Нет языка – нет народа

08:56 02.12.2016
Нет языка – нет народа

Мне посчастливилось быть делегатом I-го съезда хакасского народа. Уже тогда из уст выступающих звучали тревожные сигналы о постоянном снижении роли родного языка в жизни малочисленных народов. В то время обострение этого вопроса казалось преждевременным и неактуальным. С тех пор прошло чуть более 25 лет. К сожалению, сказанное на I съезде сегодня сбывается. Сейчас уже проблему сохранения языка приходится решать на самом высоком властном уровне. Принимаются законы, разрабатываются региональные программы.

Управление образования Таштыпского района тоже серьезно занимается вопросом сохранения и развития хакасского языка. Уроки родного языка ведутся во всех школах. Причем, появляется все больше учащихся других национальностей, желающих изучать хакасский язык. Проводятся конференции, семинары и другие мероприятия, посвященные пропаганде знания языка коренного этноса.

В рамках специальной программы прошла межрайонная научно-практическая конференция учителей, учащихся «Сохранение родных языков в мультикультурном социуме». Местом проведения выбрали Бутрахтинскую СОШ. Это одна из базовых школ по изучению и развитию хакасского языка.

На конференцию приехали не только представители школ Таштыпского района, но и гости из соседнего Аскизского района. В ее работе принимала участие помощник главы Таштыпского района А.А. Топоева.

Во время открытия мероприятия гостей встречали задорными тахпахами и другими хакасскими национальными художественными номерами. Приятно было услышать песню на шорском языке, исполненную руководителем шорской общины «Талай суг» Светланой Ивановной Чебодаевой из села Матур.

С приветственным словом к гостям обратились заместитель исполняющего обязанности руководителя управления образования Таштыпского района Е.Г. Тюмерекова, директор Бутрахтинской СОШ А.В. Кулумаева.

После торжественной части участники конференции разошлись по секциям и началась работа. Было организовано 6 секций, каждая со своей тематикой. На них учителя делились своими разработками, опытом работы. Учащиеся презентовали подготовленные рефераты.

Очень жаль, что не было возможности присутствовать в работе всех секций в полном объеме. Но даже те короткие посещения дали представление об обсуждаемых темах. Например, на секции №1 очень интересным и познавательным было выступление учителя Болгановской СОШ Аскизского района А.А. Анжиганова. Он подробно изложил об этнографии и истории Пуланкольского поселения. Нам часто приходится ездить в Абакан и по пути постоянно видим окрестности и горные массивы его территории, но ничего о них не знаем. Оказывается, у каждой горы есть свое название и легенда.

На секции №3 обратило на себя внимание выступление учителя начальных классов МБОУ «Арбатская СОШ» С.М. Сазанаковой. Темой ее доклада было «Обучение русскоязычных детей хакасскому языку в 1 классе». Довольно актуальная проблема, особенно в таких населенных пунктах, где преимущественно проживают жители нехакасской национальности.

Ученица Имекской СОШ Дарья Карамашева представила реферат «Хакасский национальный костюм – сокровище народа». А Евгения Гайкова из Матурской СОШ приготовила материал на тему «Чудодейственная сила чатхана». Эти два реферата привлекают на себя внимание тем, что они через национальную одежду и музыкальный инструмент прививают уважение к хакасскому этносу, а значит и языку.

На секции №5 учащиеся представили свои исследования. Владислав Тодозаков из Бутрахтинской СОШ выбрал для себя тему «Лексические диалектизмы в хакасской художественной литературе». Довольно серьезная и кропотливая работа. Но Владислав успешно выполнил ее и поделился своими исследованиями с ровесниками из других школ.

В этом же классе интересным был доклад ученицы Базинской ООШ Аскизского района Милены Барахтаевой. Предметом ее изучения стали языковые особенности своего села. Как она отмечает, в разговорной речи базинцев присутствуют слова из качинского диалекта. Как они там оказались, пыталась узнать Милена. Со своей задачей она прекрасно справилась и теперь мы знаем, каким образом произошло смешение двух диалектов.

Да простят меня другие участники научно-практической конференции за то, что я не рассказал обо всех. Безусловно, каждое выступление заслуживает уважения и внимания. Но формат нашей газеты не позволяет более подробно раскрыть их.

Большая благодарность МКУ «Управление образования Таштыпского района» за активную позицию по сохранению и изучению родных языков. На прошедшей научно-практической конференции обозначена проблема и шорского этноса, также испытывающего сложности в изучении родного языка.

На мой взгляд, практическое значение данного мероприятия заслуживает высокой оценки.

Свой материал хочу завершить словами писателя, духовного лидера алтайского народа Бронтоя Янговича Бедюрова: «В России нет лишних народов. Каждый народ уникален, самобытен и вносит свою лепту в общую копилку России».

Георгий Кунучаков

На снимках: встреча гостей приветственными тахпахами; ученица Базинской школы Милена Барахтаева

82879

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы