сельсовет – людей отправляют готовить дрова за 45 километров. Впрочем, хочу предоставить слово коллегам, главам образований…
Главы, в частности О.И. Тибильдеев, глава Анчулского сельсовета, проблему подтвердил. Сложности с оформлением начинаются уже на месте, чтобы отвести лес под заготовку за справкой приходится «поездить в лесхоз». Да и сама заготовка вызывает массу трудностей и затрат, особенно у людей старшего поколения.
– Вот вы говорите, бабушки не могут заготовить, – отвечает Олег Сергеевич Матвиенко. – Согласен. Но по Лесному кодексу бесплатной древесины быть не может. Заготовка дров – это право, не обязанность. И реализация этого права предполагает наличие возможностей.
– У нас нет иждивенческого подхода, – возражает Глава района. – Речь идет о необходимости создать рабочий механизм. Для меня и всего Таштыпского района важна именно – доступность. Будут лесосеки, удобные для потребителя, процесс организуем. Всегда есть возможность сделать это через предпринимателей. Давайте проанализируем и еще раз вернемся к вопросу, именно в части отведения.
– Я предлагаю включить этот вопрос для изучения в протокол совещания, – соглашается министр. – У нас есть подобные вопросы по Бискамжинскому лесничеству. Там мы задействовали следующий механизм: глава сельсовета и специалисты лесничества – едут и оценивают возможности отведения доступных лесосек на месте. Окончательный срок для исполнения установили – до 1 ноября. Предлагаю в Таштыпском районе поступить также. Определяйтесь с датой.
С датой определяются мгновенно – 8 ноября.
О муниципальных лесосеках
Этот вопрос поднимает глава Таштыпского сельсовета Р.Х. Салимов. Зачем нужны такие лесосеки? На случай ремонта. Помощи погорельцам. Экстренных нужд.
И этот вопрос вполне решаемый, при наличии предпринимателя, готового вести такую лесосеку – оформить её напрямую на сельсовет не позволяет закон. Опыт работы с муниципалитетами есть у Н.В. Сорокина. Схема работала так: лес для муниципальных нужд им заготавливался и продавался сельсоветам, но на 30-40% дешевле, чем на рынке. В эту стоимость входила и доставка.
Николай Владиславович готов и сейчас к сотрудничеству. Вопрос затруднен отсутствием лесоустройства. Случаи, когда на отведенной лесосеке вместо ожидаемой сосны и лиственницы вдруг обнаруживался кедр, в практике предпринимателя были. Еще одна сложность – в определении необходимого объема заготовок. Но эта сложность из разряда решаемых.
– Лесосеки мы отведем без проблем, определяйте объемы, – заверяет И.М. Сысуев начальник отдела Таштыпского участкового лесничества.
О «пчеловодах» и рекреации
Рекреационная деятельность в лесах – это деятельность не связанная с заготовкой древесины, но требующая выделения участка для ведения сельского хозяйства, туризма, организации мест отдыха, охотничьих хозяйств и многого другого.
В Таштыпском районе для этого выделено 42 участка, как отметил Олег Сергеевич особого спада или подъема активности не наблюдается. Большинство из этих участков взяты для личных нужд. Но и туризм в Хакасии набирает обороты и развивается. И в районе, на землях Гослесфонда, расположены такие известные туристические фирмы, как: «Родник», «Саянская благодать», «Тёплый ключ», «Сюгеш».
– Муниципальные власти должны быть заинтересованы, чтоб эти отдельные островки в тайге, были объединены четким мастер-планом, позволяющим планировать развитие туризма, – заметил министр.
Район, конечно, заинтересован.
– Трасса Абакан – Ак-Довурак получает статус федеральной, открывает перед районом возможности туристической деятельности. А где её развивать, если 90 процентов района – это земли Гослесфонда? Только в тайге, – поясняет Глава района. – Поэтому интерес к рекреации лесов у нас особый.
Однако, вопросы есть и в части рекреации. Суть проблемы: для использования лесов гражданами в целях пчеловодства для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование и, минуя аукционы. Чем многие и пользуются. И на бумаге пасеки в тайге есть, а «меда» не наблюдается.
Чтобы свести такое «пчеловодство» к минимуму нужны совместные усилия и министерства, и муниципальных органов власти.
– Там, где нет тотального контроля власти – порядка не будет. Земля не может быть бесплатной – это всегда доход. Но неучтенный. Если на таких пасеках стоят строения. И нередко нанимают людей для охраны, то речь уже идет о бизнесе. Почему нельзя этих «пасечников», обязать платить налоги? Либо изъять участки?
Как пояснил Олег Сергеевич, для отказа в выделении участка нужен материал, информация. У Таштыпского лесничества уже были прецеденты, когда составлялись протоколы о ведении незаконных рубок. Строения на «пасеках» возводят из леса, что рядом в избытке, обходя закон. Но чтобы такой протокол заработал надо установить лицо, нарушившее закон. А это часто затруднительно.
И тут же возникают первые договоренности – о совместном рейде, с целью выявления нарушителей Лесного кодекса.
Что же до мастер-плана, то бишь инструмента, который определит концепцию будущего развития территории в сфере туризма. Глава предлагает сформировать определённые соглашения по участкам, перспективным для турбизнеса. И уже они и лягут в основу будущего мастер-плана.
О непростом районе и судьбе «Таштыплессервиса»
Этой темы просто не могли не коснуться. Судьба бывшего АУ РХ «Таштыплессервис», он же «Таштыплес». Вместе с его переводом в республиканское предприятие АУ РХ «Леса Хакасии» ушли из бюджета района и более двух миллионов налогов. Само же учреждение заметно сбавило обороты, сократив штатный состав. Специалисты увольняются. Вернуть самостоятельность «Таштыплесу» – единственно верный выход – таково мнение власти районной. Есть и еще выход объединить его с «Абазалессервис». Впрочем, последнее встречает неожиданное сопротивление со стороны абазинцев.
– Сейчас выделение из состава «Лесов Хакасии» невозможно. Чтобы учреждение работало в прежних объемах, его необходимо оснастить техникой и производственными мощностями, когда-то переданными в «Леса Хакасии, – таков смысл обращения представителей «Абазалессервис».
З.М. Юськив подытоживает обсуждение по вопросу:
– Да, «Таштыплес» был единственным из аналогичных предприятий в республике, которое твердо стояло на ногах, полностью выполняя госзаказ и получая прибыль. Они могли позволить себе приобретение техники. И объединение – было большой ошибкой, за которую мы все сейчас расплачиваемся. И чтобы дать предприятию самостоятельность, необходимо, чтобы Правительство Хакасии выделило средства на приобретение материально-технической базы.
Вопрос времени, как говорится, важно, что его решение возможно. И с повестки его снимать никто не собирается.
Впрочем, и к «самому лесному и отдаленному» у министерства вопросы есть. Олег Сергеевич отмечает, что заготавливать лес у нас не так-то и просто. Практически выделение любой лесосеки сталкивается с протестным настроением сельчан.
Николай Васильевич поясняет:
– Да, в этих протестах есть доля перегибов. И тут каждый случай надо рассматривать индивидуально. И мы будем рассматривать, беседовать. Но, чтобы минимизировать протестные настроения, есть смысл отводить аукционные лесосеки не вблизи поселений, где народ заготавливает: орех, грибы и ягоды, охотничает, а в тайге, в удаленных местах. У арендаторов есть возможности вести добычу леса и там. А у населения часто нет возможности сменить места привычных заготовок дикоросов или охоты.
Рубить или не рубить? В этом вопросе население и лесозаготовители к взаимопроникаю приходят с трудом. И часто на опыте своих ошибок. Яркая тому картина, в разгар обсуждения с места поднялась глава Матурского сельсовета Н.С. Иванова:
– Я прошу поддержать нашего предпринимателя Ольгу Валерьевну Илясову. С её уходом дошли до того, что в таежном Матуре мы палки дров не могли купить, машину лапши, которой отапливались многие сельчане. А пиломатериал были вынуждены везти из Таштыпа. Кроме того Илясовы всегда оказывали поддержку сельсовету и в проведении мероприятий. Они были и основными спонсорами при строительстве Матурской церкви. А главное, с их уходом жители лишились рабочих мест. И сейчас, когда Ольга Валерьевна вернулась – мы выдохнули. У нас уже готов совместный план работы по развитию села.
Что же до поддержки своего предпринимателя, доказавшего преданность селу годами работы и обширной благотворительной деятельностью, В.И. Шулбаев обратил внимание, что в Хакасии действует Центр поддержки предпринимательства. А значит, есть и возможность помощи.
Прийти к Соглашению
– Лесное хозяйство живо, пока в лесу слышен стук топора, – очень точно скажет Олег Сергеевич.
Главное, чтобы этот стук топора был под контролем, как минимум двух ветвей власти – республиканской и районной. А для этого необходимо сотрудничество между властью районной и республиканской. Лесной кодекс практически не оставляет шансов муниципальной власти на участие в процессе выделения аукционных лесосек. Закон суров, но без детального понимания, что же происходит на львиной доле района, вряд ли можно говорить о полноценном развитии территории.
– Предлагаю разработать и подписать Соглашение между Министерством Леса Республики Хакасия и администрацией Таштыпского района, в котором будут учтены и интересы района по всем обозначенным вопросам. В том числе и о возможном включении представителей администрации Таштыпского района из числа первых лиц в комиссию по проведению лесных аукционов. Муниципалитету остро необходимо иметь понятие – где, какая лесосека формируется. Во-первых, в этой плоскости лежат интересы охраны труда людей. Наша задача легализовать положение наемных рабочих, которые работают без какого либо официального трудоустройства и лишены на сегодняшний день социальных гарантий.
Во-вторых, и мы, и министерство Леса заинтересованы в порядке и контроле в лесозаготовительной отрасли. И район готов оказать содействие. В-третьих, в этой же плоскости лежат наши возможности развития туристической отрасли.
Лесное хозяйство – крайне важная сфера интересов для района, земли которого на 96 процентов – это тайга, – резюмировал Николай Васильевич.
Подобное Соглашение в свое время было заключено, об этом напомнил В.И. Шулбаев, депутат ВСРХ, возглавлявший район в 2007-2017 гг.:
– Все договоренности уже были. К ним надо вернуться. Посмотрите, демографические показатели в районе падают. В Анчулской начальной школе, нынче учится один ученик. И главный способ остановить миграционный отток – это обеспечить развитие экономики на территориях. Лесное хозяйство может и должно стать одним из основных экономических ресурсов. Но для его развития необходимо, что бы и республика и район работали в одной связке. Нужно Соглашение.
Что ж, это совещание, насыщенное, плодотворное, длившееся почти три часа – хороший шаг на пути к Соглашению, остро необходимому двум уровням власти.
Наталья Ковалева
P.S.: Пока верстался номер стало известно, что уже согласован Протокол совещания. И начата работа над Соглашением. Как будут развиваться события мы обязательно расскажем.
Оставить сообщение: