На территории Таштыпского района работают 18 образовательных учреждений. 2018-2019 учебный год во всех учреждениях начался благополучно. Необходимые ремонтные работы проведены, мероприятия по обеспечению санитарных норм и безопасности учебно-воспитательного процесса выполнены. В котельные завезен уголь. На территориях всех сельсоветов организован подвоз школьников в образовательные учреждения.
Управлением образования Таштыпского района ведется системная работа по созданию условий для обеспечения прав детей хакасов и шорцев на изучение родного языка, удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей.
В 2018-2019 учебном году в школах Таштыпского района хакасский язык изучают 1197 обучающихся. Из них 959 детей хакасской национальности, 238 детей других национальностей, изучающих хакасский язык.
Следует отметить, что количество детей, изучающих хакасский язык, в школах района увеличилось. В прошлом учебном году численность школьников, изучающих хакасский язык, составляла 1087 человек, из них хакасов – 924, других национальностей – 163.
Изучение хакасского языка в начальных классах, в средней и старшей ступени общего образования проводится в трех формах: как учебный предмет, как учебный курс и как внеурочная деятельность.
На предмет «Хакасский язык и литература» в школах отводится три часа в неделю. В 2018-2019 учебном году 1020 человек (85,2% от всех изучающих) изучают хакасский язык как самостоятельный предмет; 17 человек (т.е. 1,4%) проходят учебный курс хакасского языка; 160 (13,4%) – знакомятся с хакасским языком и литературой во внеурочной деятельности.
В МБОУ «Матурская СОШ» обучаются 13 детей коренного малочисленного народа – шорцев. С 2015 года в этой школе через внеурочную деятельность организовано изучение шорского языка (три часа в неделю). В этом учебном году шорский язык изучают 9 учащихся 1-8 классов.
В дошкольных образовательных организациях изучение хакасского языка ведется через кружковые занятия. В шести детских садах района и дошкольных группах Бутрахтинской, Анчулской и Матурской школ на занятиях дети в игровой форме знакомятся с традициями, обычаями и бытом хакасского народа.
Воспитателями дошкольных организаций при обучении хакасскому языку используются: методическое пособие «Иркечек» по обучению хакасскому языку детей 3-5 лет в детском саду (Арчимаева М.С.), методическое пособие «Приобщение детей к культуре хакасского народа» (Кириченко И.И., Боргоякова Т.А.), детский литературный журнал «Кунiчек» и иная литература.
В дошкольных и общеобразовательных организациях имеются стенды, оформленные на хакасском языке, сформированы мини-музеи, связанные с поликультурным воспитанием.
Обеспеченность учебниками обучающихся и учителей хакасского языка в общеобразовательных организациях Таштыпского района составляет 100%.
В библиотеках, наряду с учебниками, имеются литературные журналы «Тигiр хуры», «Кунiчек», «Инесай», художественная и иная литература.
Во всех школах имеются кабинеты хакасского языка и литературы.
Управлением образования ежегодно для обучающихся 5-11 классов организуется школьный и муниципальный этапы республиканской олимпиады по хакасскому языку и хакасской литературе.
Обучающиеся и учителя ежегодно принимают активное участие в мероприятиях муниципального, республиканского уровней (конкурсы «Чылтызахтар», «Ине тiлi», «Очы пайрам», фестиваль «Ынархас чоллары», катановские чтения и др.), становятся призерами заключительного этапа республиканской олимпиады по хакасскому языку и литературе.
Учителя хакасского языка и литературы активно участвуют в работе семинаров, круглых столов, научно-практических конференций, профессиональных конкурсах муниципального и республиканского уровней. В 2018 году учитель хакасского языка МБОУ «Таштыпская СОШ-И №1» Эльза Константиновна Майнагашева стала победителем республиканского конкурса «Лучший учитель хакасского языка». Ей предстоит участвовать во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский, языков.
В детских садах также организуются и проводятся мероприятия, направленные на сохранение и развитие обычаев и традиций хакасского и шорского народов, популяризацию национальных праздников, к участию в которых привлекаются и родители воспитанников.
Однако педагогов огорчает тот факт, что не все родители (законные представители) обучающихся выбирают для своих детей классы с изучением родного (хакасского) языка. Усилия учителей и воспитателей не подкрепляются желанием изучать родной язык в семьях. В среднем 45 процентов детей приходят в школу, не владея родным языком.
Ирина Кабанова
Оставить сообщение: