О вопросах создания и государственной регистрации общин коренных малочисленных народов России

10:41 13.04.2023
О вопросах создания и государственной регистрации общин коренных малочисленных народов России

В соответствии с Федеральным законом от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» общины малочисленных народов – формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности, промыслов и культуры.

На территории Республики Хакасия Управлением Минюста России по Республике Хакасия зарегистрировано 22 общины, отличные друг от друга по формам самоорганизации лиц (родовые, территориально-соседские), 5 из которых внесены в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Республики Хакасия в 2022 году.

С 31.10.2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 20.10.2022 года №403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Какие новеллы закона направлены на совершенствование порядка создания и деятельности общин?

В новой редакции Федерального закона №104-ФЗ определено право общины на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности и физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, определен предмет деятельности общины и установлена возможность осуществлять любые виды традиционной хозяйственной и иных видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям общины, которые предусмотрены ее уставом. Община может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом.

Ряд статей Федерального закона №104-ФЗ изложены в новой редакции.

В частности, ст. 11 Федерального закона №104-ФЗ «Членство в общине малочисленных народов» теперь установлено, что членами общины вправе быть относящиеся к малочисленным народам лица, достигшие 14 лет, при этом для исключения «двойного членства» законодательно введено условие, согласно которому одно лицо может быть членом только одной общины.

Кроме того, наряду с членами общины учитываются права членов семьи члена общины – родственников по прямой нисходящей и восходящей линии (дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуков, родителей, дедушек, бабушек), полнородных и неполнородных (имеющие общих отца и мать) братьев и сестер, родственников третьей степени родства, а также лиц, опекуном или попечителем которых является член общины малочисленных народов).

Введен порядок учета членов общины. Последний должен осуществляться органом, уполномоченным на это уставом общины в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона №104-ФЗ.

Уточняется и порядок участия в общинах лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность этих народов. Указанные лица не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины и ее коллегиальных органов, а также не могут быть председателями таких органов и осуществлять полномочия единоличных органов общины.

Кроме того, расширен перечень вопросов исключительной компетенции высшего органа общины.

Также установлено, что учредительные документы общин, созданных до дня вступления в силу Федерального закона №403-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона №104-ФЗ (в редакции Федерального закона №403-ФЗ) при первом внесении изменений в них.

Учредительные документы уже зарегистрированных общин до приведения их в соответствие с положениями Федерального закона №104-ФЗ (в редакции Федерального закона № 403-ФЗ) действуют в части, не противоречащей положениям Федерального закона №403-ФЗ.

Какие требования законодатель установил к порядку создания и деятельности общин?

В правовом поле создание и деятельность общин помимо Федерального закона №104-ФЗ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Общины организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, без ограничения срока, если иное не предусмотрено их уставами.

Учредителями общин вправе выступать полностью дееспособные граждане, относящиеся к малочисленным народам. Число учредителей общины малочисленных народов не может быть менее трех.

Учредителями общины не могут быть:

  • граждане Российской Федерации, не относящиеся к малочисленным народам;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица;
  • органы государственный реестр власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • иные лица, указанные в п. 1.2 ст. 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

В соответствии § 6 ГК РФ общины относятся к некоммерческим корпоративным организациям.

Решения о создании общины, об утверждении ее устава, формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины (ст. 9 Федерального закона №104-ФЗ).

Членство в общине

При создании общины ее учредители становятся членами общины и приобретают соответствующие права и обязанности.

Воля к вступлению в общину должна быть выражена в виде письменного заявления.

Права и обязанности членов общины определены ст. 12, 13 Федерального закона №104-ФЗ. Поскольку община является корпоративной некоммерческой организацией, необходимо также учитывать положения пп.1, 4 ст. 65.2 ГК РФ.

По решению собрания (схода) членов общины в члены общины могут быть приняты лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. Порядок участия в общинах таких лиц закреплен в п. 8 ст. 11 Федерального закона №104, а именно указанные лица не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины малочисленных народов и ее коллегиальных органов, не могут являться председателями таких органов, а также не могут осуществлять полномочия единоличных органов общины малочисленных народов.

Членами общины не могут быть:

  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица;
  • органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
  • иные лица, указанные в пункте 1.2 статьи 15 Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Устав общины

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №104-ФЗ наряду со сведениями, предусмотренными Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Уставом общины должны быть предусмотрены:

  • вид общины (семейная (родовая) или территориально-соседская);
  • порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционной хозяйственной деятельности и изделий традиционных промыслов;
  • права и обязанности членов общины, порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины;
  • права и обязанности членов семьи члена общины, порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины;
  • условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины, порядок возмещения таких убытков;
  • ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию в деятельности общины;
  • порядок учета членов общины.

Кроме того, устав общины может содержать описание символики общины, наименование малочисленного (малочисленных) народа (народов), к которому (которым) относятся ее члены, а также иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Структура органов управления общины

Структуру органов управления общины в соответствии нормами Федерального закона №104 составляют:

Общее собрание (сход) членов общины, которое является высшим органом управления общины.

Общее собрание (сход) членов общины рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона №104-ФЗ к исключительной компетенции Общего собрания относится решение следующих вопросов:

  • определение приоритетных направлений деятельности общины, принципов формирования и использования ее имущества;
  • изменение устава общины;
  • прием в члены общины и исключение из нее;
  • образование органов общины и досрочное прекращение их полномочий, в том числе избрание ревизионной комиссии (ревизора), если уставом общины избрание ревизионной комиссии (ревизора) не отнесено к компетенции правления (совета) общины;
  • принятие решений о создании общиной других юридических лиц, об участии общины в других юридических лицах;
  • утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общины, если уставом общины малочисленных народов это не отнесено к компетенции правления (совета) общины;
  • принятие решений о реорганизации и ликвидации общины, назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;
  • принятие решения о выделении члену общины доли из имущества общины или об осуществлении компенсации такой доли при выходе его из общины;
  • принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств общины, если уставом общины это не отнесено к компетенции правления (совета) общины.

Уставом общины к исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины может быть отнесено решение иных вопросов наряду с вышеуказанными.

Правление (совет) общины является органом Управления общины, избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (общины) на общем собрании (сходе) членов общины. Правление организует деятельность общины в перерывах между Общими собраниями (сходами) общины.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона №104-ФЗ полномочия правления (совета) общины и срок полномочий устанавливаются уставом общины.

Председатель правления (совета) общины является единоличным исполнительным органом общины.

Сведения о нем подлежат обязательному включению в Единый государственный реестр юридических лиц как о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общины.

Полномочия председателя определены ст. 16 Федерального закона №104-ФЗ, а также могут быть дополнены уставом общины.

Община должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке для приобретения статуса юридического лица.

О. Вотякова,
главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия

567789

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы