Чуть-чуть цифр и фактов
По информации, предоставленной секретарем штаба народных дружин Таштыпского района М.Х. Кожевниковой, на территории Таштыпского района действуют восемь народных дружин, во всех сельсоветах и ПУ-16 общая численность дружинников – 85 человек. Возглавляет штаб народных дружин Таштыпского района первый заместитель главы района Г.Г. Тодинов. Все дружинники сельсоветов обеспечены нарукавными повязками и удостоверениями.
В рамках исполнения муниципальной целевой программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Таштыпском районе» предусмотрено финансирование на поощрение самых активных и ответственных дружинников.
Жилет, повязка – и в путь
Собрались у ЕДДС – единой дежурной диспетчерской службы в 20.30. Получили униформу: жилет, повязку на рукав, краткое напутствие от участкового Евгения Валерьевича Кызынгашева – и в путь. Топаем по ночным улицам, зябко поеживаясь – снег, ветер, мороз. И в голове тоскливая мысль: «Да кто в такую погоду будет по улицам бродить. Только мы…»
Первый пункт – магазинчик «Пивной причал»
На крыльце молодежь, человек шесть. На первый взгляд – все взрослые. Не подростки точно. Вежливо, точнее предусмотрительно пропускают нас вперёд. Короткий разговор с продавцом:
– Несовершеннолетним пиво не продаете?
– Нет.
Честно говоря, мало ожидалось, что кто-то в такой ситуации скажет – да. Но вид продавца внушает доверие.
– А они просят?
– Да, случается. Прошу предъявить паспорт. Или предъявляют, или сразу уходят. Некоторые пытаются хитрить, говорят, что документы дома оставили. Но на слово я никому не верю.
– Видеонаблюдение в магазине ведется? – задает вопрос Евгений Валерьевич.
– Нет…
Благодарим продавца за бдительность и выходим.
На крыльце, где буквально пару минут назад тесно тусовалась молодежь, – девственная пустота. Только снег…
– Распугали ребят, – смеется Татьяна Анатольевна Решетникова.
– Да не столько мы, сколько наш участковый, – возражаю, но мысленно ставлю «галочку» – жилетки и повязки работают.
Идем в очередной магазин. В «Петровиче» практически такой же диалог.
– Верим продавцам на слово? – интересуюсь у участкового.
– Им нет смысла врать, у них ведется видеонаблюдение.
– И что это дает?
– Если поступят жалобы на продажу спиртного несовершеннолетним, мы просто можем изъять видео и проверить факты, – объясняет Евгений.
Место встречи желательно изменить
Рынок… Ох, уж этот рынок – место притяжения для молодежи. И несмотря на жуткую погоду он и нынче не пустовал. Трое парней и две девушки. Вполне ощутимый запах пива. Опытный взгляд Татьяны Анатольевны – секретаря районной комиссии по делам несовершеннолетних, выхватывает своих подопечных.
– Катя? Ты пила?
– Нет! – девушка отчаянно мотает головой. – Хотите, дыхну?
И правда дышит. Катя точно не пила. Но под скамейкой полнехонькая бутыль пива литра на два.
– Чье пиво?
– Не наше! – хором отвечают парни. – Тут взрослые до нас сидели, они оставили.
– Если не ваше, то мы можем забрать?
– Конечно! – с какой-то преувеличенной поспешностью отвечают парни и протягивают злополучную бутыль. И даже улыбаются. Интересно, а думают они сейчас о чем?..
– А вы откуда?
– В училище учимся.
– А что так на рынке сидим? Не по погоде…
– А куда еще пойти? Дискотеки сегодня нет.
Вопрос не праздный. Но пойти есть куда – Таштыпский молодежный центр досуга работает до 23.00. Там можно время провести, скажем, занимаясь на тренажерах. Пойдут ли – вот вопрос.
Изъятое пиво выливаем.
Венеция – это не только город…
Это еще и бар в Таштыпе. Честно говоря, на мой, сугубо личный, взгляд – от города Венеции с её изысканностью и аристократизмом тут только название да фотообои на стенке. Простота интерьера напоминает столовую советских времен. Скажем так, уют заведения весьма аскетичен, но наша молодежь не избалована и кафе пользуется популярностью.
К «Венеции» у нас особое внимание. Жалоба была, что там пару недель назад, в запрещенное время обретался несовершеннолетний из села Нижние Сиры. По счастью, парень попался на глаза родственникам и те его забрали.
Этот факт в «Венеции» не отрицают, однако уверяют, что спиртные напитки парень не распивал, а что сидел поздно – так кто же знал, что ему еще 18-ти нет. И потом, он же с родственниками сидел. Называют даже «время убытия» – около трех часов ночи.
Видимо, в баре паспорта не спрашивают.
Невольно думаешь, что обязанность «спрашивать паспорта» неплохо бы узаконить. Пока же закон, запретив продажу алкоголя несовершеннолетним, не обязал продавца или бармена спрашивать паспорт у подозрительно юного покупателя. И наливают, и продают, опираясь на свое чутье и совесть. Попался – заплатит штраф, не попался – получит прибыль. Интересный выбор…
Завершая путь
Напоследок делаем круг по магазинам. «Алкомаркет», «Гастроном», опять «Петрович»… Везде заверяют, что алкоголь и сигареты несовершеннолетним не продают. Это внушает надежду. Но откуда тогда берутся пьяные подростки?
Продавцы и на этот вопрос отвечают. В разновозрастной компании за спиртным отправляется совершеннолетний гонец. Бывает, молодежь просит «доброго» дяденьку купить спиртное. И он по «доброте душевной» или за малую мзду покупает. О чем думает дяденька, когда протягивает бутылку подростку? Да ни о чем. Купил и купил. Ему-то что? Пьянство несовершеннолетнего – это головная боль родителя. Впрочем, и родителя не каждого. Но это тема уже другого разговора. Однако на всякий случай и для каждого неравнодушного поинтересовалась у участкового, а что делать, если вдруг наткнулся на пьяного подростка. Ответ был краток:
– Звоните сразу в дежурную часть – на 02, или по сотовому – 102.
Позвоню ли? Да, позвоню. А знаете, почему? Дело даже не столько во вреде алкоголя для юного и еще неокрепшего организма, а в том, что пьяный человек, особенно подросток, с его максимализмом, зашкаливающим уровнем гормонов, всегда в шаге от беды. Ведь не секрет, что большинство преступлений совершается «под мухой», и большинство суицидов тоже. И то, что трезвый не совершит, пьяный – запросто. Так что звонок в полицию – это шаг верный, и очень может быть спасительный.
О свече, которую стоит зажечь
Пока же подводим итоги нашего рейда. Итоги – сугубо профилактические. К плюсам можно отнести трезвый вечер, который мы устроили компании на рынке. И всё? Как сказать. Приходит на ум изречение: «Прежде чем ругать темноту, зажги хоть одну свечу».
Вот народная дружина и есть объединение людей, что эту свечу зажигает. В райцентре дружинники выходят в рейды еженедельно. Если учесть, что в её составе – добровольцы, а по большей части – доброволицы-женщины, то стоит отметить, что вечер любая из них могла бы провести у плиты на кухне или у телевизора. Это уютнее, теплее и спокойнее. Но есть что-то кроме тишины и покоя, совесть, например… И ещё: сейчас до конца декабря идет формирование дружины райцентра, поэтому, если надоело ругать темноту, звоните по номеру: 2-11-18, вступайте в ряды дружинников.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: