Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 22.12 | 102.34 | 0 | |
EUR | 22.12 | 106.54 | 0 |
Совсем недавно, в последнее осеннее воскресенье, мы отмечали День матери. За четверть века этот праздник приобрел свои правила и традиции, от домашних теплых посиделок с чаем и печеньем до столичных официальных торжественных мероприятий с поздравлениями, чествованиями и награждениями. Героиня моего рассказа побывала как раз на официальном торжестве в Абакане, где особое внимание было уделено многодетным мамам, мамам, воспитывающим приемных детей, и женщинам, члены семьи которых сегодня находятся в зоне специальной военной операции на Украине.
Елена Робертовна Чебодаева, жительница Нижних Сир, в церемонии награждения не участвовала, была простым зрителем на праздничном мероприятии, хотя входит во все эти категории. Она – многодетная мама, воспитывает, кроме родных, и опекаемую дочь. А глава этой семьи, к сожалению, уже никогда не вернется домой из далекой Украины.
Параллели и пересечения юности
Они жили в одной деревне, ходили в одну школу, но друг друга практически не знали. Видно, не время было. Детство и школьная юность Игоря и Лены прошли, как говорится, параллельными путями, очень похожими своим деревенским бытом, сложностями перестроечных и разрушительных девяностых лет. Но юности во все времена свойственны оптимизм и ожидание радости, а потому это было время светлой мечты и добрых надежд.
Игорь был старше Лены на два года. До встречи с ней он успел окончить музыкальное училище по классу гитары и отслужить два года в армии. Тогда, в конце девяностых, срочная служба была еще два года. Служил он в Амурской области в ракетных войсках и уже тогда проявил себя хорошим солдатом, поскольку вернулся домой старшим сержантом.
В начале двухтысячных Игорь и Лена оказались студентами ХГУ. Он учился на историческом факультете, она – на филологическом. А на выходных приходилось добираться вместе домой на верхташтыпском автобусе. Вот тогда их пути и пересеклись. Сначала они стали хорошо знакомыми односельчанами, попутчиками в одном автобусе, а потом постепенно их дороги соединились в один семейный путь.
Раз папуля, два папуля, три…
Поженились они 7 ноября 2004 года. В следующем году Елена получила диплом учителя русского и литературы, а в семье Чебодаевых родилась первая дочь – Кристина. Игорь, заботясь о семье, университет не окончил: история в то время перспектив не открывала. Более надежной для обеспечения семьи была тайга. Лес, пилорама стали рабочим местом мужчины на несколько лет. Работал он и кочегаром в Таштыпе, и личное подсобное хозяйство тоже кормило семью.
Елена, когда подросла Кристина, пошла работать по специальности в Нижнесирскую школу, учила детей русскому языку и литературе. А через пять лет вновь ушла в декретный отпуск. В семье родилась еще одна дочь – Юля. С работой после декретного было сложно. Год Елена была на учете в Центре занятости населения, а когда в Таштыпе открылся детский сад «Чылтызах», пришла работать туда воспитателем.
2019-й год стал в семье Чебодаевых годом ожидаемого и неожиданного прибавления. В наше очень уж рациональное время не каждая семья решается даже на второго ребенка. А Елена с Игорем ожидали третьего, надеясь, конечно, что будет сын. Но родилась Полинка – еще одно счастье семьи.
Знаете, путешествует сейчас во всемирной сети такое изречение, современная народная мудрость: «Если у тебя есть сын, ты – отец или батя. А если у тебя есть дочь, ты – папуля!» Вот так и Игорь Евгеньевич стал трижды папулей, а Елена Робертовна – многодетной мамой. Согласитесь, словосочетание «многодетный отец» почему-то не так привычно нашему слуху, хотя любому ребенку нужны оба: и мама, и папа.
Нужны они были и девятилетней девочке Алисе, которая в том же 2019-м осталась сиротой. Так вот сложились обстоятельства. Алиса – поздний ребенок деда Елены и, если считать строго по родственным связям, она Елене – тетя, хотя по возрасту на пару лет старше ее средней дочери Юли. А по факту, Елена с Игорем решили, что смогут и еще одной девочке стать опорой в жизни, и приняли Алису Боргоякову в свою семью.
Бои далеко, а беда близко
Прошлый год внес суровые коррективы в жизнь многих семей России. Когда объявили частичную мобилизацию, Игорь Евгеньевич сделал свой выбор – заключил контракт и пошел на СВО.
– Отговаривать его было бесполезно, – говорит Елена Робертовна. – Характер такой, уж если что решил, то все. Вернулся он в декабре после лечения. У него была контузия, долго лечился. А потом в конце мая в этом году снова заключил контракт до конца сентября. Уехал. Связь была только по телефону, и только с его стороны, редко. Служба, да и разница во времени.
Тринадцатого июля у Игоря был юбилей – 45 исполнилось. Перед этим он звонил. Я надеялась, что и тринадцатого позвонит, ждала. А звонка не было… Потом я начала сама звонить, узнавать, через военкомат… Сказали, что с 21 июля он числится без вести пропавшим, так как тела погибших не было возможности доставить с поля боя. Снаряд попал туда, где они находились – несколько человек. Свидетельства есть. Сейчас ждем, в январе будет полгода с того дня, и их юридически признают погибшими…
Пятеро без одного
Такой вот разговор получился, начало которому дала праздничная светлая дата – День матери, а концом стало молчание, потому что нет таких слов…
Елена Робертовна последнее время работает директором сельского культурно-досугового центра «Саяны». На ее плечах и работа, и дом, и семья – четыре ее девочки. Кристина учится в Красноярске, в строительно-монтажном колледже, Юля – в пятом классе, Полинке четыре года, а Алисе – тринадцать. Тяжелые испытания выпали на их долю. Что будет дальше, никто не знает. Но хочется надеяться, что хорошего будет больше.
Ирина Кабанова
Оставить сообщение: