Валюта Дата знач. изм.
USD 02.04 85.5 1.82
EUR 02.04 92.43 2.77

Система образования: достижения и планы

06:00 13.03.2025
Система образования: достижения и планы

В 2024 году деятельность управления образования Таштыпского района была направлена на обеспечение высокого качества образования, соответствующего потребностям граждан и перспективным задачам развития экономики Республики Хакасия. На условиях софинансирования в системе образования действовали 4 программы и 3 подпрограммы.

Характеристика системы образования

На 01.01.2025 года в Таштыпском районе 889 детей дошкольного возраста (2024 г. – 950), в том числе: от 0 до 3 лет – 329 (2024 г. – 348); от 3 до 7 лет – 560 (2024 г. – 602). В районе функционирует 6 дошкольных организаций и 3 группы дошкольного образования в количестве 520 человек (2024 г. – 503), в 10 общеобразовательных организациях функционируют группы кратковременного пребывания – 48 (2024 г. – 92). В очереди на получение места в дошкольные образовательные организации Таштыпского района зарегистрировано 47 детей в возрасте от 0 до 3 лет, при этом нет актуальной очереди. 
Общая численность обучающихся в 11 общеобразовательных организациях (в том числе 8 филиалов) в 2024 году составила 2046 человек. Из них 745 обучаются по программам начального общего образования, 1122 – основного общего, 179 – среднего, и 152 – по адаптированным образовательным программам. Количество учеников в школах нашего района за последние 3 года снижается.
Восемь школ используют формы обучения детей с ОВЗ на дому педагогами – 17 обучающихся (15 дети-инвалиды). В коррекционных классах обучаются 63 ребенка (Таштыпская школа №2, Малоарбатская и Арбатская школы), 72 – учатся в одном классе совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии.

Дополнительное образование

В 2024-2025 учебном году в ЦДТ занимаются 1203 ребенка (604 девочки и 599 мальчиков) из них 1108 детей прошли процедуру итоговой аттестации по окончанию учебного года, 16 – окончили программы сроком реализации от 2 до 4 лет. Учреждение реализует 94 дополнительных общеобразовательных программы, сроком обучения от 1 года до 4 лет.
Воспитанники ЦДТ за 2024 год становились победителями и призерами в конкурсах различного уровня. На муниципальном этапе в количестве 54 человек, региональном – 22, всероссийском – 4, международном – 14.
В ЦДТ организовано 10 традиционных мероприятий муниципального уровня, которые популярны среди образовательных учреждений и насчитывали 901 участника. Всего за отчётный период ЦДТ организовало 74 мероприятия с охватом 2851 участника.
Дети, занимающиеся в Таштыпском ЦДТ, зарегистрированы в «Навигаторе дополнительного образования», количество учтенных составляет 1122 ребенка. Показатели по охвату дополнительным образованием в Таштыпском районе составили 76,2%. 

Развитие профессиональной компетентности педагогов

Вакансии на должности педагогических работников в дошкольные образовательные учреждения отсутствуют. Численность педагогов в 2024-2025 учебном году составила 87 человек.
Укомплектованность школ квалифицированными кадрами составляет 100%. Имеют стаж до 5 лет – 6 человек, свыше 15 – 12, свыше 25 – 9, более 35 – 6. Из 39 педагогов, осуществляющих обучение хакасскому языку, высшую квалификационную категорию имеют 3 педагога, первую – 23. По итогам аттестации 7 учителей соответствуют занимаемой должности, 6 – молодые специалисты. 
Коллектив сотрудников ЦДТ составлял 21 человек. За последние три года педагоги имеют высокий профессиональный и квалификационный уровень. Они также активно принимают участие и организуют праздники: фестиваль мастер-классов, посвященный дню рождения «Палаа Талаан», с охватом 70 детей, «Ночь искусств» с мастер-классами для детей, с охватом 60 человек. Педагоги участвовали в фестивале художественного творчества детей с ограниченными возможностями «В кругу друзей», с охватом 494 человека. 
Все педагоги постоянно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в семинарах, конкурсах, научно-практических конференциях и вебинарах. Так, педагог дополнительного образования Матурской школы Ефросинья Николаевна Мезина стала лауреатом Всероссийского конкурса методических разработок по вопросам образования детей, ведущих с родителями кочевой или полукочевой образ жизни, среди учителей и воспитателей, а педагог дополнительного образования ЦДТ Светлана Олеговна Аношко, стала победителем регионального этапа конкурса «Сердце отдаю детям».

Условия обучения

В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации с 1 сентября 2020 г. организовано бесплатное питание для обучающихся 1-4 классов. Во всех общеобразовательных организациях создана система родительского контроля качества горячего питания. В школах питается 83 ребенка предшкольных классов, 806 – начальных, 83 – ОВЗ и дети-инвалиды 5-9 классов и 301 – 5-11 классов из многодетных и малообеспеченных семей. Так же с января 2023 г. постановлением администрации Таштыпского района предоставляется льгота на бесплатное питание детям участников СВО предшкольных и 5-11 классов. В 2025 году продолжается обеспечение горячим питанием детей 1-4 классов из федерального бюджета – 11635,9 тыс. рублей, детей с ОВЗ 5-9, предшкольных и 5-9 классов из многодетных малообеспеченных семей – 3986,5 тыс. рублей из республиканского бюджета и 1108,9 тыс. рублей из местного бюджета.
Мероприятия программы «Организация отдыха и оздоровления детей в Таштыпском районе» в 2024 году проводились за счет средств местного бюджета в размере 500 тыс. рублей. Оздоровительные лагеря дневного пребывания, функционировали на базе образовательных учреждений с 1 июня 2024 года при 9 организациях для 685 человек. В летний период, по программе «Организация временного трудоустройства школьников в возрасте от 14 до 18 лет в Таштыпском районе» в 2024 году трудоустроено 72 подростка за счет местного бюджета в сумме 600 тыс. рублей. 
Одной из главных задач остаются ежедневные перевозки школьников к месту обучения. В 2024-2025 учебном году маршруты следования автобусов осуществляются из 10 общеобразовательных учреждений. В 2024 году был передан автобус в Большесейскую школу в рамках федеральной программы «Школьный автобус», которая является частью национального проекта «Образование». Для 297 детей используются 11 автобусов, которые соответствуют техническим требованиям.

Школьные олимпиады

В школьном этапе приняло участие 1626 человек с 4 по 11 класс. Чаще дети выбирали русский язык и историю, а также физкультуру, биологию и обществознание, реже – химию, экономику, МКХ и право. Муниципальный этап проводился по 18 предметам. Его участниками стали 316 детей с 7 по 11 класс, что на 363 человека меньше чем в прошлом учебном году.
По числу призовых мест наиболее успешно выступили Таштыпские школы №1 и №2. На прежнем уровне по количеству победителей и призеров остались Верх-Таштыпская и Арбатская школы. Неплохой уровень знаний школьники показали по МХК, астрономии, праву, литературе и технологии. В тоже время, показали слабую подготовку по физике, экономике и химии.

ГИА, ЕГЭ

В период проведения экзаменов работало два пункта, организованные на базе Таштыпских школ №1 и №2 с видеонаблюдением в режиме оффлайн для 9 и онлайн для 11 классов. Для проведения были привлечены педагоги образовательных организаций, а также общественные наблюдатели. Нарушений во время проведения экзаменов не выявлено. 
Выпускники основной школы, в количестве 199 человек прошли государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования в форме ОГЭ по русскому языку, математике и 2-м предметам по выбору. Три выпускника проходили ГИА в форме ГВЭ по русскому языку и математике. Исходя из полученных данных, наиболее популярными предметами по выбору по-прежнему остаются обществознание и география. 
В основной период сдавали 198 учеников и 3 с ОВЗ. В резервный период – 57, из них 1 по болезни, у остальных пересдача и 2 – не окончившие 9 классов в 2023 году. В сентябре пересдавало 9 человек. Результаты экзаменов выявили удовлетворительную успеваемость учеников, которая немного повысилась по математике, а по русскому языку – понизилась. Качество понизилось на 12,2% по русскому языку, по математике – на 14,2%. Среди предметов по выбору качество знаний повысилось только по информатике. 
В прошлом году 81 выпускник 11-х классов общеобразовательных организаций Таштыпского района сдавал единый государственный экзамен, в том числе в разрезе школ.
Математика разделена на базовый (оценивается по 5-ти бальной шкале) и профильный уровни (оценивается по 100-бальной шкале). Первый выбрало 57 выпускников и 1 – ОВЗ, второй – 23. Средняя оценка по базовой математике – 3,8, качество – 70,7%. В основной период не справились с работой 2 выпускника, в дополнительный период они отказались от пересдачи. Средний балл по профильной математике – 43 балла. В основной период 1 обучающийся набрал баллы ниже минимального. Результатов выше 80 баллов нет.
Экзамен по русскому языку в основной период все выпускники сдали. Средний балл по району составил 52. В 2024 году 80 баллов и более набрали 4 выпускника. В целом в 2024 году на ЕГЭ 80 баллов и более по предметам набрало 6 выпускников. Доля высокобалльников составила 7,4%.

Награды за особые успехи

В прошлом году в Таштыпском районе была учреждена премия Главы Таштыпского района для выпускников 9, 11 классов, которая в размере 10 000 рублей была вручена ученице Малоарбатской школы Антонине Линдт, набравшей в сумме 150 баллов по четырем предметам. 
В 2023-2024 учебном году в школы вернулась награда «За особые успехи в учении» II степени, которую вручили ученицам Таштыпской школы №2 Екатерине Ощепковой и Имекской школы Екатерине Миягашевой, медаль «За особые успехи в учении» I степени – ученице Таштыпской школы №2 Елизавете Бутонаевой и Таштыпской школы №1 Татьяне Чочимаковой. Также Татьяна получила медаль «Золотая надежда Хакасии». Все выпускники, заявленные на эти высокие награды, набрали более 70 баллов по ЕГЭ, в том числе и по предметам по выбору.

Реализация этнокультурного компонента

С 2021 года была утверждена муниципальная программа «Сохранение, изучение и развитие хакасского языка на территории Таштыпского района». На освоение этой программы из местного и республиканского бюджетов в 2024 году было выделено 50 тыс. рублей.
В 2024-2025 учебном году в школах района хакасский язык изучает 921 ребенок, из них 826 детей хакасской национальности, 95 – других. Охват изучения родного языка повысился. В соответствии с приказами Министерства просвещения России на изучение хакасского языка и литературы в 2024 году во всех школах отведено 2-3 часа в неделю. А в дошкольных учреждениях оно реализуется через кружковые занятия.
Учебные предметы «Родной (хакасский) язык» и «Родная (хакасская) литература» подлежат государственной итоговой аттестации, которые проводятся по выбору выпускников. В 2024 году из 76 учеников, изучавших хакасский язык, для сдачи ГИА выбрало 11 выпускников. Результаты показали 100% успеваемость и 63,6% – качество. 
Для 4-11 классов организуется школьный и муниципальный этапы ежегодной региональной олимпиады по хакасскому языку и литературе имени М.И. Боргоякова, где на республиканском этапе участвовало 11 человек, 3 из них стали призерами. На отборочном этапе Межрегиональной Олимпиады по родным языкам Сибири и Дальнего Востока приняло участие 2 ребенка, в первом (отборочном) этапе Федеральной олимпиады школьников по родным языкам и литературе народов России на школьном этапе участвовало 386 человек с 4-11 класс. На муниципальном этапе дистанционно – 122 обучающихся 8-11 классов, 13 из них были допущены на 2 этап (республиканский).
В 2025 году выделяется 500000 руб. из республиканского бюджета и 31900 руб. – местного бюджета для укрепления материально-технической базы кабинетов хакасского языка в Бутрахтинской школе, в Матурской школе 500000 руб. – республиканский бюджет, 31900 руб. – местный бюджет. Ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства для приобретения учебников, литературы по хакасскому языку.
Каждый год проходит конкурс профессионального мастерства педагогов, реализующих образовательные программы по хакасскому языку. В 2024 году победителем муниципального этапа стала педагог дополнительного образования детского сада «Рябинушка» Ю.В Сазанакова, призерами – учитель «Бутрахтинской школы Т.В. Кулумаева и учитель Таштыпской школы №2 Е.Н. Андреева. На республиканском этапе конкурса призерами стали: учитель начальных классов Чиланской начальной школы Т.В. Кулумаева и педагог дополнительного образования по хакасскому языку детского сада «Рябинушка» Ю.В. Сазанакова.

Организация воспитательной работы

В школах проводится спортивно-оздоровительная работа. Количество учащихся, посещающих уроки по физической культуре, составляет 2281. В ЦДТ разработано 5 программ по физкультурно-спортивной направленности с охватом 328 человек. Учителя физической культуры принимают участие в районных и республиканских онлайн-семинарах и согласно плану у них было 4 заседания. С 1 июня по 31 августа работало 10 спортивных площадок.
Активная работа ведется по профориентации, которая является частью федеральной программы. В рамках внеурочной деятельности введены единые уроки по четвергам «Россия – мои горизонты». Три школы приняли участие в проекте «Билет в будущее»: Таштыпская школа №1, Имекская и Бутрахтинская школы. В его рамках обучающиеся 5-11 классов посетили Таштыпский хлебозавод, АУ РХ «Леса Хакасии», Отд МВД России по Таштыпскому району, пожарную часть. Успешным стало взаимодействие с ПУ-16 в целях ознакомления с правилами поступления, обучения и специальностями.
Управление образования совместно с ГИБДД ведет совместную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Проводятся беседы, дети участвуют в ежегодной региональной олимпиаде по ПДД, мероприятиях и конкурсах. 
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведётся при взаимодействии с субъектами системы профилактики. Количество несовершеннолетних состоящих на профилактическом учете в управлении образования составило – 35 человек и 30 из них занимаются в кружках и секциях. 
Чтобы сократить количество пропущенных занятий, по неуважительным причинам, ведётся ежедневный мониторинг. Для выявления несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении посещаются семьи, ведется индивидуальная профилактическая работа и учёт детей «группы риска». Работу осуществляют социальные педагоги, психологи, за каждым ребенком закреплен педагог-наставник.
С целью пропаганды здорового образа жизни в школах прошло 108 мероприятий для 2084 детей, и 127 – для родителей, в количестве 2037 человек. За 2024 год не выявлено ни одного ребенка, употребляющего наркотические вещества. 
В школах работают школьные советы профилактики, родительский совет, совет отцов, а также учительско-родительские патрули. Регулярно проводятся рейдовые мероприятия, ежемесячные заседания Совета профилактики, индивидуальные и групповые беседы, родительские собрания, классные часы, которых было 42. 
В течение 2024 года проведен ряд мероприятий посвященных Году семьи, участие в котором приняло 2018 детей и 1011 взрослых. 

Патриотическое воспитание

В 3 школах созданы кадетские классы, через которые эффективно реализуется подготовка обучающихся к военной службе. Также в районе функционирует 10 юнармейских отрядов, в количестве 323 человека, по сравнению с прошлым учебным годом число увеличилось на 15%. 
Казачий компонент в Арбатской школе осуществляется через внеурочную деятельность, кроме этого на территории Арбатского сельсовета организуются республиканские зимние казачьи игры «Казачьи шермиции».
Действуют 3 школьных музея, 3 музейные комнаты, 1 музейный зал, на базе которых организуются «Музейные встречи», ведется поисково-исследовательская работа по сбору материалов истории нашего района. В течение года дети привлекались к мероприятиям, связанным с памятными событиями. Их количество сократилось на 20%, участников сократилось на 15%. В течение года ЦДТ провел мероприятия в патриотическом направлении, где общий охват составил около 91%.
В 2024 году мероприятия по патриотическому воспитанию были посвящены 79-й годовщине Победы в ВОВ и 100-летию Таштыпского района. Большая работа проводилась по оказанию помощи участникам СВО: маскировочные сети, письма солдатам, окопные свечи, продукты, медикаменты, сбор макулатуры, а также помогали семьям участников СВО. 

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

На 1 января 2025 года в отделе опеки и попечительства над несовершеннолетними на учете состоит 86 замещающих семей (на 01.01.2024 – 88), в них воспитываются 174 ребенка (на 01.01.2024 – 184). За 2024 г. поступило 69 сообщений о нарушении прав детей. Проведено 387 проверок условий жизни подопечных, в том числе 7 внеплановых. В течение 2024 года обследовано 19 жилых помещений, в удовлетворительном состоянии из них находится 18, неудовлетворительном – 1, факт невозможного проживания в жилом помещении установлен в отношении 1 подопечного. 
На 1 января 2025 года 24 подопечных являются нанимателями или членами семей-нанимателей по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, из них имели жилье на праве собственности – 20. В отчетном году выдано 76 предварительных разрешений на распоряжение имуществом подопечных.
По защите алиментных прав детей, воспитывающихся в замещающих семьях, 134 ребенка имеют право на получение алиментов, из них выплаты получает – 80. Количество несовершеннолетних, возвращенных из замещающих семей – 8. На профилактическом учете состоит 7 подопечных, совершивших правонарушения. В части профилактики асоциального поведения несовершеннолетних разработаны индивидуальные планы. На учёте у врача-психиатра в Таштыпской районной больнице состоит 2 опекаемых ребенка.
Общая численность детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот в 2024 году, в 2,25 раза ниже показателя предыдущего года. В сравнении с 2023 годом, численность детей-сирот осталась на том же уровне, а социальных сирот уменьшилась в 6 раз. Снижается количество лишенных и ограниченных в родительских правах. 

Планы

В 2025 году по федеральному проекту «Все лучшее детям», в целях реализации регионального проекта, выделяются средства из федерального, республиканского и местного бюджетов на оснащение предметных кабинетов недостающими средствами обучения и воспитания по предметам «ОБЗР» и «Труд (Технология)» – 1 634,7 тыс. рублей.
В 2026 г. планируется капитальный ремонт здания, оснащение оборудованием и мебелью Таштыпской школы №1 за счет федеральных, республиканских и местных средств – 143 879,6 тыс. рублей.
В планах продолжать участвовать в заявках на 2026 г. по выполнению капитальных ремонтов, благоустройству, оснащению оборудованием, средствами обучения детского сада «Рябинушка» и Бутрахтинской школы, а также – капитальный ремонт Нижнеимекской и Верхнеимекской школ.

Подготовила Дарья Охотникова

114107

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы