Трудолюбие – основная черта нашей семьи

12:38 01.08.2024
Трудолюбие – основная черта нашей семьи

Наша семья много раз переезжала, но большую часть жизни живет в Таштыпском районе. Тут все родное. Раньше я мало интересовалась своими корнями, однако стали посещать мысли: «А ведь на таштыпской земле жило не одно поколений моих предков, и я теперь живу… Интересно, как их звали, как они жили…». Конечно, я помнила обрывки ранних маминых рассказов о родных, но тут решила их записать, чтобы моим детям, внукам и правнукам было на что опираться.

Большой Бор – родина Тодановых

Моего прапрадеда звали Сахыр (Павел) Тоданов. Об этом наша семья узнала недавно, буквально два года назад, когда в Большом Боре (Нижнесирский сельсовет) собрались Тодановы на родовую встречу. От нашей семьи присутствовала мама Евгения Геннадьевна Кулемеева. И она мне рассказала историю прапрадеда. Оказалось, что в Большом Боре жило раньше много Тодановых и были они крепкими трудолюбивыми хозяевами, в советское время сказали бы – кулаками. У нашего прадеда Сахыра Кузьмича была большая пасека, много коров и лошадей, разводил скакунов специально для скачек. На больших национальных праздниках любили проводить скачки и определять лучших скакунов, победителю наверняка полагался какой-либо серьезный приз. Несмотря на наличие наемных рабочих, Сахыр Кузьмич сам трудился от зари до зари, дома его было не застать. В амбарах было всего полно, прабабушка Евдокия будучи маленькой даже застряла в одной из огромных бочек меда. Хотела полакомиться, а вылезти без помощи уже не смогла.

От первого брака (имя супруги, к сожалению, не известно) родились трое дочерей – Топчау (Пелагея) Чарнахах (Агафья), Одотау (Евдокия). Моя прабабушка по каким-то причинам решила добровольно уйти из жизни, дети остались сиротами. Во втором браке с русской женщиной родились два сына – Иван и Федор. Дети от первого брака новой женой не приветствовались, поэтому те ходили вечно голодными, побирались по родственникам. Сахыр Кузьмич целый день в полях, не видел, что творится, а может видел, но закрывал глаза. Мы точно не знаем, что тогда происходило, и не можем осуждать своих предков. Для нас живущих это может служить уроком – наши дети никому не нужны, нужно сто раз подумать, прежде чем покидать их. Вторая супруга после вторых родов умерла, матка вышла вместе с ребенком, произошло заражение. Материнская смертность в те годы (начало 20 века) была очень высокой.

По семейному преданию в годы гражданской войны моего прапрадеда зарубили красные. Мама рассказывает: «В селение приходили то белые, то красные, требовали провизию и т.д. В один из трагических дней, опять пришли красные, им нужны были лошади, а их уже угнали белые. Сахыр спрятался в хлеву и попросил одного из рабочих привести ему самого лучшего скакуна, чтобы убежать. Батрак же намеренно привел самого худшего коня. Очевидно, он завидовал своему богатому хозяину и решил таким образом «подставить» его, надеясь, что сможет завладеть его пожитками. Сахыр не смог далеко ускакать, красногвардейцы догнали его в каком-то овраге, зарубили шашками…». Вот к чему приводят человеческая подлость и зависть, это тоже урок для потомков. Трудно представить, насколько напряженные были времена: к тебе домой приходят вооруженные люди, забирают что хотят, постоянный страх за свою жизнь и жизнь близких.

Прабабушка Евдокия глазами внучки или белые пятна в истории рода

А свою бабушку Евдокию, то есть дочь Сахыра, мама помнит хорошо, она нянчила ее в детстве. Вот воспоминания о моей прабабушке, которую мама называла Тайдокой, так звали хакасские дети своих бабушек (или Тай iче): «…Она была боговерующей, посты соблюдала, поэтому была сухопарой, было видно, что она не позволяет себе излишеств. Моя мать Мария Афанасьевна с юности работала в матурской тайге, собирала живицу, а меня оставляла с бабушкой. Первым мужем бабушки был Афанасий Бутонаев, погибший впоследствии в ВОВ. Жили с ним плохо, и старшие сестры бабушки, вмешавшись в супружескую жизнь, забрали ее от мужа. Затем был неофициальный брак с Сагояковым (имя неизвестно), он работал учителем в Нижнесирской школе. От него родились дочери Мария и Стеша, но записаны они были как Бутонаевы. Сагояков тоже ушел на фронт. По словам мамы, его застрелили свои же. Он был строгим требовательным политруком, его невзлюбили за принципиальность, и в одном из боев расстреляли в спину. Это был показательный расстрел, видимо. Больше замуж прабабушка не выходила»…

В 2020 году я делала запрос в администрацию Матурского сельсовета. Моя прабабушка Евдокия Павловна Бутонаева (1904 г.р.) похоронена на кладбище д. Нижний Матур. Я знала, что она похоронена там, но мне нужно было узнать дату рождения. С потомками ее сестры Стеши мама по детской памяти, так как жила в тех краях, сохранила хорошую связь, общаемся с ними.

Бабушка Мария: Матур, Карагай, Полтаково

Теперь очередь дошла до моей бабушки Марии Афанасьевны Бутонаевой, по второму браку – Мамышева. Мою маму она родила в первом браке от Геннадия Шулбаева. Когда я была грудничком, мама брала меня с собой в Аршаново, чтобы сблизиться с родственниками отца. На этом видимо все и закончилось, так как в данный момент мы туда не ездим и родственников с Аршаново и Кирбы не знаем. Хотя, если поразмыслить, то этот родной дедушка, Шулбаев, прямой предок. При исследовании семейного древа я поняла, что все осложняется вторичными браками, возникает некая путаница. Например, как оказалось, Афанасий Бутонаев, мой прадед, не совсем мне прадед, так как прабабушка записала дочерей чисто формально, возможно, чтобы получать какие-то льготы. А я теперь ношу эту фамилию, так как при вступлении в брак, решила оставить ее.

– Мама, а расскажи о своем детстве, о матери? – попросила я рассказать о бабушке, хоть и сама помнила ее. Она умерла, когда мне было примерно 9-10 лет, мы тогда жили в Карагае, а она в Полтаково.

– Жили небогато, много работали: на покосе, в огороде, по ягоду ходили. С 5 до 15 моих лет жили в Карагае, мама там работала продавцом. Затем переехали в Полтаково. Любимая мамина поговорка «Глаза боятся – руки делают». Выйдешь, к примеру, с мамой в огород, а там трава выше картошки, и давай полоть, думаешь, сколько всего еще сделать, но постепенно все выпалываешь. Дядя Сема, мой отчим, почему-то сторонился таких работ, ходил за огородами. Когда мне было примерно 9 лет, на свет один за другим появились три брата и сестра: Олег, Андрей, Сергей и Марина. Больше всего я нанянчилась со старшими – Олегом и Андреем, потом школу закончила, уехала работать…». Мама часто приезжала проведать младших братьев и сестру, покупала им гостинцы. В данный момент тесная связь сохранилась с сестрой Мариной, она живет в Абакане, когда приезжаем в город, часто ночуем у нее. Старшие братья умерли во взрослом возрасте из-за пристрастия к алкоголю, брат Сергей Мамышев с семьей живет в Имеке.

В истории любого рода есть не только позитивный, но и негативный опыт: зависимости, суициды, убийства и т.д. И еще войны, голод, лишения сильно прошлись по нашим предкам. Все больше признания получает информация, что жизни предков напрямую влияют на живых потомков в виде различных программ (блоки, страхи, обиды и т.д.). Так как мы носители их крови, ДНК, там очень много информации. Психологи уже не первый год разрабатывают различные методики для работы с родовым полем. Но это очень большая тема, поэтому не будем углубляться в нее. Все нужное теперь можно найти в сети.

Терпение и труд все перетрут

Моя мама Евгения Геннадьевна считает, что нам передались гены прапрадеда Сахыра. Это в него мы такие трудолюбивые, многие родственники крепко стоят на ногах, расселившись по всей Хакасии и за ее пределами. Троюродной сестрой маме приходится Аида Владимировна Кызынгашева, она много лет работала в Таштыпской районной больнице фармацевтом. Наверняка таштыпцы ее помнят – приветливая, дружелюбная, открытая. Нуждающимся могла отпустить лекарства в долг. Теперь она живет и трудится в Абакане.

Мама тоже очень трудолюбивая, я про нее как-то писала в газете, про ее жизненный путь. Хоть она и молода, скоро будет юбилей 60 лет. В Бутрахтах построили с супругом добротный дом, продали, переехали. В Аскизе построили домик, передумали туда переезжать, продали. Нужно много энергии и денег для строительства. Это нервы. То цены на стройматериалы подскакивают, то еще что-то непредвиденное. Теперь в Таштыпе построен двухэтажный просторный дом для большого семейства: свои дети выросли, последние годы мама работает воспитателем-опекуном, под ее началом растут 7 ребят.

Так как мама живет рядом, мы постоянно ходим к ней за яйцами, овощами. У них есть большая теплица, оборудованный прогулочный двор для птиц, свинарник из газобетона, деревянный хлев для КРС и кур. Образцовая усадьба, одним словом. Мама следит за тем, чтобы везде был порядок, что внутри дома, что во дворе, что в стайках. Раньше держали большую ферму в Бутрахтах, сдавали молоко, разводили породистых свиней и огромное стадо индюков. Теперь только для себя, хотя кур также много, яйца приходится продавать.

Что касается нас, что опекаемых детей, мама планомерно приучала и приучает к труду. Работа по дому, в огороде, в хлеву, покос, ягоды... Все выходки и проступки людей, особенно в подростковом возрасте, идут от скуки и безделья. Сама став матерью, я поняла, что это действенная воспитательная методика. Это же нужно терпение, много раз показать что и как делать, проконтролировать, воспитывать… Смотрю на другие семьи, где детей с детства не приучили помогать, жалели или просто было лень что-то ребенку показывать, заставлять. Там старшее поколение не в выигрыше, отнюдь. Помогать теперь некому. Внучка с телефоном на диване валяется, а очень старая бабуля в огороде спину гнет. Странная картина.

Национальные традиции в современном мире

В маминой советской методике воспитания еще примешаны хакасские традиции. Например, уважение к старшим. Детям нельзя просто так подбегать и перебивать разговор взрослых людей (если это не срочно). Нельзя оскорблять и кричать на пожилых родственников, повышать голос на мать, отца. Дети должны выполнять по дому посильную работу согласно возрасту. При посещении родственников в каком-либо селении, нужно сначала заехать к самым старшим и уважаемым «аксакалам», а потом уже по нисходящей градации возраста. Помню, как мама несколько обиделась, когда наша родня – молодая семейная пара – приехала в Таштып, и сразу прибыли ко мне, потому что чаще со мной общались. Пришлось деликатно сделать им замечание и с тех пор они придерживаются старой традиции уважения к старшим. Возможно, это попахивает «дедовщиной», но будет правильным добавить, что мама для них не посторонний человек, она также принимала активное участие в какие-то моменты родственного взаимодействия, помогала в трудные моменты.

До сих пор еще жива традиция, когда новорожденного ребенка впервые заносят в дом. Нужно сделать подношение духам Огня (молоком или аракой). Старшая в доме женщина брызгает в открытую печь несколько ложек молока, и просит духов Огня принять и оберегать ребенка… Затем, держа ребенка на вытянутых руках, нужно поклониться перед печкой три раза. Нашей мамой эта традиция соблюдается всегда, даже когда привозят внуков, она так делает. Новорожденная кроха только пришла в этот мир, ей обязательно нужна защита и благословение. Мы, взрослые дети, смотрим на нее и инстинктивно делаем то же самое, у нас свои семьи, свое жилье. Поэтому когда в дом впервые заходят родственники с маленьким ребенком, скажем, младенцем до года, идем к печке, делаем сеек-сеек, иначе ребенок будет плохо спать и капризничать. В последующие их визиты этого можно не делать.

Хорошей традицией в нашей семье стало просьба к Всевышним силам перед дальней дорогой. Просьба, чтобы дорога была гладкой, без препятствий и инцидентов. Недавно сестра с семьей собралась лететь на неделю за границу. Перед выездом собрались у сестры в доме, мама (как старшая в семье) попросила благословения у Всевышних сил на эту поездку, сделала подношение. Путешествие было удачным.

Еще мне из хакасских традиций нравятся встречи родов и фамилий. Это по-настоящему теплые посиделки. Представители родов или какой-то определенной фамилии собираются летом в какой-нибудь деревеньке, откуда больше всего выходцев фамилии. Вот на таких сборах как раз можно восстановить утерянные данные по родословной и познакомиться с теми родственниками, кого еще не знаешь. Два года назад вблизи с. Усть-Таштып собирались Карамчаковы. Жаль, что не удалось съездить, уверена узнала бы много нового со стороны отца Георгия Егоровича Карамчакова.

Отдых на природе

В нашей семье умеют не только трудиться, но и отдыхать. На Пасху и Троицу обязательно всей толпой выезжаем на природу, если погода позволяет. Жарим шашлыки, ловим рыбу, накрываем стол, купаемся. Обязательны подвижные игры: футбол, волейбол, котел, бадминтон. Заводилой обычно выступает моя сестра Ольга, она следит, чтобы никто не засиживался. В состязаниях участвуют как дети, так и взрослые. Если праздничные застолья проходят дома, то придумываем конкурсы, чтобы не просто сидеть за столом, а двигаться, к тому же это весело.

Каждое лето сообща на нескольких машинах ездим на озера, берём детей, приглашаем с собой друзей. Совместные мероприятия укрепляют семейные узы, ведь остается много приятных впечатлений и интересных фото!

Поисследовав свои корни, я увидела, что осталось много белых пятен и нужно продолжить работу в этом направлении. Уточнить имена, фамилии предков, пообщаться с дальними родственниками, чтобы составить полное генеалогическое древо.

Тарина Бутонаева
Вячеслав Кокояков

615837

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы