– Когда впервые за баранку взялись?
– О-о-о-о-о! Это с армии! В 1961 году пошел в армию. И отправили меня на шофера учиться и механика. Вот с тех пор и держался!
– Так в армии служили водителем?
– Бери выше, я механиком был!
– Первую машину помните?
– ЗИС-5.
– Ух, ты! – Вырывается восхищенно, ибо ЗИС-5 это для меня глубокая уже «фронтовая» история.
Расцвет славы «Захаров» – так любовно называли машину бойцы, пришелся как раз на сороковые-фронтовые. И вот стоит передо мной человек, что за баранкой этой автолегенды сидел!
– Вы наверное ездить на ней учились?
– Почему? В армии водил, тогда в армии полно было и ЗИСов и «полуторок», потом и «Студера» получили. Но «Студебеккера» я уже в конце службы себе выпросил.
– А заканчивали карьеру на какой машине?
– На КрАЗе!
И в самом деле – отчаянный шофер…
За более чем 40 лет водительского стажа побывала в руках Льва Иосифовича большая часть грузовых машин и Уралы, и ГАЗы различной модификации. Одним словом – все, на чем можно было лес возить. Ибо как вернулся Лев Иосифович из армии так и не изменял непростой доле – водителя лесовоза. Большую часть жизни трудился Лев Иосифович в родных Арбатах, в леспромхозе, а после «перворота», как выражается Лев Иосифович – в Хакасском ЛПХ.
Чему тут же находится подтверждение, Ольга Петровна Киргенекова, бессменный руководитель Хакасского ЛПХ, обнимает Льва Иосифовича.
– Это наш старейший водитель! Надежный человек, – кратко характеризует она его.
– Но вредный… – замечает Лев Иосифович.
– А у шоферов простых характеров не бывает, – смеюсь я.
– Так точно, – соглашается Лев Иосифович и тут же делится историей как прямой и жесткий характер сыграл с ним злую шутку. Поспорил с начальством, а то, не долго думая, отомстило. Приезжает водитель в контору, а там приказ – Лишить выслуги лет и путевой лист не выдавать. Такой вот карамболь. Однако ж как без лучшего водителя. И грузили, и лес возил… А как-то заснежило и машины застряли на перевале.
– Пять машин стоит в гору, и двинуться не могут, а лес-то возить надо. Ну я свой Урал знал, сворачиваю и по снегу с лесом – вездеход есть вездеход. Прошел родимый! Раз рейс сделал, два, а потом смотрю, следом директорский УАЗик едет, ну доехал до горы, мне махнул и стучится в кабину. А мы ж в розгах с ним… Сел, молчит. Я еду и еду, где надо газку подкину, где надо приторможу. Приезжаем в контору, директор к доске подходит и молчком приказ срывает. Изорвал и в урну бросил… А после, уж когда я увольняться собрался, уезжал в Бодайбо работать, он меня ни в какую не отпускал. И до чего додумались с участковым, решили меня напоить, чтоб я на машине попался и прав лишить, а время пройдет, опять права вернуть. Ну я про это узнал и бегом, бегом в три дня уехал.
– А потом все равно вернулись в родные Арбаты?
– Вернулся! – улыбается Лев Иосифович. – Не могу я нигде, тут-то свое все. Вон видишь сколько знакомых.
К слову сказать, знакомых тут у старого водителя масса, то и дело подходят, жмут руку, поздравляют с юбилеем села…
– Хороший односельчанин? – спрашиваю, зная ответ.
– Ой, хороший! Сколько он молодежи обучил, вы и не знаете!
Сколько точно не помнит даже Лев Иосифович, просили помочь – помогал. Вот и весь ответ. Но на груди отчаянного шофера в ряду наград есть очень примечательный орден – орден «Трудовой Славы» его абы кому на грудь не цепляют. А Лев Иосифович – и есть трудовая слава Арбатов! Потому-то так его любят и так им гордятся.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: