Но выше вас, цари – колокола
Всплывает в моем насквозь светском сознании цветаевское: «И целых сорок сороков церквей смеются над гордынею царей!».
Нет, сорока сороков церквей в Таштыпе не было. Был один храм – возводили его в 19 веке, без высоких технологий и тяжелой техники… Кирки лопаты, лошаденки, руки человеческие и промысел Божий… Возводили три года, с 1831 до 1835. Единственную фотографию, где виден он, наверное многие видели. Двухкупольный, белостенный, с колокольней… Жаль фото черно-белое и сейчас уже не скажешь, а какого цвета были те купола? Были ли они крыты «чистым золотом, чтоб чаще Господь замечал»? Но на том фото уже кипит у стен Божьего храма митинг в честь 7 ноября. 1935 год. До войны 6 лет, и до разрушения церкви 11 лет…
Как странно, что была снесена она не в тридцатых, когда массово уничтожались культовые учреждения. И не вторую волну гонения на оставшиеся храмы в 60-х. А вот так сразу после войны? Кто теперь скажет? В огромной России из 56 тысяч церквей, монастырей, храмов осталось 7 тысяч. Кто же теперь вспомнит о сельской церкви. Но… был в Таштыпе храм и стоял он там, где сейчас находится здание почты.
Настоятель Христорождественского Храма Роман Могилат сейчас поясняет:
– Желание восстановить справедливость, и на месте разрушенного храма поставить часовню, было давно. Впервые этот вопрос встал в 2006 году. Тогда в Таштыпском районе не было ни одного храма. И настоятель такого прихода должен своей священнической обязанностью почитать – строительство храмов. Тогда же и получили благословление от Владыки на строительство часовни. Но строить её гораздо позже начали. Видно на то был промысел божий, чтобы к власти в районе пришел глава, что поддерживал и помогал в меру всех сил и возможностей. Василий Иванович Шулбаев, по сути, взял на себя финансовый вопрос.
Вера против безверия
Любое строительство начинается с проекта… Отчего-то мне, далекой от дел церковных, казалось, что этот проект обязательно должен был кто-то дать церкви бесплатно. Но отец Роман разочаровывает:
– Проектно-сметная документация – это 20% от стоимости всего строительства, так по крайней мере было в Сорске. Поэтому мы выбрали самый дешевый путь – выбрали проекты. Один из которых и утвердил Владыка Ионафан.
Невольно улыбаюсь: слова «проектно-сметная документация», звучащие из уст священника, кажутся нелепыми или неправильными…
– Вы специалистом по строительству, наверное стали за эти три года.
– Пришлось, – улыбается батюшка.
Впрочем, не только по строительству. Вспоминается шумный скандал с выбором места строительства. Выбрали его так, чтобы не пришлось ничего разрушать или сносить, но при этом новая часовня встала все же на месте если не разрушенного храма, то на земле некогда церковной. И сейчас вряд ли вспомнят многие, что на месте белокаменной часовни был зарастающий травой пустырь, впрочем, огороженный пустырь, где порой мирно паслись коровы. Единственное практическое применение этого пятачка – зимой там устанавливалась елка. Тем ни менее противники строительства нашлись… И полетели письма в Абаканскую епархию, в Москву, в прокуратуру… Так как последнее слово оставалось за сельсоветом, это самое слово решено было сказать на сельском сходе, правда отца Романа о сходе предупредить забыли. Прихожане сообщили и на сход настоятель прибыл. Народ обсуждал шумно.
– Помню один из аргументов: «Я не могу видеть каждый день из своего окна – крест», – вздыхает отец Роман.
Он не делает выводов и не осуждает… Вывод просится сам собой. За годы безверия символ вечной жизни, света, символ Бога превратился в нашем сознании в символ смерти… Вот откуда это «не могу видеть крест».
Да, на том сходе спор шел между верой и неверием, богом и безбожием, духовностью и бездуховностью… и когда предложили решить все просто: те, кто за строительство – направо, кто против – налево… Все невольно ждали, какую позицию займет глава района. Василий Иванович встал между спорщиками… Впрочем, как и положено власти светской. Но его позиция была выражена тогда более чем ясно… И строительство часовни началось.
– Оно бы все равно началось, уже был сделан акт выбора, – поясняет отец Роман. – Не хватало постановления главы сельсовета. Нам даже в прокуратуру пришлось обращаться. По промыслу Божию народ сам решил, что часовне быть.
Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется
В ту осень удалось вырыть котлован, огородить стройку. Настоятель называет имена первых спонсоров, что откликнулись еще задолго до схода. Это: Анатолий Афанасьевич Неволин, председатель артели старателей «Ойна», выделил блоки на фундамент. Владимир Николаевич Тюгаев, директор Таштыпского ДРСУ, полностью обеспечил техникой строительство, заасфальтировал площадку у часовни. Николай Михайлович Дудко, генеральный директор ЗАО «Саянстрой», помог существенно сэкономить на кирпиче. И вместо 400 тысяч, кирпич обошелся всего в 200 тысяч рублей.
На этапе кладки возникли неожиданные, если учитывать уровень безработицы, обстоятельства. Специалистов каменщиков найти среди местного населения оказалось непросто. И собирали их буквально со всех уголков Хакасии. В итоге в бригаду вошли жители Таштыпа, Абакана Абазы, Аскиза… На время стройки проживали рабочие в Храме, готовили и кормили их прихожане. И каждое утро отца Романа начиналось с того, что будил их и провожал на работу.
Впрочем, и функции прораба взял настоятель на себя. Ведь кто такой прораб? Это человек, что по сути курирует все от доставки и поиска материалов, до качества работы. Как правило услуги такого специалиста оплачиваются весьма высоко… Но часовня, что строилась на пожертвования прихожан и деньги спонсоров, требовала иного подхода – жесточайшей экономии на всем, на чем только можно.
Искали спонсоров, уговаривали, упрашивали… Настоятель эти поиски и находки комментирует словами Иисуса:
– Не зря сказано: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется» (ищите, и найдете; стучите, и вам откроют). Господь дает каждому.
Наглядный пример того, что двери отворялись, вот такой случай:
– Кровля по проекту планировалась железобетонная. Собирать её необходимо было на заводе и уже потом везти сюда и устанавливать. Но при подсчете оказалось, что стоимость такой кровли обойдется нам гораздо дороже, чем кирпич и возведение стен. А у нас оставалось на тот момент всего 50 тысяч рублей… Нашли выход – заменили кровлю на мягкую из гибкой черепицы. Однако и она вместе с монтажом и доставкой обходилась нам в 115 тысяч рублей. Поехал я в «Сибирские фасады», встретила меня женщина, заместитель директора, выслушала внимательно и предложила взять на себя доставку с завода, и приобрести кровлю предложила по цене поставщика. И только так мы уложились в 55 тысяч рублей.
По словам отца Романа добрых, понимающих и охотно поддерживающих людей очень много.
– Конечно, случалось, что отказывали, но гораздо реже. Так ни одной доски не пришлось покупать, весь пиломатериал выделили предприниматели, что занимаются лесом. Ольга Валерьевна Илясова, Николай Владиславович Сорокин, Владимир Петрович Болуж. А Дмитрий Евгеньевич Круговых, тот и вовсе помогал во всем чем мог, свои дела в сторону откладывал, но церкви помогал. Нам утеплитель был нужен на стены, так он свой отдал… вот так и ему будет благоволить господь в его начинаниях!
Штукатуров нашел Дмитрий Михайлович Надымов.
– Как эти люди умеют работать! – восхищается батюшка. – Едва они в Храм заселились, я утром по обыкновению их будить пришел. А их уже нет. Уже работают. Погода подвела, как они переживали, что теряют дни… И вот этот объем работы, если откинуть дождливые дни, сделали штукатуры за 8 суток!
И повторяет: «По промыслу Божию…».
Что есть промысл Божий? «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям» – такое определение промысла дал святитель Филарет Московский.
Благоволение тем, кто творит добрые дела, дела благословляемые Богом. Но ведь к промыслу должны быть и усилия тех, кому благоволят… И тогда воля Божья кажется чудом.
И было чудо…
Купол на часовню изготавливали в Барнауле. Это был единственный завод, где вообще производят подобные работы. Вот тут и встал вопрос о доставке. Простой расчет показал, что гнать даже газель за куполом в Барнаул обойдется в сумму куда большую, чем стоимость самого купола. Как признается отец Роман, что уныние подступало порой. И руки были готовы опуститься, ведь выход то был один – ждать, пока удастся собрать нужную сумму. А часовне стоять обезглавленной. И вот тут воистину Господь явил чудо, по другому я не могу это назвать.
В очередной раз выслушав настоятеля, вдруг сообщили:
– У нас сейчас готов заказ для Абакана, но мы можем потянуть время, до окончания купола для часовни. Договаривайтесь, чтобы попутно взяли и ваш груз.
И договор состоялся. А вот теперь просчитайте вероятность того, что в далеком Барнауле вдруг одновременно оказались два заказа из Хакасии! Чему она равна? Одной тысячной, или одной десятитысячной?
Привезли купол благополучно, но вот высотного крана, чтобы установить не было. Заказывать в Абакане, но только перегонка машины обошлась бы в 40 тысяч рублей, а еще и установка…
– По промыслу Божию, в это время началось строительство детского сада в Таштыпе, и как раз такой кран был занят на строительстве, – рассказывает настоятель… – Господь благоволил, что в это время район активно строился, и Василий Иванович постоянно привлекал на помощь церкви строителей… Накануне установки купола, я ночь не спал. Погода была ветреной, опасался. Купол встал сразу…
Здесь самое время вспомнить о единении власти церковной и светской. Нет, нет! Они по закону отделены, но кто же не дает им объединиться для богоугодного дела. Ограду для часовни подарил еще один глава, но теперь уже города Абазы Николай Иванович Байбородов.
Поддержка районной администрации была обеспечена надежная. Более того, не раз и не два глава района просто отдавал свои личные средства. Что тут можно сказать? Единение власти светской и духовной – это давняя российская традиция. И самое время было её возродить.
Церковную утварь приобрести помог вездесущий интернет. Отец Роман отлично умеет им пользоваться, вот и заказывал бра и светильники по интернету. И вновь это позволило существенно снизить затраты.
Иконостас же подарил часовни предприниматель Александр Вадимович Исаков.
Во истину – часовня строилась всем миром…
Без освящения храм – просто дом
– Очень редко так совпадает, что совпали и освящение нового храма и Первопрестольный праздник, в честь которого и назван храм. Часовню в честь происхождения честных древ Животворящего Креста Господнего осветили 16-го августа. В народе этот праздник называют медовым Спасом. В церковных календарях он носит название Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, – говорит настоятель Роман.
Вот здесь необходимо пояснить.
Из статьи «Догматы, обряды, таинства» (официальный сайт Покровской епархии):
С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.
Ведь храм «обыкновенное» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни. Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.
Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем».
Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения».
Невольно хочется извиниться перед читателями за столь долгую цитату. Но иначе никак, мне, человеку сугубо светскому, просто страшно было ошибиться описывая обряд... Освящал нашу часовню Владыка Ионафан, архиерей Абаканский и Хакасский, сослужили настоятель храма Рождества Христова Роман Могилат и священник Василий Аргудаев.
Дать людям Бога
Чуть позднее посетили часовню и светские власти Республики Хакасия, об этом наша газета уже писала. Вот казалось и все о строительстве часовни… Но не все о строительствах храмов. Сейчас в районе возводятся храмы в Арбатах и в Кубайке, отдан епархии и старый клуб в селе Матур, бывший некогда церковью… Да пока еще рано даже предполагать, когда они будут освящены… Врезались в память слова настоятеля Христорождественского Храма, отца Романа:
– Люди, что воздвигают их – сродни апостолам…
Удивилась такому сравнению и настоятель объяснил:
– Среди апостолов были самые обычные люди. Чтобы творить богоугодные дела не нужно образование. Владимир Георгиевич Сусин, он строит церковь в Кубайке, сказал удивительные слова: «Я приехал в Кубайку и был потрясен, живут люди без света и без Бога. И я решил, что без света жить можно, но людям надо дать Бога. Нельзя жить без Бога».
Да! Дать людям Бога… Как же это сложно, как непросто и вместе с тем как светло возвращается к людям вера, которую так и не смогли убить долгие годы безверия. Вскоре состоится и первое венчание в новой часовне. И однажды, верую в это, поплывет и над Матуром колокольный звон. По промыслу Божию…
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: