Победители международного уровня
Так уж случилось, что пандемия внесла свои коррективы в творческую и праздничную жизнь района. Мы не можем в полной мере насладиться выступлениями наших артистов, а они – продемонстрировать свое мастерство. Но зато они могут участвовать в онлайн-конкурсах, проведение которых стало активно практиковаться с введением ограничительных мер. А для кого-то это стало еще и шансом заявить о себе не только на районном и республиканском уровне, но и на уровне всероссийском и даже международном.
– Начиная с апреля мы принимали участие в дистанционных вокальных конкурсах. Их тематика была разнообразной, но большинство, конечно, посвящены годовщине Победы в Великой Отечественной войне и патриотической песне, – рассказывает Надежда Леонидовна. – Это были конкурсы профессионального мастерства, можете представить себе уровень их участников?!
И тем более мы можем гордиться тем, что наши девчонки стали призерами, лауреатами, дипломантами большинства этих конкурсов. Аксиния Агеева, Анна Поцикайло и их руководитель Надежда Трункина «привезли» в район почти два десятка Дипломов первой и второй степени.
– Это наши самородки, у них талант от Бога, – с гордостью говорит Надежда Леонидовна. – А с другой стороны очень приятно, все-таки это очень высокий уровень, а мы глубинка. Среди огромного количества участников нас не просто заметили, но и дали высокую оценку нашему исполнению. Но заниматься, конечно, приходится очень много. Еще я хотела бы отметить, что эти победы стали возможны также благодаря работе прежних наставников девочек, от которых они пришли ко мне. Это Светлана Геннадьевна Чебодаева и Владимир Вячеславович Маслов.
– Вы только в народном направлении развиваетесь?
– Нет, я смотрю на детей, на их голосовые данные, кто в каком стиле может петь. Например, Мила Огненных – чистая «народница», у нее это изнутри идет. А вот у Аксинии Агеевой больше джазово-эстрадный стиль. Для Ани Поцикайло по духу ближе эстрадное исполнение. И детям так проще, ребенку нравится заниматься тем, что ему близко, что у него получается.
Кузнецы своего голоса
До того, как прийти в районный Дом культуры, Надежда Леонидовна работала учителем музыки в Таштыпской школе №2, параллельно вела вокальный кружок. Потом был Псков, куда Надежда уезжала на два года и где тоже занималась с детьми.
– И в этом плане в Пскове я большую школу прошла. Это и методические наработки, и опыт участия в различных конкурсах. Тем более Москва, Питер рядом.
– А скажите, любого человека, ребенка можно научить петь?
– Я считаю, что абсолютно любого, просто у кого-то это быстрее получается, а кому-то требуется чуть больше времени, сдвиги происходят медленными шагами. А еще бывает, человек слышит правильно, а сам воспроизвести не может. То есть музыкальный слух есть, а мелодический, гармонический слух требует развития, и для этого нужно заниматься, заниматься, заниматься.
Конечно, есть дети, у которых от природы очень хорошие голосовые данные, но и они требуют шлифовки, регулярных занятий.
– Всегда восхищает, когда выступают малыши, особенно, если исполняют какие-то сложные в техническом плане произведения. Как маленького человека можно научить не просто воспроизводить ноты, а работать голосом?
– Обычно у маленьких детей голосовой диапазон небольшой, 4-5 ноток. Но заниматься вокалом можно уже с 3-х лет. Начинают с простых напевочек, постепенно усложняют и к 5-6-ти годам они уже могут хорошо петь.
Я стараюсь заниматься с детьми индивидуально. Особенно когда вижу, что у ребенка есть способности. Хотя все они ходят и в ансамбли, чтобы развивался гармонический слух и чтобы не привыкали только к своему голосу, но слышали и других, когда пели. Но и по отдельности обязательно занимаемся.
Вот сейчас разбираем новую песню с Аксинией, она сложная по исполнению, в ней большие перепады, то вверх, то вниз. А она привыкла петь ровненько, поэтому приходится барьеры преодолевать, и это новая ступень ее вокального развития.
Во время занятий каждую нотку приходится разбирать, каждую интонацию оттачивать, это очень трудоемкий процесс. Его даже можно сравнить с работой кузнеца, как кузнец выковывает свое изделие, так и педагог вокала со своим ребенком: куёт из него певца, куёт голос. Где-то учишь добавлять бархатные нотки, где-то высокие ноты брать, чтобы как звоночек был, где потоньше нужно спеть, а вот здесь потолще надо.
Влюбленная в детей и профессию
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что для Надежды Трункиной ее работа – это призвание. Говорить о детях, репетициях, сцене, подготовке к праздникам, выступлениях, участии в конкурсах с таким блеском в глазах, с таким горячим интересом может только по-настоящему увлеченный, влюбленный в свое дело человек.
– Это на самом деле очень интересно. Когда я была учителем музыки, на вокальный кружок оставалось мало времени, а мне очень хотелось заниматься именно этим: учить детей вокалу, вырастить из них кого-то знаменитого даже. Тем более есть ребятишки с большим потенциалом, желанием заниматься.
– У Вас самой очень хороший голос, и на сцене во время выступлений на вас смотреть одно удовольствие. Откуда это, в семье тоже кто-то поет?
– У меня, наверное, это от мамы и бабушки. Бабушка – необыкновенно талантливая, и у мамы очень красивый голос, но они всегда пели только дома, среди своих. А я вот стала это развивать. С 7 лет пошла в музыкальную школу, с 12 лет начала заниматься эстрадным вокалом, участвовала в конкурсах. Но это были 90-ые годы, тогда было не до культуры, и дистанционных конкурсов не было, куда-то ехать – дорого, поэтому участвовала только в пределах Хакасии.
В 11-м классе долго мучилась, перебирала профессии, не знала куда поступать. Как-то на один из концертов пришла моя учительница по фортепиано и спросила, куда я надумала поступать. Узнав о моих метаниях, удивилась: «У тебя же такой голос, поступай в музыкальное!». И я поступила в Абаканский музыкальный колледж.
Потом был Кемеровский институт. Вокальные данные Надежды Трункиной расширились до академического исполнения. Но ближе всего ей по-прежнему все-таки фольклорное направление, в нем душа, голос Надежды раскрываются во всей красе и силе.
– О том, что пошла по музыкальной линии, не пожалела ни разу. И с одной стороны, мне, конечно, хотелось бы самосовершенствоваться, развиваться дальше, но я по своей сути педагог, своими знаниями мне хочется поделиться с детьми, научить их, чтобы они были лучше, чем я, чтобы превзошли меня в мастерстве. Когда ребенок превосходит своего наставника, это, наверное, только похвала учителю. У меня нет планки добиться успехов для себя, а вот когда мои воспитанники достигают каких-то высот – это высшая похвала, большего не надо. Я хочу гордиться ими.
– То есть о том, что пришлось стать учителем, тоже не жалеете?
– Нет, что вы! Я когда была маленькая, до школы еще, всегда говорила: вырасту – буду учительницей и буду учить детей. Так оно и случилось. Кстати, я заметила, о чем ребенок мечтает, о чем говорит, даже если сам потом забывает, – сбывается. Я стала учителем музыки и педагогом вокала, и мне это очень нравится. Мне нравится, когда мои дети выходят на сцену, как они делают всё, чему я их учила, и у них получается.
Знаете, у нас большая семья, три ребенка, бабушка с нами жила. И родители всегда поддерживали меня, приходили на выступления. И мама, и папа. Если у папы, бывало, не получалось прийти, мне его не хватало. Они гордились мной, и я чувствовала это.
Ну и такой момент, когда приезжали гости, родители заставляли играть, петь, в общем, показывать концерт. Мне всегда было страшно, руки тряслись, голос дрожал, ужасно волновалась. Но сказать по секрету, несмотря на приличный опыт выступлений, я до сих пор волнуюсь, когда выхожу на сцену, иногда даже ноги трясутся.
– Как же справляетесь с волнением?
– Улыбка на лицо, и – всё! А потом начинаешь петь, и все приходит в норму. Хотя в то же время это такое приятное волнение, трепет от встречи со зрителями, когда ты поешь вживую, и оно, мне кажется, есть у всех артистов, независимо от степени популярности и звания.
Вот, кажется, и раскрыт секрет почти всякого успеха. Поддержка родных, любовь к своему делу и… улыбка, такая, как у Надежды Трункиной, способная растопить и покорить любое сердце.
Ольга Конюк
P.S. А еще Надежда Трункина мечтает организовать взрослый ансамбль. Одна ученица у нее уже есть. И она надеется, что обязательно найдутся среди таштыпцев еще желающие проявить и развить свои вокальные таланты.
Оставить сообщение: