1. В эпоху интернета нет того, кто умнее всех. Эра компьютеров закончилась. Сегодня работают не компьютеры, а коммуникации. Появилась сетевая экономика и сетевое образование.
2. Современная проблема образования: воспитание культуры человека, воспитание мировоззрения. В наше время доступ к знаниям (через интернет) обесценился, но это не помогает образованию. Страдает воспитание мировоззрения. Существующий поток информации «замусорен» и человек должен уметь фильтровать его и этому его должен научить учитель!
3. Доступность информации в интернете – благо, но, как и всякая халява, разжижает мозги. Возможно, интернет убивает интерес к обучению? Объемы информации возросли в сотни раз. Есть возможность посмотреть все шахматные партии за последние сто лет, но количество гроссмейстеров это не увеличивает.
4. В эпоху интернета необходимо быть преподавателем нового типа, обладать новыми компетенциями. Преподаватель должен сам уметь учиться, переносить свой язык на интернет. Критическое мышление – это первое, что должно быть при входе в сеть. Однако, он также должен обладать универсальными характеристиками, независимо от времени. Сейчас мы не можем прогнозировать будущее.
5. Образование как процесс: «обучение – воспитание – развитие» и ничто в нем не может заменить живое общение преподавателей и учащихся. При обучении у каждого человека могут доминировать разные каналы восприятия. Чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо задействовать все каналы. Обучаемые берут пример с учителя и интернет его не заменит.
6. В школы приходят учителя, знающие информационные технологии на уровне пользователя, видимого барьера между учителями и учениками во владении новыми технологиями нет, однако для педагогов сейчас большая проблема – вместить в урок все необходимые знания с максимальной эффективностью. Этим обусловлена острая востребованность новых образовательных технологий.
7. Информационные технологии решают много задач в сфере образования, но они не решают задачу наполнения образовательных ресурсов качественным содержанием.
8. В книжных магазинах продается масса книг по педагогике и образованию, но в них нет ссылок на полезные интернет-ресурсы. В интернете много полезнейшего материала для преподавателя, но у него нет возможности для его многочасового поиска.
9. Образование в России переживает кризис. Очень много говорится о тех вещах, которых просто не существует. Снижается подготовка школьников, абитуриентов, студентов, учителя зачастую просто не готовы работать с детьми. Задается ошибочная ориентировка на передачу знаний, а не на обучение деятельности. Компьютеров у нас много, коммуникации активно развиваются, но мы – пока еще люди XX века, а в педагогике – люди XIX века.
10. Мы много говорим о современном оборудовании, новых технологиях, но часто стали забывать о людях, которые это оборудование должны применять и использовать в своей практической деятельности.
11. Главная цель в образовании – развитие интеллигента в любой профессии. Классическая педагогика – это «детовождение». Мы педагоги все, кто-то занимается этим профессионально, а кто-то просто дома, со своими детьми.
12. Фильтрация контента в образовательных учреждениях проблемы не решает. Тот, кто захочет, в любом случае найдет возможность посмотреть негативный контент. Фильтровать надо для всего общества в целом.
13. Потоки информации растут, и она становится новым фактором производства. Какое место занимают учитель и ученик в этих потоках?
14. Современные технологии по-другому выстраивают организационные формы общения. Выстраиваются не вертикальные, а горизонтальные связи. В этих связях, чем сильнее авторитет учителя как человека, тем сильнее это будет притягивать учащихся. Самооценка учащихся увеличивается, когда преподаватель им говорит: «давайте сделаем это вместе». В википедии статью может править и двоечник, и профессор – и эта схема успешно работает. В сети все стоят у одной доски.
15. Учащиеся приходят в интернет, потому, что там «быстрая жизнь».
16. В эпоху «Образования 2.0» обычные университеты должны превращаться в «студенческие корпорации». Внутри них должны создаваться сообщества нового типа.
17. Современные требования работодателей к выпускникам: умение анализировать информацию, проектное мышление, работа в команде. Таковы потребности новой экономики, однако, существующая система образования не поддерживает реальные процессы в экономике. Кроме того, она не учит адаптироваться к жизни.
18. Web 2.0 стучится в образование, но ему не открывают.
19. Самое главное – не объем знаний, а быстрота изменений.
20. Разработчики современных образовательных технологий предлагают педагогам красивые игрушки, однако сами учителя не задействованы в их разработке и, в итоге, эти игрушки не приживаются в образовательном процессе.
21. Семья ушла из процесса образования. Дети уходят в интернет, ощущая дефицит общения в семье.
С. Лукашевский,
ТОШ-И №1
Оставить сообщение: