Что подтолкнуло обычного деревенского мальчишку из семьи сельских тружеников выбрать своей профессией небо, уже не понять. В 50-70 годы в с. Таштып активно действовал аэродром, летали самолеты Ан-2. Пассажирские рейсы были в Абазу, Матур, Абакан, Балыксу, Арбаты, Кизлас. Говорят, что в самолетах даже были стюардессы. С самолетов распыляли химикаты для обработки полей от сорняков и вредителей. Может, эти, как называли их в народе «кукурузники», и зародили в сердце пацана крылатую мечту?.. А еще был журнал «Советский воин», который выписывали родители и который мальчишки зачитывали до дыр.
Так или иначе, но в 68-м году, окончив школу, Алексей поехал поступать в Иркутское военное авиационное училище имени 50-летия ВЛКСМ.
После его окончания, через три года, молодого специалиста, лейтенанта направили в Забайкальский военный округ, в Читинскую область в качестве старшего техника. Через год Алексей, сдав экзамен и пройдя комиссию, стал летать на Ан-12. На Дальнем Востоке он служил до 1982 года.
А спустя 11 лет судьба военного, подчиненного присяге и долгу, перебросила его на другой конец нашей необъятной Родины, когда Украина была еще частью одной большой страны под названием СССР – в город Мелитополь Запорожской области.
Здесь, пройдя переподготовку, Алексей Алексеевич пересел на другой военный самолет, Ил-76. На нем он летал до 90-го года. Оба воздушных судна выполняли транспортную миссию: развозили грузы, почту, перебрасывали солдат.
Тысячи километров, сотни боевых заданий, сотни взлетов и приземлений, десятки городов остались за плечами борт-техника Алексея Алексеевича Кузьмина. Бывало, обедали в Новосибирске, а ужинали уже в Ташкенте. И так на протяжении 17 лет.
Потом, когда в 90-е произошел развал Союза, когда Украина отделилась и обрела суверенитет, Алексей Алексеевич не захотел присягать новому государству, оставшись верен единожды данной клятве, и ушел в отставку. Благо, подошел срок выхода на пенсию по выслуге лет. Но еще долгое время сильно скучал по небу, по товарищам, переживал о правильности принятого тогда решения. Может, был он, другой выход? Остаться или перевестись в другую, российскую часть… Кто теперь рассудит?
А на гражданке жизнь взяла бывшего (хотя бывают ли они бывшими?..) летчика в свой оборот.
Вернувшись в Таштып, Алексей Алексеевич поработал и главным инженером на мебельной фабрике, и инженером по охране труда в «Ниве», и начальником хозяйственной группы в управлении образования. В 2013 году он стал заместителем директора по хозяйственной части в ПУ-16. В училище он трудится по сей день. Его военная выправка и самодисциплина, ответственность, честность, добросовестность помогают ему и в «мирной» жизни.
И все же частичка души Алексея Алексеевича осталась за облаками. Потому что там, на высоте почти 10 тысяч метров, была настоящая мужская дружба, было место подвигам, обыденным настолько, что и рассказывать о них нечего. А главное, было небо – бескрайняя синяя высь, навеки оставившая свой отпечаток в сердце отважного и скромного летчика.
Ольга Конюк
Оставить сообщение: