Победителями стали ученицы Таштыпской СОШ-И №1 Оксана Бурнашова и Маргарита Янгулова (на снимке). Ученицы 11 класса выполнили совместную работу под названием «Жизнь школ Хакасии в годы ВОВ (1941-1945 гг.) на страницах газеты «Советская Хакасия». В ходе работы они изучили и проанализировали архивные материалы. Их проект рассказывает об организации учебного процесса в период тяжелых военных лет, о пионерском, комсомольском и тимуровском движениях.
«Школьная жизнь учащихся Хакасии, как и школьников всей страны, существенно изменилась с началом войны. В этот период правительство поставило перед школой ряд важнейших задач. На первое место было выдвинуто воспитание учащихся в духе патриотизма, из статьи от 30.05.1942, №124. На втором месте оказалось повышение уровня успеваемости, борьба с детской безнадзорностью и упорядочение дисциплины учащихся, из статьи от 31.01.1945, №22 (3922). Немаловажной задачей для школ Хакасии стало развитие духовно-нравственных ценностей среди школьников и введение всеобщего обучения детей школьного возраста. Школы Хакассии ответственно подходили к организации детского общественно-полезного труда для помощи фронту, в статьях от 24.01.1942, №20; 28.11.1944, №237 (3878).
Каждое лето школы Хакасии тщательно готовились к новому учебному году. Силами учителей, учеников и их родителей проводились покраска, побелка, штукатурные работы, ремонтные работы и заготовка дров. Так в Потаповской средней школе Саралинского района учащиеся и их родители существенно помогли родной школе. В выходной день на воскресник вышло более 100 человек. Эту инициативу осветила газета «Советская Хакасия» в статье от 17 июля 1941 года.
В военный период школы Хакасии активно помогали фронту: собирали средства для обороны страны. Так силами учителей Абаканской средней школы №1 были собраны средства для постройки авиаэскадрильи «Комсомолец Хакасии» 2600 рублей.
Школьники и учителя занимались активным сбором лекарственных трав, грибов и ягод, которые в дальнейшем отправлялись на фронт и в госпитали. Так ученики Ширинской средней школы собрали 2 т 800 кг дикорастущих лекарственных трав, из статьи от 03.03.1943, №183.
Ученики работали на производстве, в цехах и колхозах. Так школьники села Белый Яр пропололи 187 гектаров колхозных полей, из статей от 13.07.1943, №146. Ученицы Сартыгойской школы отсортировали десятки тонн золотосодержащей руды, из статьи от 24.07.1941, №174.
В начале 1944 года был объявлен конкурс на лучшего охотника, в котором отличились ученики Таштыпской школы – Сидеев, Тимошкин, Карасухов, Токмашев, Краснов, которые перевыполнили задание взрослого охотника».
Основную часть материалов составляют такие выдержки из газет за период с 1941-1944 годы. Итогом работы стал вывод о том, что «школа внесла значительный вклад в Победу в Великой Отечественной войне».
Призерами конкурса стали Кирилл Харлашин (Малоарбатская СОШ), Виктория Лебедева (Таштыпская СОШ №2) и Анна Сыргашева (Большесейская СОШ).
Кирилл Харлашин, ученик 7-го класса, исследовал вклад арбатских колхозниц в Великую Победу. Его работа посвящена памяти подвига односельчан – героев войны и тружеников тыла. В материалах собраны воспоминания людей, переживших военные годы, их фотографии и награды.
«Сегодня проблема войны и мира не ушла из памяти людской. Появляется много лжесвидетельств, которые искажают историю. Мы, подрастающее поколение, должны знать историческую правду и обязаны помнить, какой ценой досталась нам Победа. Еще важнее знать и помнить, что в дело Великой Победы вклад внесли и наши земляки, которые когда-то ступали по тем же улицам, по которым ходим мы. Мои односельчане – гордость нашего села, и я считаю своим долгом рассказать о них».
Виктория Лебедева, ученица 8-го класса, «показала значимость воина-участника Великой Отечественной войны в достижении Великой Победы» на примере своего прадеда З.З. Сипкина.
«К сожалению, 75 лет в мирных условия достаточно, чтобы люди стали забывать о героях войны.
С чувством глубокого уважения, благодарности и гордости я обращаюсь к своему дедушке, который подарил нам мирное небо и светлое будущее.
Дед говорил (рассказывали бабушки): У нас в роте было 150 человек. После боя остались 15 замученных, изнуренных солдат. Было очень страшно, но мы шли за Родину, которую не могли оставить один на один с врагом. Мне было за тридцать, рядом со мной воевали совсем еще мальчишки, шли в атаки, погибали, плакали, но все думали об одном – Не отдадим Победу! Победа будет за нами!».
Анна Сыргашева, ученица 4 класса, рассказала о роли животных в годы Великой Отечественной войны.
«75 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Низкий поклон ветеранам. Низкий поклон также и всем тем, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. В 2004 году было принято решение установить животным, которые помогали нашим предкам в войне, специальный мемориал. Его установили в Лондоне. Поражает надпись на нем «У них не было выбора».
Работа над проектом понравилась и заставила задуматься об отношении к животным».
Всего в конкурсе приняли участие 8 школьников. Каждый из них провел кропотливую исследовательскую работу, что, несомненно, помогло глубже окунуться в историю и сохранить в памяти факты.
Пока наши дети принимают участие в таких конкурсах, можно уверенно сказать, что память о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне не сотрется в поколениях.
Галина Варакина
Оставить сообщение: