У нас нет безымянных гор. Даже мало-мальски значимая гора имеет имя, предание или легенду. Сегодня, конечно, название может забылось или элементарно ею не интересовались и потому не знают, к сожалению. Хотя не все так печально…
Знания часто передавались детям через назидательные беседы, устные рассказы. Многие из них записаны учеными, но еще больше остались неизученными. Они настолько интересны, необычны и увлекательны, что мы предлагаем вам, уважаемые читатели, для ознакомления некоторые из них,наиболее своеобразные и древние.
Потоп, как катаклизм на планете Земля, по всей вероятности был. В библии описан великий Арарат, высочайшая вершина Кавказа и Ной, человек, сохранивший животный мир. Сегодня предлагаю вам, уважаемые читатели, для ознакомления хакасские народные легенды об этом величайшем явлении.
В силу моих интересов, учебы и работы я много лет создавала свой архив. Для публикаций часто использую полевой (т.е. собранный в экспедициях у народа и для народа) материал. Но для создания наиболее полной картины я изучаю и другие источники по теме. Наиболее полную версию легенды о Великом Потопе записал замечательный ученый-этнограф, отдавший всю свою сознательную жизнь изучению Хакасии Виктор Яковлевич Бутанаев, доктор исторических наук, профессор. Я лишь переработала и дополнила его материал своим. Все его предки по отцовской линии жили так же, как и мы с вами, на нашей, Таштыпской землице.
Великий Потоп. Хакасская легенда
В давние времена, еще перед рождением нашего поколения людей, Земля была заселена алыпами – богатырями. Они были физически мощными и обладали сверхъестественной силой и настолько возгордились собой, что приравняли себя с Верховным Творцом. Тогда в наказание людям был послан великий потоп. Много горя было. Целые города, степи и даже горы покрылись водой. Только человек по имени Пурус успел соорудить плоты. Изготовил пять плотов: из золота, серебра, железа, меди и дерева. Всех тварей собрал по паре. Аргыл ан – (мифическое животное, огромной силы, предположительно мамонт) и двуглавая Хан-Киретi хус – (сказочная птица Гаруда), обладающая магической силой, не захотели отправиться с ним в спасительное плавание. Великий мамонт понадеялся на свою физическую силу, птица Гаруда – на волшебную.
Долго плавал легендарный Пeрeс. Кругом была вода. Нигде не видел островков, где можно было остановиться. Наконец, все-таки обнаружил несколько вершин, незалитых водой. Только их ах тасхылы-белоснежные вершины сверкали на солнце белее снега. К ним и пристал Пурус на своих плотах. Сколько времени прошло? Один господь знает! Дважды отправлял он ласточку посмотреть, что происходит вокруг. Возвращаясь, ласточка сообщала: кругом вода, нигде признаков жизни нет. Только мамонт плавает в воде, да птица Гаруда одиноко машет крыльями в небе. В третий раз Пурус отправил ласточку на разведку. Ласточка облетая, видит: кое-где стали высовываться макушки гор из воды. Вдали птица Гаруда устало машет крыльями. Мамонт из последних сил плывет, сопротивляясь волнам, к обозначившейся вершине. Уже совсем рядом! Сейчас доплывет!..
…Выбившись из последних сил, птица Гаруда опустилась на голову зверя. Это оказалась последней каплей. Оба ушли в воду. Вот почему мамонт и птица Гаруда исчезли с лица земли навсегда. Все остальные животные и птицы сохранились и приумножились
Легенды говорят, что останки плотов до наших дней сохранились в тех горах. Но прошли века и века. Древности занесло землей. Все травой поросло.
Вершина, на которой находился сам хан Пурус назвали в его честь Пурус таг. По-русски звучит как Борус, одна из величайших гор Хакасии, вулканического происхождения. У подножия, через реку Енисей, расположился поселок энергетиков Черемушки, входящий в состав города Саяногорска. Пятиглавый Борус – одно из красивейших и любимейших мест отдыха жителей республики. Издалека приезжают любители экзотики, совершают паломничество в эти места, любуются чудными озерами, водопадами, альпийской растительностью. Говорят, там особая энергетика. Турист из города Казани, ежегодно приезжающий, сказал: воздух такой, что можно есть ложкой. По преданиям там находится серебряный плот.
И вторую вершину облюбовали люди. Пойзым таг находится в нашем, Таштыпском районе. Замечательная деревня Бутрахты расположилась у самого подножия горы. На вершине есть выемка-лежбище, поросшая травой. По легенде там хранится железный плот. Еще живы люди, которые в раннем детстве, якобы, видели останки плота. Сейчас, конечно же, все заросло травой и затянуло землей.
На противоположной стороне от лежбища, там, где стекала вода, до сих пор можно увидеть огромные камни-валуны. Вдоль этой каменной дороги растет казырган. Удивительное растение, занесенное в Красную книгу. Ствол, ветки и листья как у таежной кислицы. Ягоды по форме и вкусу также напоминают ее. Но по цвету – абсолютно черные, как смородина. Вот такие метаморфозы. И в ближайших да и дальних окрестностях очень редко встречается это растение.
С вершины горы видна великолепная панорама! В средние века там находилась сторожевая башня. Враг был еще далеко, а народ уже предупрежден: зажжены сигнальные костры, в небо поднимается дым. Огни передавали опасность: готовьтесь, враг наступает! Далее сообщение передавалось с других вершин. По всей территории Хакасии, за считанные часы, воины собирались в отряды. Женщины, старики и дети прятались в горах. Позже, с приходом русских, там проходил пограничный рубеж. До сих пор вдоль хребта находятся обаа – камни сложенные в виде столбцов.
Третья гора находится в Аскизском районе. И сейчас она сверкает своей белоснежной вершиной. Издалека виден великолепный Сахчах таг. Люди часто бывают там во время заготовки черемши, сбора черники и брусники.
Четвертая вершина находится в Ширинском, пятая в Орджоникидзевском районах. К сожалению, мне никто не смог рассказать о них или вспомнить их названия. Очень хочется надеяться, что не навсегда потеряна людская память. Старики, может быть, еще помнят, только надо их найти и разговорить.
Гора Семи Дев. Хакасская легенда
В давние времена наша Земля была заселена алыпами-богатырями. Их называли Ах харах чон (буквально: белоглазый народ). Вокруг радужной оболочки отсутствовал ирис, поэтому глаза казались белыми. Жили в каменных домах – юртах. Держали скот. Они ростом были выше самых высоких деревьев, широкоплечи и могучи. Обладали огромной физической и сверхъестественной силой. Настолько были совершенны, что возгордились собой и приравняли себя с Верховным Творцом. Перестали почитать его. Творец разгневавшись бросал на них свои копья – молнии. В ответ, белоглазые швыряли в небо огромные камни-валуны. Некоторые из них доставляли беспокойство Творцу.
Среди этих алыпов жила одна семья. Дружно жили. У них было семь дочерей. Погодки. Родители души не чаяли в них. Сестры – одна краше другой. Взглянешь на них – душе, да и глазу тоже, тепло становилось. А умницы-то какие! Прилежные, воспитанные. Выросли – гордость родителей, да радость соседям. Мать с отцом уже присматривали будущих женихов для своих старших дочерей.
… Все закончилось в одночасье. В наказание людям был послан Великий Потоп. Целые города, степи и даже горы покрылись водой. Много людского горя было в эти дни.
Что делать? Как быть? Чем помочь своему народу и родной земле? Девушки решили, как бы трудно ни было, не будем спасаться бегством. Гибнут люди. Если суждено погибнуть – погибнем, но остановим наступление воды!!!
Взялись девы за руки, затором окружили свою землю. Не пускают воду. Уж доходит до колен. Девушки только крепче держатся друг за друга руками, тверже упираются ногами в землю. Вода все прибывает и прибывает. В одном месте устроят заслон, в другом месте прорвется. Они не сдаются: вода уже по пояс, по грудь… Волна за волной! Каждая волна сильней прежней! Последние силы напрягают девушки, отчаянно сопротивляясь. Творец, глядя на них, удивляется: какие девы! Как отчаянно защищают свою землю!
Погибая, девушки в последний раз взглянули в небо, еще крепче взялись за руки и навечно застыли, превратившись в горы.
Имена девушек исчезли с памяти людской, но народ помнит о них. Там, где девушки защищали свои земли, до сих пор встречаются горы с названием Читi хыс таглар – горы Семи дев. Ближайшая гора с таким названием находится в нашем, Таштыпском районе. Недалеко от села Анчул высятся ее семь вершин. Да и в других местах нашей родной Хакасии, там где были заторы, встречаются горы с таким названием. Например, в Аскизском районе недалеко от села Казановка находится гора с семи основными вершинами и названием Читi хыс таглар.
До сих пор старшие, показывая рукой на горы, рассказывают эту легенду. Конечно, грустный конец, но какая самоотверженность! Образец для подражания верности и любви к Родине! Рассказчики заканчивают обычно такими словами, и я в детстве слышала их и верила, что они оживут. Обязательно оживут, и в тяжкие времена обязательно помогут своему народу. А эти времена наступят тогда, когда реки потекут вспять, когда последняя иголки у сосны опадут, когда уши у зайца полностью побелеют.
Не знаю как насчет рек и сосен, но заячьи уши, говорят, раньше были полностью черными. В наше время по несколько черных волосков на кончиках ушей еще остались.
По преданиям народа на Земле будет жить три поколения (цивилизации) людей будут жить на нашей планете. Первыми были легендарные алыпы. Со времен Великого Потопа алыпы исчезли с лица Земли. Из домашних животных выжили только их собаки. Конечно, и они обмельчали, одичали и стали волками. Из птиц остались куры. Сейчас их называют дрофами. Места обитания – вблизи курганов. Курганы – юрты алыпов.
Пришло наше время. Это поколение средних людей. Обмельчали, конечно, но что поделаешь, мы такие, как есть. Сейчас наше время.
Предания говорят, что после нас родятся люди ростом с наш локоть. Кони у них будут не выше зайца. Это будет третья, последняя цивилизация. На них и закончится жизнь на нашей матушке Земле.
Так что, уважаемые читатели, даже среднее поколение не успело уйти с лица земли. Еще многие тысячелетия мы будем жить и только затем придет черед последующих людей. Поэтому надо бережно сохранять для потомков нашу Землю: и горы, и реки, и даже легенды. Ведь так здорово их знать! Какая притягательная сила заключена в том, что окружает с детства! Вот почему человек, даже уехав в раннем детстве из родных мест в лучшие края (по его мнению), через много лет, тоскуя, тепло вспоминает о родном крае?
Зная историю, обычаи и традиции, народные сказки и легенды, каким человеком станешь?! По крайней мере, не будешь Иваном не помнящим родства. И сможешь ли пренебречь родной землей или имея силу, власть и возможность, навредить ей?
В. Петелина,
с. Таштып
Оставить сообщение: