Пока только черное и белое
Робототехника, тем более робототехника в школе – повод задуматься. Представьте себе огород, который не надо сажать, поливать, пропалывать. Просто выбираете, что сажать и через некоторое время получаете урожай. Представьте скот, который не нужно пасти и доить. Представьте первоклассный автомобиль стоимостью всего навсего в 50000 рублей, который, к тому же, еще и сам вас возит. А самое лучшее медицинское обследование вы можете пройти, не выходя из дома. Бесплатная электроэнергия и тепло. Фантастика? Не думаю. Рано или очень рано, это станет явью.
Однако, такая радужная перспектива, не такая уж и радужная. Например, если полностью автоматизировать и роботизировать завод по производству автомобилей, то 99% рабочих придется уволить, ведь их труд больше не нужен. Нам больше не нужно платить зарплату рабочим, значит, мы можем сделать цену на автомобиль в разы меньше. И, парадокс в том, что уволенные рабочие, оставшись без дохода, уже не смогут купить этот в разы подешевевший автомобиль. Модернизация рабочих мест становится синонимом увольнения.
Школа добавит красок
3D-принтер кружка робототехники |
Глядя на пятиклассника, который вертит в руках микроконтроллер и пока с трудом понимает, что это такое я, невольно задаю себе вопрос: «Чему мне его научить, чтобы через 15 лет работодатели отрывали его с руками и ногами?». И уж поверьте, совсем не робототехнике. Тогда чему же?
Математике – это фундамент, ни один алгоритм, ни один расчет без нее невозможен. Программированию, ведь без программирования робот это всего лишь куча железа, пластика и радиодеталей. А без физики невозможно собрать ни одну электрическую цепь и рассчитать механические нагрузки. Конструированию, схемотехнике, автоматике продолжать можно довольно долго. Все это и принято называть робототехникой.
Но есть в робототехнике нечто большее, чем просто смесь точных наук. Она учит применять свои знания. Отсутствие готовых рецептов, шаблонов, исчерпывающей и точной документации подталкивает к поиску новых знаний, к созданию новых знаний и к стремлению как можно скорее их применить. Робототехника – это изобретательство.
Девиз настоящего хакера: «ни одна задача не должна решаться дважды». Но их девиз относится сугубо к миру IT. Робототехник – тот же хакер, только его девиз распространяется абсолютно на все.
Да, этому я и учу в школе. Вот только, хотелось бы, чтобы будущий робототехник был еще и мыслителем. Не просто каким-то заурядным инженером, способным сделать автополив или робот-пылесос. Но решать и глобальные проблемы роста безработицы и бедности. Учитывая, что проблема это всего лишь спрятанное решение, я думаю, оно найдется.
С. Лукашевский,
учитель математики ТОШ-И №1
Оставить сообщение: