О главном Церковном Празднике Пасхи

09:54 18.04.2014
О главном Церковном Празднике Пасхи

В честь праздника Пасхи совершается самое торжественное богослужение: пасхальная полунощница, крестный ход с зажженными свечами вокруг храма, радостная светлая утреня и Божественная литургия.

Следующие шесть дней пасхальной седмицы также считаются праздничными, по своей значительности они приравниваются к воскресным дням. Вся эта седмица называется Светлой, Святой и также Пасхой. Церковное богослужение в течение ее происходит при открытых Царских вратах в знак того, что Воскресением Христовым для рода человеческого вновь открыты двери рая. Девятый день после Светлого Воскресения – вторник следующей седмицы – является днем поминовения, который называется Радоницей: живые идут на кладбища обрадовать вестью Воскресения своих усопших родственников.

Позади покаянные дни Великого поста. Начинается мясоед. В первый день Пасхи освящается скоромная пища – продукты из молока, творога, яиц, мяса. Хотя Царство Божие, по выражению апостола Павла, не есть еда и питье, но богатый пасхальный стол является символом небесной радости, символом вечери Господней. Не случайно Господь сравнивал Царство Божие с пиром. Чтобы еще больше подчеркнуть символическое значение пасхальной трапезы, христиане традиционно готовят особые кушанья.

Самым древним из них является кулич. Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу. В память об этих явлениях апостолы во время трапезы оставляли незанятым среднее место за столом и полагали перед ним часть хлеба, как будто Сам Господь невидимо присутствовал среди них. Впоследствии сложился обычай в праздник Воскресения Христова оставлять в храме хлеб (по-гречески он называется «артос»). На этом хлебе изображается или крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или образ Воскресения. В продолжение Светлой седмицы его с крестным ходом обносят вокруг церкви, в монастырях ежедневно приносят в трапезную и полагают на особом столе по примеру апостолов, а в субботу после благословения раздают верующим. Существует обычай и в каждой семье приготовлять сдобный хлеб – кулич, как бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Значение этого хлеба состоит еще и в том, что для христиан он заменяет ветхозаветные опресноки. В отличие от опресноков, артос всегда приготовляется из дрожжевого теста. Символически это означает переход от Ветхого Завета к Новому, тем более, что Сам Христос в одной из притч сравнил Царство Божие с закваской (дрожжами). Новозаветная традиция отмечать Пасху с дрожжевым хлебом (артосом) имеет основание в Евангелии. Согласно греческому тексту Евангелия, во время Тайной вечери Христос благословил именно квасной (дрожжевой) хлеб, по-гречески называющийся «артос», а не пресный, который по-гречески называется «асима».

Другим христианским пасхальным блюдом является пасха – творог или сметана с яйцами, спрессованные в виде усеченной пирамидки. По церковно-славянски она называется «млеко огустевшее». На боковых ее сторонах изображается крест и буквы «ХВ», что означает «Христос Воскресе». Пасха является символом Гроба Господня. Она замещает на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца. Еврейский обычай требовал кровавой жертвы, но Христос Сам принес Себя в жертву на кресте, поэтому необходимость в кровавых жертвах отпала. Творожная пасха, приготовленная без пролития крови, напоминает, что время ветхозаветных жертв прошло. Крест и буквы «ХВ» указывают на то, что Христос стал Агнцем, закланным за грехи людей. В прошлом веке иногда пасхальный стол украшался ягненком, приготовленным из сахара или масла. Впрочем, в некоторых местностях было принято подавать на стол и настоящего жареного ягненка.

Наконец, третьим атрибутом пасхального стола являются крашеные яйца. По преданию, этот обычай ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав к императору Тиверию, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». И тут же на глазах императора свершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, как бы свидетельствуя этим искренность Воскресения Христова.

С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» Яйцо символизирует Воскресение Христово и общее воскресение мертвых. Как из яйца рождается птенец и начинает жить полной жизнью по освобождении от скорлупы – так и люди силою Христова Воскресения воскреснут для высшей бессмертной жизни. Красный цвет яйца напоминает о том, что искупление человечества совершилось пролитием на кресте крови Христа Спасителя.

Подражая Марии Магдалине, христиане дарят друг другу крашеные яйца и говорят: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!» С такими яйцами и пасхальными приветствиями они приходят также на могилы усопших в день Радоницы.

Яйца раскрашиваются не только красной, но и другими красками, на них изображаются орнаменты, храмы, иконки, пейзажи, жанровые сцены. Русские «писанки», покрытые затейливым «узорочьем», часто представляют настоящие произведения искусства.

Настоятель Христорождественского храма, священник Роман

77341

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы