Отношения, как правило, принято романтизировать. Начинать их со слов «Я люблю тебя», и заканчивать бескомпромиссным заключением «…и жили они долго и счастливо». Так гласят сказки. Но жизнь далеко не роман и не сказка, на страницах библиотечных книг.
Яркая картина своего времени: веселое свадебное застолье в осенний день, на котором гуляет вся деревня. Правда, без салютов, современных ди-джеев и ведущих. Но зато с соблюдением старых свадебных традиций – кражей невесты и ее туфельки. Конечно, обязательно с возвратом жениху. День, который наполнен любовью и красотой.
Эта картина из воспоминаний супругов Лосяковых из села Арбаты. Только торжество это было не год и не два назад, а целых сорок лет. Для того, чтобы все многочисленные гости могли уместиться в небольшом доме, в стене между двумя квартирами пришлось разобрать уже заложенную когда-то дверь и разместиться сразу в двух половинках дома.
Сорок лет, а как будто только вчера. До сих пор Виктор Владимирович и Наталья Павловна помнят тот день до мельчайших подробностей.
Перенимать опыт совместной семейной жизни у людей, которые с высоты прожитых лет могут рассказать о браке, всегда интересно. Но на интервью Наталья Павловна была одна. Ее супруга срочно вызвали по работе и он скромно доверил своей жене это важное дело – говорить от имени двоих. Потому что доверие – это лучшее доказательство любви.
Их история началась с другой любви… к модным женским аксессуарам.
– Мы друг друга знали давно, в одной деревне жили, здесь, в Арбатах. Я хоть и младше его на три года, но не смотрела на него. Потому, что он маленького роста был. А когда с армии вернулся, даже мать родная не узнала – увидела высокого молодого человека, хотела сказать: «А вам кого надо?» Через долю секунды поняла, что это ее сын за два года вырос на двадцать сантиметров.
Семейная история уже началась после. Мне было 18 лет, я тогда носила очень модные лакированные перчатки. Мы пошли с друзьями в кино, ну я решила похвастаться перчатками, специально их так держала в руке, чтобы видно было всем. А он взял и забрал их, и не отдал. Потом пошёл меня провожать, а мне же перчатки вернуть надо было, вот я и согласилась… А спустя три года поженились.
– Это необычно для того времени. Браки, кажется, раньше быстро заключались. А вы, почему так долго присматривались?
– Я не знаю. Дружили, да и дружили. Поженились, ему двадцать четыре года было, а мне двадцать один. А я ему сказала: «Что еще одну зиму по улицам гулять не хочу, холодно».
А потом сватать пришли. По старинным обычаям, под матку (несущая балка на потолке поперек избы – прим. редакции) посадили. Они тогда везде в домах были. Вот если пришли, сели под матку, значит – сватать.
Виктор, как и многие мужчины, редко показывает свои эмоции. Никогда жене в любви не клялся. Но, зато всегда делал все, чтобы его Наташа чувствовала себя с ним как за каменной стеной.
Большую часть обязанностей и домашних хлопот он взял на себя. Да и жене тоже помогает справиться с ее делами.
– У меня день рождения восьмого марта. И раньше подружки хвастались: «Ой, а мой мне кофе в постель принёс… Мой стол накрыл... Мой цветы подарил…». А я всегда говорила: «А у меня муж не только на восьмое марта, а всегда и покрасит, и потолки побелит, и полы помоет». Он и сейчас любит полы мыть. Говорит: «Ты шваброй плохо моешь. А вот я мою по-солдатски, так, как в армии», – смеется Наталья Павловна.
В браке у Виктора Владимировича и Натальи Павловны Лосяковых родились двое детей – дочь Анна и сын Павел, названные в честь прабабушек и дедушки.
Их первенец, маленькая Анечка появилась на свет ровно через год. На руках с малышкой из роддома юную Наталью выписывали в день их годовщины свадьбы – 3 ноября. Сын Павел, появился спустя 4 года.
Сейчас это взрослые, самостоятельные люди у которых уже свои семьи. Анна живет вместе с мужем и тремя детьми в Минусинске, а Павел с женой в Саяногорске. Но о любимых родителях не забывают, часто приезжают в гости, не давая заскучать. Особенно соскучится, не дают внуки.
– Я сейчас смотрю на своих выросших детей и думаю: говорят, как вы их воспитывали? А мне кажется, мы вообще специально ничего не делали. Не помню, что надо было что-то говорить, напоминать. Например, трава выросла в огороде – сами идут полоть. Нас с отцом если нет дома, то сами стайки почистят, корову подоят.
– Может они видели пример?
– Ну да, наверное. У мужа в семье пятеро детей было. Они всегда все сами делали. Мать учительницей в школе работала, как все с утра и до ночи. Отец в тайге постоянно. Как уедет в пять утра, возвращается только ночью. А хозяйство держали всегда и каждый знал свою работу, что надо сделать. Они сами распределили обязанности и делали все по очереди.
Сегодня матери мужа уже 86 лет. Она до сих пор сажает сама огород, картошку. И рассадой своей еще со всеми делится. Ее энергии можно только позавидовать!
А я никогда не пойду на картошку одна – мы всегда с мужем все вместе делаем. Сейчас мало, а раньше гектарами садили, потом продавали, да животных кормили.
Но огород и уход за скотиной в деревне, вопреки шаблонным мнениям не единственное и не основное занятие. Конечно же, приходилось еще много трудиться на работе, чтобы заработать.
Наталья Павловна работала на местной почте, там же когда-то работала и ее мама. Затем сменила несколько мест работы. А сейчас снова трудится на почте. Виктор Владимирович тоже менял трудовые коллективы: работал в совхозе, леспромхозе, уезжал работать в геологии и на маршрутной газели «Арбаты – Абакан». Он всегда искал, где больше можно заработать, чтобы прокормить семью. Сейчас трудится водителем в Арбатском сельсовете.
– Никогда не было мысли уехать отсюда?
– Мы город не любим. Когда к детям в гости приезжаем, даже одного дня достаточно, на следующее утро уже домой хочется.
Примечательна для семьи Лосяковых жизнь в селе не только из-за размеренного темпа. Но и тем, что можно ездить в лес для отдыха и за его дарами. В прошлом году, например, столько грибов набрали, насолили, намариновали, что потом весь год делились с родственниками.
Родня хлебосольность Лосяковых любит и всегда приезжает в гости. Стараются собираться огромной компанией близких на все праздники.
– Я люблю гостей. Поэтому у нас много диванов в доме, чтобы всем было куда сесть. И даже котел большой есть, чтобы на костре разные блюда варить.
Глядя в кухонное окно, которое выходит в огород, замечаю теплицу и огороженную лужайку впереди, практически без цветов и деревьев. Спрашиваю:
– За садом и цветами любите ухаживать?
– Не до фанатизма. Сажу столько, чтобы красиво было. И мне этого достаточно. А здесь, на лужайке сын сказал ничего не садить, в этом году бассейн там ставить будем.
У меня в удовольствие всё. В этом году новую теплицу захотела, мне муж с сыном смастерили из старых оконных рам. Рамы хорошие, крепкие, из лиственницы.
Докупили еще бруса, поликарбоната. И теплица готова. Сын говорит: «Мама, вот, сколько бы ты на эти деньги помидор купила?» А мне просто нравится ими заниматься: в тепличке, в тепле, ухаживать, собирать, когда покраснеют.
– Какие традиции есть в вашей семье?
– Мой муж из рода казаков. И когда началось возрождение казачества, мы заказали ему форму. И маленькая внучка, когда увидела деда, тоже себе захотела. Мы выписали ей простую военную форму. Теперь, на праздник День Победы, вот уже второй год дед с внучкой обязательно в форме ходят на парад.
Патриотизм в ней с детства. Еще когда ей только годик исполнился, она увидела, как дед прикладывает руку к голове, когда гимн играет. И теперь каждый Новый год под гимн Российской Федерации так делает. Даже в школе, когда играет гимн по понедельникам, она по стойке смирно слушает и не разрешает одноклассникам баловаться.
– Чувство патриотизма вы прививали своим детям, внукам?
– Конечно. И всегда им рассказываем историю наших родов. Когда старшая внучка училась здесь в Арбатах, в кадетском классе, мы с ней писали проект и два года подряд выигрывали конкурс «Мои предки-казаки». Искали информацию, делали презентацию, сочиняли стихотворения про дом, про историю.
История в Арбатском сельсовете буквально осязаема. Ее можно потрогать руками. Здесь еще сохранились дома, в которых живет память о казачестве. Это тогда, в тридцатых годах, казаков расстреливали, репрессировали и страшно было вслух произнести, что относишься к этой группе, к этой культуре, сейчас все изменилось.
В Арбатах и сейчас стоит родовой казачий дом Лосяковых, построенный руками деда Виктора Владимировича в 1900 году. Позже, отец разделил этот дом между двумя сыновьями пополам. В этих двух половинах они и жили со своими семьями. Пока, одного в 1937-м не расстреляли во времена репрессий, а второй не погиб на войне. В ограде дома до сих пор растут большие-большие деревья – дички, посаженные вторым братом, когда тот уходил на фронт.
Как раз в этом доме и гуляли свою свадьбу Виктор и Наталья Лосяковы. Дом не заброшен. В одной половине живет мама Виктора Владимировича, а за второй продолжают ухаживать родственники и потомки второй ветки расстрелянного брата.
– А казаческие традиции в семье есть? Что-то соблюдается из старины?
– Частично, но мало. Вот бабушка мужа была настоящая казачка, у нее отец казак, из рода Сипкиных из Таштыпа.
Когда у неё мать умерла, её отдали сюда в Арбаты в няньки. Потом она здесь замуж вышла, так и осталась жить. Бабушка всегда учила соблюдать правила: уважение к старшим и любовь к труду. Это мы стараемся привить детям и внукам.
Сегодня казачество в Арбатском сельсовете не только пытается возродиться, но и крепко встать на ноги. Поэтому, помимо семейных дел у Виктора Владимировича есть еще одно, не менее важное. Вместе с соратниками они планируют официально зарегистрировать организацию казачества, как НКО. И люди, объединённые общей идеей, горят ей и гордятся своими предками и славят их.
Наталья Павловна, как и муж, тоже плотно связана с этой культурой, и не только узами брака. Вот уже 45 лет она поет в ансамбле «Казачка». Для нее творческая самодеятельность – это отдушина от рутинных бытовых дел. И вообще, петь в этой семье любят, особенно когда собирается вся дружная родня за большим столом.
– Старшее поколение более трепетно относилось к браку, чем молодежь сегодня. Как думаете, в чём причина таких изменений взглядов на жизнь?
– Кто-то и раньше относился легкомысленно, а кто-то сейчас и наоборот. Люди всегда разные были. Время меняется и все меняется.
Про детей мы раньше и не рассуждали. Рожали и не задумывались о том, как мы их вырастим, как воспитаем. А сейчас я слышу возгласы: «А как мы будем растить их?»
– Как вы притирались друг к другу?
– В молодости, мне кажется, вообще хорошо было. Мы везде всегда ходили вместе. Да я и сейчас не могу долго без него находиться. Поэтому, я не хочу, чтобы он, как многие мужчины, на вахту ездил. Не надо мне никаких денег, пусть лучше рядом будет.
Ну, надо отдать должное его терпению, потому что у меня тоже характер раньше был сложный. Он просто не обращал внимание.
– Вас это не раздражало?
– Раздражало, наверное. А сейчас наоборот. Сейчас, если он вспылит, я промолчу или уйду просто. Потом успокоится, и дальше работу продолжаем вместе делать. Все равно потом, по-моему, сделаем, – смеется Наталья Павловна.
– Есть такое выражение «Семья – оплот вечного счастья». В то же время говорят, что семья – бесконечное поле для работы. Вы как считаете, это поле для работы или оплот вечного счастья?
– Я анализирую, какая была в молодости, как поступала тогда и как сейчас. Думаешь, переосмысливаешь и действительно понимаешь, что семья – это поле и пока ты его пропашешь, всякое бывает.
– А были ли какие-нибудь кризисы в отношениях, то есть не всегда же всё «сладко и гладко»? Как выходили из этого?
– Мы долго не можем быть в соре, поругались, тут же ходим, разговариваем, улыбаемся. Ну, да, был один момент в жизни, что и разойтись могли. Но, наверное, прощать всё-таки нужно. Хотя, как говорят, женщина прощает, но не забывает.
– Вот уже 40 лет прошло, ощущаете прожитые совместно годы?
– Как один миг пролетели.
– Как вы думаете, есть какие-то правила, которые если соблюдать, то это будет гарантия успешного брака?
– Никогда не надо предавать друг друга. И всегда нужно поддерживать.
Любовь она с годами не проходит. Даже спустя много лет у нас чувства сохранились. И пусть иногда мужчины не говорят о любви, ее видно в их делах. В заботе вся любовь проявляется.
– Поделитесь каким-нибудь советом с читателями, которые только вступают в брак. Таким, как будто говорите это своей дочери уже с высоты прожитых лет.
– Моя дочь, когда замуж выходила, я ей сказала: я тебе желаю, чтобы ты жила так, как живу я. Чтобы твой муж был такой же, как твой отец. Ну, в принципе, почти так и есть.
Молодым людям в браке нужно уважать друг друга. Это самое главное. И надо просто любить свою вторую половинку. А не любя вообще не надо замуж выходить, по расчёту тем более.
Семья – это бесценный дар. Это работа, которую Лосяковы вот уже сорок лет выполняют на отлично. За плечами у пары столько совместных моментов. А рядом дети и внуки, которые смотрят на них, как на ориентир.
Совместно пережитые невзгоды делают чувства только сильнее. Главное, идти дальше, понимать и поддерживать друг друга. Как сказал один поэт: «Каждому нужен дом, чтобы жить, но поддерживающая семья – это то, что строит этот дом».
Алена Генке
Оставить сообщение: