35 лет назад сотни тысяч человек были привлечены к ликвидации ее последствий и спасению людей. Среди тысяч и тысяч ликвидаторов наши земляки, наши таштыпцы: Сергей Викторович Глухих, Петр Михайлович Тюкпиеков, Валерий Федотович Лисин, Анатолий Владимирович Егин, Борис Яковлевич Брагин.
Петра Михайловича Тюкпиекова отправили ликвидировать последствия Чернобыльской аварии в числе других ребят-срочников, призванных на армейскую службу. Чернобыль ворвался в его жизнь практически сразу. Взрыв прогремел в апреле, а уже в мае их роту почти в сто человек отправили в зону отчуждения. Вместо предполагаемых трех месяцев Петр провел на месте Чернобыльской катастрофы два года.
Валерий Федотович Лисин, призванный, как и все, райвоенкомататом, трудился на отделке: «Только выстелим пол плиткой, а через 2-3 дня она выдает превышение уровня радиации. Плитку срываем, и все по-новой. Одежду меняли 3 раза в день, сразу же сжигали, – вспоминал он. Вместо положенных двух вахт, в зоне поражения он находился восемь! – Тогда думалось, что особой разницы нет, сколько получишь облучения – за один месяц или за четыре».
Непосредственной обязанностью Анатолия Владимировича Егина было возить на станцию «здоровую» землю вместо радиактивной. Сразу предупредили, что ни в коем случае нельзя есть плоды, выросшие на этой земле, брать какие-либо предметы в «мертвых» деревнях и писать письма с указанием подробностей службы. Это страшно, но запреты нередко нарушались и это приводили порой к смертельным последствиям. И Анатолий пробыл на месте аварии дольше положенного срока – 6 месяцев вместо трех.
Обязанности Бориса Яковлевича Брагина в Чернобыле, куда его направили по призыву райвоенкомата в июне 1987 года, были такими же, как и дома. Плотничал, штукатурил, убирал мусор… Вот только всю одежду каждый раз после работы в зоне забирали и выдавали новую…
Ликвидаторов из числа гражданского населения отбирали особенно тщательно. Возраст – не младше 31 года, наличие детей – не менее двух. Особые требования предъявлялись к здоровью. Его-то в первую очередь и отдавали спасатели. Чернобыльская «командировка» отозвалась эхом у кого-то сразу, у кого-то спустя месяцы, у кого-то – годы. Но у каждого участника тех событий на теле отметина Чернобыля.
Спасибо и низкий поклон вам, ликвидаторы Чернобыльской катастрофы, ценой жизни и здоровья защитившие нас от ее страшных «атомов»!
Ольга Конюк
Оставить сообщение: