А газеты того времени писали не только о трудовых свершениях тружеников тыла и боевых подвигах их родных и близких на фронтах Великой Отечественной войны, много было сообщений о зверствах фашистов на занятых врагом территориях, о героическом сопротивлении тех, кто поневоле оказался под фашистским гнётом.
Так, 19 января 1942 года во всех газетах, в том числе и районных, была опубликована Нота Народного Комиссара иностранных дел тов. В.М. Молотова «О повсеместных грабежах, разорении населения и чудовищных зверствах германских властей на захваченных ими советских территориях», которая была направлена тем странам, с которыми у СССР были установлены дипломатические отношения. Читать её текст невозможно без содрогания.
Автор настоящей статьи не рискует, оберегая чувства читателей, сканировать, даже цитировать указанные в ней факты зверств фашистских захватчиков. Достаточно сказать, что советские войска по мере наступления находили фактически во всех населённых пунктах сожжённые «факельщиками» дома, целые улицы и деревни, массовые захоронения и просто лежащих непогребёнными, висящих в петлях казнённых мирных жителей: мужчин, женщин, стариков, девушек, детей.
После публикации Ноты по всей стране прокатились митинги гнева и ненависти к фашистам, на которых, кроме осуждения варваров, люди обещали трудиться ещё больше, давать фронту всё необходимое, чтобы поскорей изгнать с родной земли палачей. Одни только заголовки чего стоят: «Фашистам не уйти от грозного суда советского народа», «Смерть варварам», «Всеми силами помогать фронту», «Школьники для фронта» и другие. Молодые парни и девушки ухитрялись набавлять себе возраст, обходить строжайшие комиссии, чтобы уйти на фронт бить захватчиков. А младшие упорно учились военному делу, готовясь бить врага с приходом призывного возраста.
С началом освобождения Советской Армией оккупированных территорий по стране началось новое братское движение: отправка в пострадавшие от фашистов районы продовольствия, строительного леса, одежды, продуктивного и тяглового скота, домашней утвари и много другого, чего лишились уцелевшие жителя освобождённых районов во время грабительского нашествия. И это без учёта госпоставок для фронтовых нужд.
Активно шёл сбор средств населением на постройку танковых колонн, авиаэскадрилий, даже кораблей. Отдельные работники, пенсионеры сдавали семейные накопления лично или вскладчину для постройки именных боевых машин для родных и земляков.
Публикуемые сводки Совинформбюро, письма с фронта, партийные и правительственные документы не только держали в курсе всех дел в стране и положения на фронте, но ставили перед народом новые задачи, мобилизуя на доблестный труд во имя общей цели – разгрома ненавистного врага.
Кроме поощрительных мер, публиковались и карательные за те или иные проступки на работе в годы войны. Так, 22 апреля 1942 года было опубликовано постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней», в котором определялся объём выработанных трудодней не только взрослым, но и детям, членам семей колхозников, от 12 до 16 лет. К взрослым был минимум в 120, к подросткам – в 50 трудодней. И минимум строго делился на время сезонных работ – если в период посевной, сенокоса, уборки и др. не выполнялся определённый объём работ, то виновникам грозил скорый (в 10-дневный срок) суд и приговор (до 6 месяцев исправработ с вычетом 25% заработка). А сельчане, не выработавшие минимум по итогам года, исключались из колхоза, лишались прав колхозника и приусадебного участка.
К сожалению, пока не обнаружены в архивных хранилищах района и республики номера Таштыпской районной газеты «Таштыпский колхозник» за военные годы. Выше приведённые строки взяты из газет других районов, ибо они работали все в одном ключе, проводя линию мобилизации жителей своих районов, Хакасии в целом на труд во имя Великой Победы.
Но, несмотря на отсутствие номеров районной газеты, нам удалось найти информацию о том, как жители Таштыпского района трудились во имя разгрома врага. В этом нам помогли старания бывшей работницы районного архива С.И. Карамашевой, которая нашла сообщения о наших земляках в газете «Советская Хакасия» военных лет.
О том, как жители Таштыпского района откликнулись на призыв Родины встать на защиту Отечества, говорит тот факт, что только с 9 по 17 июля 1941 года в газете было опубликовано пять(!) заметок и сообщений о патриотических делах и инициативах таштыпцев в ответ на обращение руководства страны и в связи с переходом экономики на военные рельсы. И в них вот о чём говорилось (печатается в незначительном сокращении).
«Отвечают делом», 9 июля 1941 года. Трудящиеся Таштыпского района делом отвечают на призыв любимого вождя родного Сталина. Коллектив учителей таштыпской средней школы в полном составе вышел на сенокос в колхоз «Путь к социализму» (левобережье Таштыпа). В колхозе имени Молотова (Н-Курлугаш) на работу вышли женщины, старики, дети. Звено тов. Радионовой ежедневно выполняет норму на ручной косьбе на 125 процентов. Это Н. Радионова, А. Майнагашева, К. Токчинакова. Многодетная колхозница А. Андреева, определив детей в ясли, на закладке силоса выполняет норму на 175 процентов. Коллектив артели «Красный труд» добровольно перешёл на 10-часовую работу. Механик Николай Мохов работает и за кочегара. На пилораме пять женщин работают за девятерых мужчин. Труженики райпотребсоюза и Заготзерна решили за три месяца выплатить сумму подписки на заем.
«Изучают военно-санитарное дело»,9 июля 1941 года. Жёны работников РК ВКП(б) и райсовета в составе 25 человек приступили к занятиям по изучению военно-санитарного дела.
«Разгромить врага!», 9 июля 1941 года. Рабочие и служащие Таштыпской МТС ремонт комбайнов закончили к 5 июля, завтра завершают ремонт автотранспорта. В фонд обороны решили отдать однодневный заработок, а оплату за сверхурочные часы просят направить на производство оружия и боеприпасов. Решение собрания по поручению присутствующих подписали: А. Иванов, Е. Сунцев, К. Чебуков, С. Любченко, К. Логинов, Г. Очаковский, В. Селиванова, П. Тукалов, И. Артюшин, Штыгашев, Волуйских, Бурцев, Ежуков, Цветов.
«Комсомольцы крепят тыл», 10 июля 1941 года. С 22 июня в райком комсомола безостановочно идут юноши и девушки с просьбой направить в Действующую армию или на трудовой фронт. Комсомолка Аня Потылицына добровольно ушла на фронт в качестве медсестры. Настоял на своём призыве на фронт комсомолец Виктор Бутанаев. Комсомольцы Таштыпской средней школы на общем собрании решили выехать всей организацией в совхоз, где не только ударно трудятся, но и изучают военно-санитарное дело и владение стрелковым оружием. Комсомольцы Матура (секретарь тов. Бакин) организовали комсомольско-молодёжное звено по биологической подсушке древесины, в которое вошли и подростки-школьники. Комсомольцы колхоза имени Ворошилова (секретарь тов. Кизесова) организовали на прополку всю детвору и сейчас 42 пары рабочих рук работают в поле. Организовала детей на старательские работы и секретарь комсомола с прииска Иннокентьевка тов. Базалевская. Ряд учителей в дни каникул трудятся на производстве. Так, комсомолка Галина Дулькина выехала работать на фабрику рудника имени Кирова, а член ВЛКСМ Лопатина, учительница Таштыпской НСШ, трудится на полях колхоза «Путь к социализму». Помогают сельчанам учителя Анжульской НСШ т.т. Шулбаев, Салагашев и др. В первые дни мобилизации в тракторные отряды пришли 19 девушек, которые имели права трактористов, но работавших не по специальности. Комсомольцы райздрава (секретарь тов. Ересько) в количестве 28 человек каждый выходной день работают в колхозе «Путь к социализму». И это далеко не полный перечень трудового подъёма трудящихся на борьбу с врагом.
«Заявления патриотов», 17 июля 1941 года. Письма, заявления пачками идут в Таштыпский РВК, опережая повестки. В них рабочие, колхозники, интеллигенция просят, требуют немедленно отправить их на фронт. С прииска Балыкса молодой коммунист Скрипальщиков пишет: «Я кандидат в члены ВКП(б), имею пять оборонных значков. Прошу отправить меня на фронт. Я с честью оправдаю доверие партии». Гражданин села Таштып в заявлении на имя военкома пишет: «Кипит гнев против фашистских варваров, напавших на страну нашу. Я артиллерист. Прошу отправить меня на фронт. Честь и славу красного артиллериста оправдаю в бою». Работник Арбатского лесоучастка М. Ермаков прислал такое заявление: «Считаю своим долгом отдать все силы и своей жизни не пожалею в борьбе против озверелого фашизма, за счастье народа…».
Читаешь эти строки и диву даёшься: откуда столько силы и веры в Отечество, в Родину, в свой народ, своё не всегда ласковое правительство?! Ведь слова короткие, а дела ёмкие! И в итоге выстояли, победили! Честь им, слава и вечная благодарность!
Уважаемый читатель, ещё многие годы мы будем находить в архивных хранилищах документальные, свидетельские и другие доказательства величия подвига наших родных и близких, земляков в годы войны. Будем находить, и будем публиковать их для всеобщего восхищения и благодарности. Но самый главный архив – это память поколений, домашние архивы документов и фотографий. Мы будем очень рады, если вы с нами и всеми читателями поделитесь этими сокровищами. Никто и ничто не должно быть забыто!
С. Тартынская,
главный специалист муниципального архива (Литературная обработка П. Визула)
Оставить сообщение: