Тлачик в истории района и памяти народной (продолжение)

08:05 17.02.2015
Тлачик в истории района и памяти народной (продолжение)

Следующий документ лаконичен, отмечает только даты, цифры и факты. Видимо, он был использован для составления предыдущего текста.

Историческая справка  

Первый русский переселенец Никифор Батраченко с женой

1753 год – Первыми жителями улуса Тлачик (по хакасски – Тлачах) были девять братьев и сестер, сеок хобый (Окай Шулбаев, Костик Шулбаев, Онмый Шулбаев, Хараг Шулбаев, Сараан Шулбаев, Палачын  Шулбаев, Чапсрах Шулбаев, Акай Шулбаев, Маский Шулбаев).

1897 год –  Насчитывалось 22 семьи (хозяйства).

1910 год – Открыта церковно-приходская школа с двумя классами. Первым учителем школы был шорец Павел Тимофеевич Бурнаков, но во время революционных событий в России эта школа была закрыта.     

– Появился первый русский переселенец Никифор Батраченко и его брат Дмитрий.

1917 год  – Проживало уже 40 семей (хозяйств).

1926 год – 50 семей (хозяйств).

– Вновь открыта школа 1 ступени. Учителем работала Марина Васильевна Псарева. Обучение велось на двух языках – русском и хакасском.

1930-31 гг.  – Создан колхоз «Красная тайга».

– Организована  промартель «Шаг пятилетки» (председатель  Петр Шулбаев).

– Начинают заезжать семьи русских и украинцев.

1940 год – В улусе Тлачик проживает более 150 семей.

– Открыт клуб. При клубе работает библиотека, подключено радио, есть биллиард.

1950 – 60 гг. – В стране идет объединение мелких артелей и колхозов в более крупные. Люди были вынуждены сняться с насиженных мест.

2012 г. – Проектируется создание хакасско-шорского этнического центра на месте расположения улуса Тлачах, деревни  Тлачик.

– Проведение 22 сентября 2012 года на территории расположения улуса Тлачах этнопраздника «Айланыс (Возвращение к истокам)». На мероприятии на правах гостей присутствовали руководители республики, района, уроженцы и потомки первого улуса шорцев на хакасской, таштыпской земле.

Воспоминания. Свидетельства очевидцев

Из книги В. Шулбаева «Аал Анжуль», раздел «Первые жители аала Тлачик» (стр. 199).

Кондратий Андреевич Шулбаев (в центре) среди родных

Эти сведения собраны в 1953 году молодым тогда ещё Кондратием Андреевичем Шулбаевым. Кондратий Андреевич был в своё время одним из уважаемых представителей рода Шулбаевых. Обладал сильным, жёстким  характером. Имел организаторский талант. Много сделал для просвещения своего народа. Был директором педучилища, затем директором Матурской, Имекской средних школ.

Кондратий Андреевич первым из рода Шулбаевых начал собирать сведения о родственниках. Он записал данные со слов старожилов: Кузьмы Ивановича Шулбаева, сеок хобый, возраст 117 лет; Василия Павловича Шулбаева, сеок хобый, возраст 53 года; Ильи Семёновича Шулбаева, сеок хобый, возраст 62 года. По их сведениям, улус Тлачик (Тлачах) образовался 180 – 200 лет тому назад (1953 – 200 = 1753 год – прим. авт.).

Самым первым жителем улуса Тлачик был Харыг Шулбаев. В 1753 году он здесь обосновался. Ранее это была его охотничья заимка. Он здесь постоянно охотился. Причиной переезда были тяжёлые условия жизни: неурожай в Шории. Места там таёжные, болотистые, поэтому неурожаи случались часто.

Раньше анжульцы, но не все, и тлачахцы платили албын (дань) Горной Шории. Тлачахцы и матурцы отдавали дань потому, что они ещё недавно жили там. Постепенно и они перестали платить албын, мотивируя отказ дальностью расстояния.

Сеок хобый праздновал «тайыг» весной, когда открываются «горные двери». В это время распускаются листья на деревьях, трава зеленеет. Наш народ до сих пор верит, что параллельно с нашим миром существует иной мир, в том числе мир горных людей. Нужно соблюдать обычаи предков, чтобы мирно с ними сосуществовать.

Жители Матура, Анжуля, Шопота, Тлачаха, Бора, Кызылсука (раньше назывался Хый), Верхних Сир, жители, проживающие по речкам Тёя, Есь и в других аалах, собирались каждый год в устье речки Ибиг, у подножия горы Уш эмчек, и праздновали тайыг.

Готовили из свежего мяса в котлах суп, здесь же готовили араку. Тайыг проводили с ночевьём. Собиралось много шаманов. Их привозили из каждого аала. Они шаманили, чтобы в текущем году не было града, чтобы пшеница хорошо уродилась, чтобы дожди шли вовремя.

По сообщениям старожилов улуса Тлачах, его первыми жителями были девять братьев и сестёр, сеок хобый.

Первое поколение: Окай, Костик, Онмый, Хараг, Сараан, Палачын, Чапсрах, Акай, Маский – все Шулбаевы.

Второе поколение: дети Окая – Сакуртый (Семён), Ага, Шолтрах (Трофим); дети Костика – Албыс (Семён), Аший (Давид), Иванах (Иван); дети Онмыя – Палачын; дети Харыга (Харыг – самый первый житель Тлачаха) – Инче, Эптин, Эринче; дети Сараана –Нохай; дети Палачына – Эплей (Данил); дети Чапсраха – Тодой; дети Ахая – Алчах (Алексей), Тадонь, дети Маскыя – Пайтань (Павел), Эптин (Николай).

Албанах (он же Андрей Шулбаев с детьми:
Евдокией, Софьей, Аграфёной, Терентием. 1934 г.)

Третье поколение: Чобый (Семён), Хызлань (Кузьма), Сыркай (Семён), Набет (Тимофей), Попонь (Семён), Майонь (Алексей), Члаан (Владимир), Тиньаш (Илья), Иком (Илья), Позрах (Кирилл), Ойсип (Иосиф), Самсон, Портых (Николай), Петанах (Фёдор), Абий, Тинис (Денис), Сарыг (Семён), Квия (Фёдор), Албанах (Андрей), Муклай (Николай), Метрий (Дмитрий), Паш (Василий), Яков (два имени утеряны), Маркел Николаевич, Маркел Тимофеевич, Хутунь, Сайдах,Захар.

Группа работников промартели «Искра». В центре (часы на руке) её председатель Никита Никифорович Батраченко

Четвёртое поколение тлачикцев проживает ныне (напоминаю, что сбор материалов вёлся в 1953 году – прим. авт.) в разных населённых пунктах Таштыпского района, но большинство живёт в Тлачике, работает в артели «Искра» на различных работах. Большинство жителей 4-го поколения погибло на фронтах Великой Отечественной войны. От себя добавим, что Кондратий Андреевич исследовал родословную тлачикцев только по мужской линии.

На основании данных родственников мы (В. Шулбаев) продолжили родословную жителей Тлачика (Тлачаха), записанную Кондратием Андреевичем у старожилов.

Дети Окая: второе поколение – Сокуртый (Семён), Ага, Шалтрах (Трофим); дети Шалтраха (Трофима) 3-е поколение – Иком (Илья), Кирилл (Позырах), Ойсып (Иосиф); дети Икома (Ильи) 4-е поколение – Василий Ильич (погиб в ВОВ, детей нет), Иван (Мадыр) Ильич; дети Ивана (Мадыра) 5-е поколение, жена – Евдокия Петровна Султрекова – Мария, Наталья, Валентина, Надежда, Николай, Иван, Василий, Галина; дети Марии 6-е поколение – муж Валерий Некрасов – Анна, Александр, Надежда; дети Натальи 6-е поколение – муж Пётр Чучумаков – Геннадий; дети Валентины 6-е поколение – муж Николай Васильевич Кичеев – Татьяна, Наталья, Василий; дети Надежды 6-е поколение – муж Владимир Сагалаков – Валентина, Раиса; дети Николая – жена Лариса Боякова – Вячеслав, Саяна, Герман; дети Ивана 6-е поколение – жёны Вера Шулбаева, Наталья Куспекова – Татьяна, Денис, Дмитрий, Кристина; дети Василия 6-е поколение – жена Татьяна Петровна Сагалакова – Илья, Николай; дети Галины 6-е поколение – муж Александр Хурсандов – Кристина, Александр.

Дети Костика: второе поколение – Албыс (Семён), Аший (Давид), Иванах (Иван); дети Албыса (Семёна) – Узун (Иван) Семёнович (погиб в ВОВ), Егор Семёнович (погиб в ВОВ), Гаврил (участник ВОВ, учитель Г.С.Шулбаев), Печкай (Хыдана) – муж Илья Прокопьевич Миягашев – (см. главу «Дети Семёна» (4 и 6 поколения); дети Гаврила 4-е поколение – жена Юревич, имя и отчество неизвестны – Любовь (детей нет), Юрий; дети Ашия (Давыда) 3-е поколение – Парасковья (Пориях), Мария (Тазоол), Варвара; дети Парасковьи (Пориях) 4-е поколение – муж Кирилл Николаевич Кужаков (погиб в ВОВ) – Геннадий – жена Наталья Тюмерекова; дети Марии (Тазоол) 4-е поколение – муж Николай (Хучылай) Тюмереков – Иннокентий, Алексей, Анна, Евдокия, Мария, Юрий.

Дети Онмыя: 1-е поколение – Палачын; дети Палачына 2-е поколение – Эплей (Данил); дети Эплея (Данила) 3-е поколение – Албанах (на фото он же Андрей и его дети: Евдокия, Софья, Аграфена, Терентий,1934 г.), Метрей, Муклай, Пабиш; дети Албанаха 4-е поколение – жена Сыргашева – Никита Андреевич (репрессирован), Пётр Андреевич (участник ВОВ), Кондратий (К.А.Шулбаев), Терентий, Нина (Елена), Арина (Челей), Евдокия (Постый), Софья, Аграфена; дети Никиты 5-е поколение – жена Елена Григорьевна Шулбаева – Надежда – муж Алексей Тодояков, есть 6 детей, Светлана, дети Тимур и Айго, Галина, детей нет, Николай, есть сын Андрей; дети Петра 5-е поколение – жена Мария Григорьевна Кучугешева – Александр, детей нет, Сталина, дети – Ольга, Оксана, Карина, Олег (О.П.Шулбаев – писатель, журналист), дети – Мария, Андрей, Айго; дети Кондратия 5-е поколение – жена Мария Михайловна Чертыкова – Ким, дети Татьяна, Ольга; дети Алексея 5-е поколение – жена Тамара Акушакова – Валентина; дети Терентия 5-е поколение – жена Раиса Майнагашева – Галина, Людмила; дети Нины 5-е поколение – мужья  Фёдор Шулбаев, Павел Тоданов – Клавдия Фёдоровна, дети – Галина, Валерий, Михаил Павлович, дети – Валентина, Марина, Владимир, Иван, Лариса Павловна, дети – Валентина, Олег; дети Арины (Челей) 5-е поколение – муж Иван Сагалаков – детей нет; дети Евдокии (Постый) 5 поколение – муж Георгий Ананьевич Шулбаев (погиб в ВОВ) – Галина, Шура; дети Галины 6-е поколение – муж Валерий Антонович Сазанаков (последний председатель исполкома и первый глава администрации Таштыпского сельсовета) – Андрей, у него дочь Елизавета; дети Софьи – муж Николай Михайлович (Ачахай) Шулбаев – (см. главу «Дети Чилен Мооса» (4-е поколение); дети Аграфены 5-е поколение – муж Пётр Алексеевич Кужаков – Вера, её дети Любовь и Владимир, Александр, его дочь Татьяна проживает в Израиле; дети Муклая 4-е поколение – жена Аксинья Сергеевна Бутанаева – Соломон, Моисей, Алексей, Тозый, Евдокия (Дуня); дети Соломона 5-е поколение – жена Анастасия Ивановна Золотарёва – Виктор, его дети Олег и Андрей, Сергей, его дочь Ольга, Валентина, её дети Наталья и Ольга, Валерий, его дети Евгений и Денис, Александр, его дети Роман и Максим, Николай, у него двое сыновей, Наталья, её дети Дмитрий, Анатолий и Евгений; дети Моисея 5-е поколение – жена Анна Сергеевна Григоренко – Георгий, его дети Анатолий, Евгений, Анна, Татьяна и Алиса, Сергей, его дети Алёна, Хайза и Айма, Николай и его две дочери, Валентина – муж Герасим Гаврилович Кужаков – есть 5 дочерей, Инна – муж Борис Керимбаев – есть трое сыновей; дети Алексея 5-е поколение – жена Валентина Еремеевна Миягашева – Андрей и его дети Сергей и Татьяна, Раиса и Михаил, дети которых неизвестны; дети Тозый 5-е поколение – муж Гордей Андреевич Адьяков – Галина и её трое детей, Валерий и его дочь Татьяна, Александ, Геннадий и его три дочери; дети Евдокии 5-е поколение – муж Николай Петрович Сыргашев – Леонид, Елена, Лидия, Людмила, Юлия.

На этом заканчивается глава из книги Вениамина Шулбаева «Аал Анжуль» про Тлачик. Согласен, что читать сложно, но интересно, если встречаешь знакомые имена и фамилии, тем более – родственников. Следует дополнить эту главу фотографиями из личных архивов тлачикцев. К сожалению, не все из них имеют подписи (дату снимка и кто именно на нём снят). Известно лишь одно – на этих снимках изображены жители Тлачика. Большая просьба автора к читателям: если вы знаете дату фото и изображенных на нём людей, сообщите об этом автору в редакцию районной газеты.

Группа неустановленных тлатчинцев

К примеру,  вот эта фотография жителей Тлачика  (ксерокопия) хранится в фондах Таштыпского районного краеведческого музея (ф. №8, опись №1, дело №140) и сопровождена следующим текстом: «Крайние даты: (вторая половина 1940-х годов). Копия групповой фотографии. Изображённые люди не установлены. Место съёмки: дер. Тлачек». Но этот снимок не может быть датирован второй половиной 1940-х годов, так как на нём изображён военнослужащий в форме, которая была в Красной Армии до начала 1943 года, а затем были введены гимнастёрки со стоячим воротником и погоны.

Автору в шутку и всерьёз советуют ставить подпись на всех фотографиях «Шулбаевы». Мол, не ошибёшься. Однако на изображённых ниже фотографиях есть далеко не «шулбаевские» лица. Их-то автор и надеется установить, если не всех, то большинство, с помощью читателей.

Публикуемые ниже фотографии автор будет сопровождать только теми скупыми сведениями, которыми располагает. Но основные «сведения» – это изображённые жители Тлачика и, конечно же, память тех, кто их знает лично или по своим семейным архивам, или по рассказам, или... В общем, память – великая и самая надёжная хранительница истории.

Прежде, чем представить вашему вниманию воспоминания первого исследователя истории улуса Тлачах К.А. Шулбаева (1917 – 1997 г.г.), следует дать некоторые пояснения.

В распоряжении автора имеются три текста его воспоминаний об истории малой родины – рукописи «Шулбаевы» на хакасском языке и «История заселения улуса Тлачик Шулбаевыми» на русском языке, а также статья в «Хакасии» к 5-летию Республики Хакасия, перепечатанная затем в районной газете «Под знаменем Ленина», под названием «Заканчивается история посёлка...». Наиболее интересным и насыщенным событиями, по мнению автора, является изложение истории Тлачика и его округи в рукописи «История заселения улуса Тлачик Шулбаевыми». Она и взята за основу.

Но так как в статье «Заканчивается история посёлка...» Кондратий Андреевич приводит иные, нежели в рукописи, данные, то некоторые пояснения будут представлены (выделены курсивом) вниманию читателей. Которые из них брать на веру – пусть решает читатель. Итак...

Воспоминания первого исследователя истории своей малой родины Кондратия Андреевича Шулбаева «История заселения улуса Тлачик Шулбаевыми»

Историю заселения улуса Тлачик Шулбаевыми, которые на постоянное место жительства прибыли с территории нынешней Горной Шории, мне хочется рассказать.

В те далёкие времена исконные охотники — шорцы, приходили на территорию нынешней Хакасии на охоту за пушными зверями на лыжах. Это солидное расстояние. Охота за пушными зверями (белка, соболь, колонок, рысь, медведь, олень, марал, лось), птицей (глухарь, рябчик) проходила начиная с глубокой осени и до поздней зимы – это 4 – 5 месяцев.

В то, да и в настоящее время хакасы шорцев называли «чыстагылар», что означает в дословном переводе «таёжники» или «жители тайги». Такое название, как я полагаю, оправдывает, ибо в то далёкое время шорцы жили в глухой тайге, где растут только тёмные хвойные деревья – кедр, пихта, ель.

Поскольку в тех местах, где в настоящее время расположены населённые пункты (действующие и ликвидированные – прим. авт.) Матур, Балахташ, Тлачик, Тамалык, Кызылсук, Шобот, Анчул, Бор, до прихода шорцев никто не жил, не ступала нога человека, то здесь было бесчисленное множество всяких зверей, на которых с большим удовольствием охотились шорцы. Это тоже имело какое-то значение для их переезда на территорию Хакасии. Но, наверное, не это главное.

Как говорили старики, однажды шорец-охотник по имени Илгей, прибыв на охоту в эти места, облюбовал на постоянное место жительства Шобот.

Из статьи «Заканчивается история посёлка...». Итак, первым жителем нашего улуса был Онпый Шулбаев. Было это примерно 250 лет назад. Этот Онпый, живя на территории нынешней Горной Шории, решил поохотиться подальше, где он раньше не охотился. И увидел он, что здешние места гораздо лучше и обильнее, и решил сюда переехать.

Здесь, по сравнению с местами Горной Шории, где они жили в то время, они были более удобными для жительства. Здесь были места для занятия земледелием, содержанием скота. Места открытые, с небольшими полянами, более светлые, чем там, где они жили, ибо здесь росли не ели, пихта и кедр, а сосны, лиственница, берёза, которые больше и лучше пропускают солнечных лучей. Вот почему они решили поселиться здесь.

Как нам рассказывал наш отец, наш прадед, прибыв со своей многочисленной семьёй, сперва поселился в Шоботе, а затем, облюбовав место в Тлачике, переехал туда. Надо полагать, что у него вкус на выбор места для жительства был неплохой.

В это же время другие Шулбаевы, а затем Кужаковы и некоторые другие из Горной Шории, переселились в Анчуль.

Все эти Шулбаевы переселились с далёкой реки Кабырза (Кубыр-суг) из шорского посёлка Параалыг-хол. Этот населённый пункт существует и поныне. Шулбаевы поныне живут в посёлках Параалыг-хол, Сарыг-cуут, Адера-аалы (Тарба).

Было время, когда не было фамилий – это всем понятно. Фамилия Шулбаев, как рассказывали старики, произошла от имени Шулбый. Шулбаевы по роду (сеок) считают себя «хобый». К этому же роду относятся фамилии: Мамышев, Боргояков, Канзычаков, Топоев, Бутонаев и другие. Всего 9 фамилий. Все люди этого рода считают себя родственниками, происходящими от одной семьи. Такова легенда рода «хобый». Может быть, это правда.

А вот Верхне-Матурские шорцы сюда прибыли с территории Восточной Горной Шории, района Новокузнецка. Потомками этих шорцев являются Штыгашевы, Тартыгашевы, Якушевы, Майнашевы. А Нижне-Матурские шорцы прибыли с долины реки Мрасс, их потомками являются Шултрековы, Кузургашевы, Кызынгашевы, Такпешевы, Кушаковы.

Все они прибыли в эти места по той же причине, что и Шулбаевы с долины реки Кабырза.

Из статьи «Заканчивается история посёлка...». Вообще-то нужно сказать, что территория населённых пунктов Нижний Матур, Верхний Матур, Тлачик, Балахташ, Тамалык, Кольчик, Анчул, Шобот, Кызылсук, Бор, Шепчул в своё время были заселены выходцами из Горной Шории. А для уточнения нужно отметить, что жители Нижнего Матура прибыли из долины реки Мрасс. Это Кызыгашевы, Шултрековы, Кушаковы, Казанаковы, Кузургашевы, а жители Верхнего Матура – с долины реки Томь, жители Анчула, Тлачика – с долины реки Кабырза. Это Шулбаевы, Сыргашевы.

Всё это не какая-нибудь чья-то выдумка, а доподлинно достоверно. Вся жизнь любого народа или какой-то отдельной фамилии передавалась из поколения в поколение – устно.

Это особенно принято у тех народов, предки которых не только переменили своё местожительство, но перешли из одной национальности в другую. Это касается потомков всех тех шорцев, которые ныне живут в Матуре, Балахташе, Тлачике, Тамалыке, Кызылсуге, Анчуле, и которые в настоящее время пишутся не шорцами, а хакасами, а их язык в настоящее время является одним из диалектов хакасского литературного языка.

Когда со стороны  улуса Анчуль едешь вверх по долине маленькой речушки Шобот, а затем, поднявшись на небольшую горку, или как ещё её называют – Шоботский перевал, и спустившись с этого перевала, а затем проехав небольшую полянку, где раньше был покос моего отца, остановившись на пригорке, посмотришь вперёд, Тлачик весь как на ладони – с начала и до конца улуса. Он расположен в долине одноимённой с улусом речушке, которую в летнее время может перейти курица, не замочив ни одного своего пёрышка.

К сожалению, пока лучшей фотографии общего плана старого Тлачика найти не удалось. Возможно, кто-нибудь нам в этом поможет?

Длина улуса более километра с одной улицей до горки, на которой красиво стояло до недавнего времени здание начальной школы, в которой я учился с первого по третий классы.

Это было (горка) излюбленное место тлачикской молодёжи. В  летнее время молодёжь здесь устраивала вечёрки. Так как горка эта находилась на середине улуса, то на вечера молодёжь собиралась с обоих концов Тлачика. Её веселье, крики, шум, хохот, задорные песни и пляски, особенно в ночное время, были слышны далеко за пределами улуса. Сюда на вечера приезжали молодые люди – парни и девушки – из других близлежащих улусов – Матура, Анчуля,  Кызылсука, Бора, Тамалыка, Балахташа. Такие взаимные поездки молодёжи этих улусов бывали частыми, особенно в летнее время, а в зимнее время, кроме вечёрок, были конные состязания в бегах.
Бега были платные. Сюда собиралось много народу. Интерес у народа к этим бегам был огромный.

Как я помню, на этих вечерах между ребятами разных улусов ссор и, тем более, драк не было. Главное, не было пьянки. Все участники вечера всегда бывали трезвыми.

Нас, малышей, с этих вечеров прогоняли, но, несмотря на всё это, мы приспосабливались быть там и смотреть, глазеть на их вечера. Нам было очень интересно, особенно когда нас прогоняли.

Всё это прошлое я не могу забыть, до сих пор вспоминаю и ценю как должное. Правда, когда клубов не было, а поэтому, особенно в зимнее время, для проведения вечера нанимали частные дома. За проведённый вечер в доме парни чем-то платили, а девчата занимались уборкой в избе. Убирали чисто и аккуратно, но если уберут, как говорят, «шаляй-валяй», то в следующий раз они в  дом не попадут. Двери будут закрыты наглухо и навсегда. Всё это они прекрасно понимали, а поэтому уборка проводилась со всей аккуратностью.

Надо будет и об этом сказать. Когда я ещё был маленький, как сейчас помню, в Тлачике ни у кого из парней гармошки не было, вечера проводились только балалайками, а они были самодельными, т. е. ручной работы, но зато они были очень звучно-голосистыми, лучше, чем настоящие. Звуки струн этих балалаек, кажется, до сих пор звенят в моих ушах, волнуют моё сердце своей мелодичностью, как будто это было только вчера.

Затем в Тлачике появилась однорядная гармошка – «тальянка», обладателем которой был мой старший брат Никита, и которая до сих пор у него хранится как реликвия, хотя она уже давно не играет.

Пётр Визул

(Продолжение следует)

97998

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы