Дом – это не стены, не окно…
Александр родом из Таштыпа, по профессии сварщик, какое-то время жил в Арбатах, поездил по вахтам, побывал на Бурейской ГЭС, на сочинской стройке.
– А потом надоело мотаться, потянуло на родину. Дома и стены помогают, – говорит он. – Захотелось чего-то постоянного, стабильного. Чем заняться? Решил – производством строительных материалов.
Свое дело Александр открыл в 2014 году. Как начинающий предприниматель получил помощь от районной администрации – 300 тысяч рублей.
– Конечно, этих денег не хватило, ведь начинать пришлось с нуля. Но поддержка все равно неплохая. Закупили оборудование, стали поступать заказы…
С рыжеволосой красавицей Светланой отца уговорила познакомиться его дочь от первого брака. Вместе со старшей дочерью Светы они были лучшими подругами. Вот и сговорились девчонки помочь родителям встретиться. «Она такая же хохотушка, как и ты. Вот такая будете пара!» – так и сказали.
Удивительно, как порой распоряжается жизнь! Два взрослых человека, у которых, казалось бы, уже все сложилось, устоялось, вдруг не просто нашли друг друга, а совпали: во времени, месте, привычках, в общих планах, мечтах и даже в умении пошутить и посмеяться.
Светлана – многодетная мама, на тот момент у нее уже было трое детей. И хотя воспитывала их одна, семья ни в чем не нуждалась. В Саяногорске у нее была хорошая работа: Светлана трудилась на алюминиевом заводе машинистом крана. Квартира, машина. Но через два месяца после знакомства с Александром она «сидела уже на Ленина в Таштыпе в съемной квартире».
– Знакомые крутили пальцем у виска. Ведь многие, чтобы попасть на завод, устраиваются туда хотя бы техничками, а я вот бросила, уехала, – смеясь, рассказывает Светлана. – Как-то сразу поняла – это мой человек. И все – пропала. Мы как будто на одной волне, не просто словами, целыми фразами часто одинаково думаем. Самое интересное, у нас и мечты оказались похожими. Я мечтала о своем доме на земле, чтобы был участок, огород. Даже представления, каким мы видим дом мечты, сходятся. О своем деле, что не хотелось бы на кого-то работать. Я, хотя и была стабильная работа, несколько раз пыталась организовать собственный бизнес, но одной с тремя ребятишками сложно.
Перепелки, перепелочки…
Легкая, словно птица, на подъем Светлана не испугалась неизвестности и неустроенности. Ей по душе спокойный, неторопливый уклад деревенской жизни.
– Я очень люблю все, что связано с землей, выращиванием, – признается она. – Прямо руки все время чешутся что-нибудь посадить. И из живности хотелось обязательно что-нибудь завести. Корову не рискну – сильно ответственно, а вот курочки, утки, гуси – с удовольствием. Мысль разводить перепелов появилась, когда переехали сюда, в свой дом. Мы его вдвоем с Сашей за лето построили на материнский капитал. Только крышу помогали Сашины родители крыть, а остальное сами. К 1 сентябрю дети уже отсюда в школу и садик пошли.
Перепелами Панфиловы заинтересовалась после разговора со знакомой. Она подсказала и женщину в Абакане, которая ими занимается. Начали с пяти птичек. Узнали в интернете всё о пользе яиц, мяса. Так, например, по сравнению с куриными, витаминов А, В1, В2 в перепелиных яйцах почти в 2,5-3 раза больше. Хорошо подходит маленьким детям, пожилым, беременным для укрепления иммунитета. Мясо перепелов берут для первого прикорма малышам.
Дальше – больше. Начали экспериментировать с породами, что-то выписывали из Москвы. Сейчас у них 300 перепелов. Это не так много, но для личного подсобного хозяйства – немало. Как обычно бывает, сначала хотели просто попробовать, для себя, чтобы свежие полезные продукты всегда были на столе – все-таки дети в доме. И если куры, к примеру, несутся с перебоями, то перепелки – ежедневно и круглый год. Потом дело пошло, появились излишки.
– Перед новым годом у нас вообще 500 птичек было, – говорят хозяева. – Но к праздникам разобрали на мясо и молодняком. Интересно, кстати, получилось. Несколько перепелов купил один мальчик из Аскиза, ему всего 11 лет. Он решил свои деньги, которые ему подарил Дед Мороз, потратить не на игрушки или развлечения, а пустить в дело. Купил 14 девочек и 4 мальчиков. Вот так! Это же здорово!
А вообще за перепелами и за яйцами к Панфиловым приезжают не только из Таштыпа и близлежащих районов, но и из Саяногорска, Минусинска. Благо, сейчас с помощью интернета возможности саморекламы почти не ограничены. А уж если продукция зарекомендовала себя качеством и ценой, то срабатывает еще и «сарафанное» радио.
– Мы ведь в рационе антибиотиками вообще не пользуемся. Из лекарств только витамины и глюкоза, – делится секретом Светлана.
Однако технологию выращивания ей с мужем пришлось осваивать путем проб и ошибок. Опять же, в интернете, конечно, можно найти любую информацию, но нередко она настолько противоречивая, что не знаешь, чему верить. Приходилось проверять, поэтому поначалу много птиц погибало. А так плодятся они очень хорошо, за два месяца полностью вырастают до взрослой перепелки, которую можно подавать на стол.
– На самом деле они не очень прихотливые. Главное, чтобы в помещении, где содержатся перепела, была постоянная комнатная температура. А вот с кормами проблема. Пришлось подстроиться под куриный. Хотя по-хорошему нужен специальный комбикорм: один – для выращивания мясных пород, другой – для перепелок-несушек, третий – для взрослых птиц и для цыплят свой. Что-то закупаем в Абакане, что-то здесь. Недавно в Бийске нашли фирму, которая занимается поставкой таких кормов. Хотим оттуда заказывать.
Там, где трудно одному, справятся вместе
Птичник, на удивление, оказался совсем небольшим, однако довольно вместительным. В клетках, как в группах детского сада, перепела разных возрастов: от малышей-цыплят до взрослых птиц. «Ясельники» тоже имеются: 200 яиц заложено в инкубатор, ждут своего часа. Как в детском саду, здесь не смолкают шум и гам птичьего многоголосья. Оказывается, особенно крикливые и шумные – это мальчики, а девочки – курлыкают.
– Вот, смотрите, это молодые перепелочки, они гладенькие, когда подрастают, становятся кучерявые. А вот с лысыми головами куропатки – это любимые жёны, – смеется Светлана, открывая клетку.
Кстати, клетки Александр мастерил сам, своими руками. Вообще, Панфиловы все делают сообща: растят детей, ведут хозяйство, строят дом, ухаживают за птицей, льют блоки… Они всегда вместе, заодно, помогают друг другу, поддерживают. Когда у одного опускаются руки, другой в это время делает, подбадривает, утешает. Как говорит сама Светлана: «Не так, что один в лес, другой по дрова». Может, поэтому у них все ладится и спорится. Но главное, в их доме по-настоящему тепло и хорошо всем: и ребятам, и зверятам, да и гостей тут с радостью встречают горячим иван-чаем. К слову, чай Панфиловы тоже заготавливают и ферментируют сами, возможно, в будущем это станет еще одним направлением их семейного бизнеса.
– Пока строили дом, к нам пристал щенок, маленький, в ладони умещался, рыжий-рыжий, – рассказывают хозяева. – Теперь он вырос в огромного сторожевого пса.
Подобранный возле магазина котенок-заморыш вырос в огромного рыжего красавца кота Басю.
– У нас даже муравьи, и то рыжие, – хохочет Светлана, и солнце, которое ярко светит в окно, золотом отсвечивает в ее каштановых волосах.
Четыре года назад, накануне 8 марта, Александр впервые приехал к Светлане с букетом тюльпанов и… мир перевернулся: переезд, новое дело, строительство дома. Сейчас они опять «сидят на чемоданах».
– Переезжаем на новое место, купили территорию бывшей конторы ПМК. Ремонтируем, восстанавливаем, чтобы можно было жить. Там места больше, удобнее, есть куда расти, расширяться и в сельскохозяйственном, и производственном плане. Да и дом мечты мы ведь еще не построили.
За этим, думается, дело не станет. Есть руки и голова, есть взаимовыручка и поддержка, а главное, есть взаимопонимание и желание делать одно дело и строить одну семью, где каждому будет тепло, солнечно и уютно.
Ольга Конюк
Оставить сообщение: