Система образования Таштыпского района представляет собой сеть из 18 образовательных организаций, которые посещают 2884 ребенка.
– Сколько детей дошкольного возраста посещают детские сады?
– В 2021 году численность дошколят, по сравнению с 2020 годом, снизилась с 1414 человек до 1276 человек.
В районе функционируют 6 детских садов и 3 группы дошкольного образования в школах с общим охватом 569 детей. В 10 общеобразовательных организациях функционируют группы кратковременного пребывания с общим охватом 111 детей.
На 1 января 2021 года в очереди на получение места в детские сады стоит 51 ребенок в возрасте до 3 лет.
Во время приостановки деятельности детских садов в связи с эпидемией коронавирусной инфекции была организована работа дежурных групп в дошкольных организациях «Солнышко» и «Чылтызах».
– Сколько детей обучаются в школах района?
– У нас работают 11 общеобразовательных учреждений, в которых в прошлом учебном году обучались 2315 школьников. Из отдаленных сел организован подвоз детей на занятия.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья – их в районе обучается 140 человек, среди которых детей-инвалидов – 38. На семейной форме образования находятся 8 детей. В общеобразовательных организациях обучается 57 детей в коррекционных классах и 83 – обучаются инклюзивно.
– Всемирная пандемия пришлась на конец учебного года. Какое влияние оказала она на процесс обучения и итоговую аттестацию?
– Завершение обучения в 2019-2020 учебном году в школах осуществлялось в бесконтактном режиме. В пяти школах обучение было организовано в дистанционном формате, в шести школах обучались с использованием учебных кейсов. В нескольких школах продолжалось обучение в очном режиме для учащихся 11-х классов с соблюдением всех необходимых санитарно-эпидемиологических требований.
Сдача ЕГЭ в Таштыпском районе в 2020 году прошла в штатном режиме, без нарушений и технологических сбоев. В текущем году общее количество выпускников 11-х классов – 81 человек, из которых 65 человек сдавали ЕГЭ для поступления в вузы.
Единый государственный экзамен на территории района в 2020 году проводился по 9 предметам. Чаще выпускники выбирали математику профильного уровня и обществознание. Экзамены по литературе и английскому языку выпускники 11-х классов не сдавали.
Результаты от 81 балла и выше показали 30,8% выпускников, сдавших ЕГЭ. По результатам сдачи ЕГЭ в 2020 году, в сравнении с 2019 годом, в районе повысился средний балл по всем предметам. Все выпускники получили аттестаты о среднем общем образовании.
– 2020 год запомнится не только новым форматом получения знаний, но и другим нововведением. В рамках реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ в школах по всей стране было организовано бесплатное горячее питание для учащихся 1-4 классов. Как этот процесс идет в нашем районе?
– С начала учебного года в школах работают 10 столовых. В них питаются 977 учащихся начальных классов и 1130 учащихся 5-11 классов. Во всех школах создана система родительского контроля качества горячего питания, а возникающие проблемы решаются незамедлительно.
– Можно сказать, что качество образовательного процесса повышается?
– По независимой оценке качество условий образовательной деятельности в Таштыпском районе в 2020 году составляет почти 86 баллов из 100 возможных, что свидетельствует о достаточно высоком качестве образовательной деятельности.
– Значит, дети района получают полноценное общее образование. Где еще они могут получить знания и навыки, чтобы глубже развивать свои таланты?
– Для этих целей в районе существует Центр детского творчества. На его базе создаются условия, которые обеспечивают развитие, самореализацию и социализацию детей и подростков. Родители, как основные заказчики образовательных услуг, непосредственно участвуют в образовательном процессе.
ЦДТ принимает детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, желающих обучаться по дополнительным программам. На 1 января 2020 года в Центре занимаются 1203 учащихся, в числе которых 16 детей с ограниченными возможностями здоровья.
С детьми работает коллектив из 21 человека. За последние три года педагогический коллектив стабилен, имеет высокий профессиональный и квалификационный уровень, способный к профессиональному и личностному росту.
– Какая оценка качества дополнительного образования?
– Мониторинг качества образовательной деятельности в 2020 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. 98% детей успешно освоили образовательные программы. В течение года учащиеся ЦДТ успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. Педагоги, дети и родители активно участвуют в различных социальных акциях и проводят работу по профилактике асоциальных явлений среди молодежи района. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг.
– Перейдем к вопросу национальной политики. В Республике Хакасия 2020 год был посвящен хакасскому языку, а 2021 год объявлен Годом хакасского эпоса. Как организовано изучение хакасского языка и литературы в образовательных организациях?
– Управление образования ведет системную работу по созданию условий для обеспечения прав детей хакасов на изучение родного языка и удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей. В связи с этим в наших школах реализуют образовательные стандарты для школьников с разным уровнем владения хакасским языком.
В 2020-2021 учебном году в школах района хакасский язык изучает 1091 школьник: 934 ребенка хакасской национальности и 157 детей других национальностей.
Изучение хакасского языка организовано через кружковые занятия во всех детских садах и в трех группах дошкольного образования в Бутрахтинской, Анчулской и Матурской школах.
С сентября 2020 года изучение хакасского языка введено в группах предшкольной подготовки в 5 школах: Таштыпской СОШ-И №1, филиале Большеарбатской НОШ, Бутрахтинской СОШ, Верх-Таштыпской СОШ и Большесейской СОШ.
Школы полностью укомплектованы опытными квалифицированными кадрами.
ГИА по хакасскому языку в 2020 году не состоялась, и школьники получили итоговые оценки по результатам годовых оценок.
– С какими результатами школьники района приняли участие во Всероссийской олимпиаде?
– В школьном этапе приняли участие 2487 учеников 4-11 классов.
Хороший охват предметов олимпиады показывают Таштыпские и Бутрахтинская школы. Менее 50% охвата предметов показали Верх-Таштыпская и Имекская школы.
В муниципальном этапе приняли участие 679 обучающихся с 7 по 11 классы, что на 137 человек больше, чем в прошлом учебном году. На этом этапе победителями стали 50 школьников и 97 стали призерами. По числу призовых мест наиболее успешно выступили Таштыпские школы и школа Имека.
– Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в особом отношении общества. Как организована их социализация?
– На 1 января 2021 года в органе опеки и попечительства было учтено 107 замещающих семей, в них 199 детей, что на 6% ниже показателя 2019 года – 226 детей.
К сожалению, в сравнении с 2019 годом количество детей, возвращенных из замещающих семей, остаётся на прежнем уровне. В целях профилактики этого явления проводятся различные консультации и тренинги, направленные на укрепление эмоциональных связей в замещающих семьях.
– Сложно представить, в результате чего дети могут остаться без родных и близких, кто мог бы о них позаботиться. Может, если воспитывать в людях правильные моральные и нравственные ценности, таких случаев будет меньше. Как организована воспитательная работа в наших школах?
– Да, необходимо, чтобы дети получали разносторонние навыки. Навыки, необходимые, чтобы справиться со сложными жизненными ситуациями. Воспитательной работе в этом плане уделяется особое внимание.
Воспитательная работа осуществляется через классные часы, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, различные конкурсы, научно-практические конференции, акции, соревнования.
Совместно с Отделом МВД России по Таштыпскому району в школах проводится огромная работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безнадзорности и правонарушений с несовершеннолетними.
На базе средних школ проводится спортивно-оздоровительная работа. В 2019-2020 учебном году, в связи с ограничительными мерами по распространению коронавирусной инфекции, районные массовые спортивные мероприятия были проведены в неполном объеме и проходили на базе общеобразовательных организаций с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований.
Управление образования комплексно, целенаправленно и планомерно осуществляет профилактику употребления несовершеннолетними психоактивных веществ и наркотических средств.
Патриотическое воспитание – одно из важнейших направлений воспитательных систем и реализуется целевыми программами. В Таштыпском районе второй год действует местное отделение Всероссийского детского общественного движения военно-патриотической направленности «Юнармия». Практически в каждой школе есть учащиеся-юнармейцы.
В образовательных учреждениях района действуют школьные музеи, на базе которых организуются «Музейные встречи», ведется поисково-исследовательская работа по сбору материалов о ветеранах, тружениках тыла, истории края в годы Великой Отечественной войны, культуре народов, проживающих на территории района.
В этом учебном году все мероприятия по патриотическому воспитанию были посвящены 75-й годовщине Победы в ВОВ.
– Каков итог реализации программы «Развитие системы образования в Таштыпском районе» за прошлый учебный год?
– Программа реализована на 96,4%. Подпрограмма «Обеспечение доступности дошкольного образования в Таштыпском районе» реализована на 96,0%. Подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и «Школьное питание» реализованы на 96,5% и 93,4% соответственно.
Галина Варакина
Оставить сообщение: