Школы Хакасии в годы Великой Отечественной войны

11:02 12.03.2021

Государству пришлось мобилизовать все имеющиеся ресурсы для решения главной задачи – победы над врагом. Вклад в дело победы, который внесли советские школы, нашел отражение в статьях газеты «Советская Хакасия».

Особенности организации учебного процесса и материально-техническое обеспечение школ Хакасии в годы войны

Школьная жизнь учащихся Хакасии, как и школьников всей страны, существенно изменилась с началом войны. В этот период правительство поставило перед школой ряд важнейших задач: воспитание учащихся в духе патриотизма, повышение уровня успеваемости, борьба с детской безнадзорностью и упорядочение дисциплины учащихся, развитие духовно-нравственных ценностей среди школьников и введение всеобщего обучения детей школьного возраста.

Особое внимание уделяли естественным наукам, иностранным языкам, истории, физической и начальной военной подготовке. Кроме того, перед школами Хакасии была поставлена задача совершенствования преподавания хакасского языка, для реализации которой готовились педагогические кадры и издавались учебники хакасского языка.

Продолжались переводные экзамены школьников и выпускные экзамены на аттестат зрелости.

В период Великой Отечественной войны учителя, как никогда, прививали детям бесстрашие, мужество и безграничную любовь к Родине. На страницах газеты «Советская Хакассия» было освещено, что учителя Хакасии взяли на себя обязательство и публично заявили об улучшении своей педагогической деятельности, повышении уровня знаний учащихся и непрерывной помощи фронту.

Школы продолжали пополняться квалифицированными педагогическими кадрами. Студенты педагогических институтов досрочно сдавали экзамены, ехали в районы и замещали в сельских школах учителей, ушедших на фронт. Вся педагогическая работа школ стимулировалась наградами и премиями, похвальными статьями и выступлениями для передачи трудового опыта.

Острой проблемой стало материально-техническое обеспечение работы школ, поэтому к процессу подготовки к новому учебному году привлекались промышленные предприятия, колхозы, артели, а также учителя, учащиеся и их родители. На средства предприятий и колхозов строились и новые школы.

Для обеспечения школ продуктами питания создавались подсобные хозяйства и пришкольные участки, где школьники занимались посевом зерновых и огородных культур.

Несмотря на тяжелое военное время, слабую материальную базу, нехватку рабочей силы школы Хакасии неустанно выполняли задачи, поставленные правительством. Учителя в 1944-1945 учебном году активно осуществляли закон о всеобщем обязательном обучении, создавая материальную базу и денежные фонды. Непрерывно повышалось качество педагогической деятельности, путем тщательной подготовки учителей к урокам, передачи трудового опыта учителей одних районов коллегам из других районов, постоянной квалификации педагогических кадров.

Особенно возросла значимость воспитания учеников в духе патриотизма. На ярких живых примерах героизма бойцов на фронте школьникам прививалась вера в победу над врагом и любовь к родине. Желая внести свой вклад в победу, ученики старались отличиться в учебе, поэтому в строго веденном учете успеваемости после весенних экзаменов преобладали только положительные оценки.

Вклад школ в дело Победы над врагом

Великая Отечественная война – время объединения всего народа нашей страны. Время, когда силы каждого человека были направлены на победу над врагом. Огромный вклад во всеобщее дело внесли и школьники, которые, так же как и взрослые, много работали в тылу, помогая фронту. Эта помощь имела разные формы, в разной степени она проявлялась в каждой школе, но, безусловно, эта помощь приблизила конец войны.

Школы Хакасии активно помогали фронту: собирали средства для обороны страны, готовили теплые вещи и подарки для фронтовиков, трудились в колхозах и совхозах. Учителя на собраниях и конференциях давали заем правительству для обороны страны.

Школьники и учителя готовили и отправляли подарки на фронт. В посылках содержались теплые вещи, продукты, мыло, махорка, письма со словами поддержки.

В годы войны тяжелый труд лег на плечи школьников, задачей которых была организация регулярного общественно-полезного труда учащихся. Ученики работали на производстве, в цехах и колхозах. Порой это вытекало в социалистические соревнования между школами и учениками. Отличившихся учеников награждали премиями, похвальными статьями и значками.

1942 год характеризуется самым большим количеством выпущенных статей о помощи школ колхозам. Школьники и учителя подготавливали семена к весеннему севу, высаживали сельскохозяйственные культуры, занимались их прополкой, собирали урожай, заготавливали и убирали сено. Ученики старших классов активно осваивали сельхозтехнику, выращивали животных и птиц и сдавали их в фонд обороны, для обеспечения провиантом Красной армии, трудились в старательских артелях.

Детские общественные организации пионерии и комсомола

Активную работу в годы Великой Отечественной войны продолжали детские общественные организации – ВЛКСМ и пионерия. Их главными задачами стало воспитание в духе патриотизма и героизма, а также непрерывная помощь фронту. Для реализации поставленных задач детские организации активно привлекали в свои ряды новых членов – передовых учеников школ.

Участники этих организаций, в основном дети, помогали фронту, работая в колхозах и на производствах, важных для армии.

Проводились съезды пионеров и комсомолов Хакасии, участие в которых принимали самые активные члены организаций.

Пионерия и комсомол внесли большой вклад в материальное обеспечение школ, способствовали, несмотря на трудную военную ситуацию, нормализации и продолжению учебного процесса.

Тимуровское движение и шефская работа школьников и пионеров

С 1941 года широко развернулось тимуровское движение школьников. В Хакасии активно проявляли инициативу пионеры и комсомольцы, шефствуя над колхозами, школами, артелями, семьями фронтовиков и просто людьми, которые нуждались в помощи. Тимуровцы собирали металлолом, денежные средства, работали в колхозах – делали все возможное, чтобы приблизить Победу.

Тимуровское движение и шефство школьников облегчали жизнь в тылу, помогали формировать у детей чувство товарищества и долга перед Родиной.

Организация детского отдыха и досуга в годы войны

В грозные дни мужественной борьбы с фашистскими захватчиками советский народ не забывал о детях. Пионеры и октябрята отправлялись на отдых в летние лагеря. Организация детского отдыха стояла в ряде важных задач правительства. Постановления об осуществлении полезного здорового отдыха для школьников привлекали педагогические кадры школ и культурных учреждений. В первую очередь в оздоровительные лагеря и санатории отправлялись дети фронтовиков. Школьники получали подарки от комсомольцев, шефов артелей и колхозов.

Внимание к спорту и творческой деятельности детей с началом войны не исчезло. Все также проводились художественные смотры, конкурсы, спортивные соревнования, мероприятия, в которых проявляли себя школьники всех районов Хакасии.

Не отставало и творческое направление жизни школьников. Часто по инициативе учителей и самих учащихся проводились мероприятия и вечера, на которых представлялась художественная самодеятельность школьников. Проводились праздники в честь окончания детских садов и перехода в начальную школу.

Кроме культурно-массовых мероприятий проводились конкурсы рисунков среди школьников всей Хакасии. Авторы получали денежные вознаграждения и школьные принадлежности.

Комсомольские организации вместе с органами народного образования, педагогами, учителями школ и комитетами физкультуры и спорта организовывали отдых школьников в каникулярное время: строили снежные городки, устраивали соревнования, организовывали походы, обустраивали летние лагеря и санатории.

Война оказала огромное влияние на повседневную жизнь школы. Школа в свою очередь внесла значительный вклад в победу над врагом. Во-первых, ученики и учителя оказали огромную помощь и поддержку фронту, собирая подарки солдатам, помогая колхозам в посадке и сборке урожая, большую часть которого отправляли на фронт. Во-вторых, не взирая на тяготы и лишения, дети продолжали учиться, принимать активное участие в конкурсах и соревнованиях, шефствовать и развивать тимуровское движение.

Маргарита Янгулова,
ученица 11 класса Таштыпской СОШ-И №1

На снимке: Матурская школа. 1945 год

78827

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы