Особое место в списке занимает мошенничество в Интернете. Вряд ли кто-то сможет дать полный перечень способов незаконного овладения чужими средствами или данными, являющимися собственностью правообладателя, поэтому рассмотрим самые распространенные:
На последней из этих разновидностей интернет-мошенничества остановимся подробнее. По данным МВД России, так называемый фишинг – это наиболее распространенный способ совершения преступлений, направленный на получение платежной информации и хищение денежных средств в Интернете. Целью фишинга является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Такой вид мошенничества процветает в первую очередь благодаря незнанию пользователями основ сетевой безопасности. В частности, многие не знают простого факта: сервисы не рассылают писем с просьбами сообщить свои учетные данные, пароль и прочее.
Также все большую популярность среди любителей поживиться за чужой счет набирает голосовой фишинг, когда клиенту банка звонят от имени финансовой организации и под разными предлогами стараются узнать платежную информацию.
Поимка злоумышленников, совершающих подобные преступления, зачастую бывает очень сложной, а потому многие граждане, ставшие их жертвами, не могут вернуть утраченные средства. Не поможет в данном случае и банк – с усилением мер безопасности действия мошенников становятся все более изощренными и хитроумными.
Так, например, жительница нашего района А. решила обратиться в суд с исковым заявлением к банку о защите прав потребителя, поскольку, по ее словам, злоумышленники похитили ее сбережения со счета, открытого в указанном банке. При расследовании уголовного дела по данному факту преступники так и не были найдены, поэтому женщина надеялась вернуть свои деньги за счет банка. Истица А. ссылалась на то, что при проверке состояния своих счетов с помощью системы «Онлайн-банк» ею было обнаружено, что без её ведома и согласия банком были списаны несколько десятков тысяч рублей. Впоследствии ею было установлено, что это было всё сделано ранее в тот же день через приложение «Мобильный банк».
В тот же день ею по телефону контактного центра банка было передано несколько обращений об отмене всех операций, возврате денежных средств и блокировке карт. Оператор предложил подать заявление об этом в ближайший офис банка, а также заявление о возбуждении уголовного дела. На следующий день А. подала заявление в полицию, а также в местное отделение банка. В банке она узнала, что операции отменены не были, карты не заблокированы. Утверждает, что указанные выше операции ею не совершались. Поскольку требования по уведомлению банка о несанкционированных операциях ею были выполнены, то банк несет финансовую ответственность по несогласованным с ней операциям и обязан выплатить ей денежные средства по ним в полном объеме.
Однако в ходе рассмотрения искового заявления А. судом было установлено, что истицей не были соблюдены условия банковского обслуживания, поскольку в нарушение принятых на себя обязательств, она допустила разглашение реквизитов банковской карты, номера телефона, к которым подключена услуга «Мобильный банк», о чем свидетельствовали показания самой А., полученные в рамках расследования уголовного дела.
При проведении операций по переводу денежных средств с карт, вклада истца на телефонный номер истца направлялись смс-сообщения, содержащие информацию об операциях. При этом у банка не было оснований для прерывания операций по переводу денежных средств, либо отказе в переводе, т.к. спорные операции были произведены банком в системе «Онлайн-банк» после надлежащей идентификации и аутентификации клиента.
И так как, в соответствии с условиями банковского обслуживания физических лиц, банк не несет ответственности в случае, если информация о счетах клиента, карте, контрольной информации клиента, идентификаторе пользователя, логине, паролях системы «Онлайн-банк» или проведенных клиентом операциях станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата информации в каналах связи во время их использования. В результате недобросовестного выполнения клиентом условий их хранения и использования, суд вынес решение об оставлении требований А. без удовлетворения.
Данное решение судьи Таштыпского районного было обжаловано истицей, однако Верховный суд Республики Хакасия оставил жалобу без удовлетворения, а решение – без изменений.
Как видите, фантазия мошенников по ограблению честных граждан не знает предела и совершенствуется синхронно с техническим прогрессом, не отставая от него ни на шаг, а иногда его опережая. Не всегда, но зачастую, единственным действительно эффективным средством, позволяющим сохранить сбережения в целости, остается собственная внимательность и бдительность держателя платежной карты.
Помните – предупрежден, значит вооружен, поэтому не пренебрегайте возможностью узнать о способах обезопасить себя, в том числе о тех, которые предлагает банк, клиентом которого вы являетесь. Ведь, как уже было сказано выше, найти тех, кто совершает подобные преступления, чрезвычайно сложно, а значит, шансы вернуть деньги, «подаренные» мошенникам, очень и очень невелики.
Е. Филипченко,
судья Таштыпского районного суда
Оставить сообщение: