Начнём с цифр, которые, как известно, являются неоспоримым фактом и упрямой вещью. И другое, многие из нас, даже проживающие в Таштыпе, в точности не знают, что он из себя представляет. Вот и познакомимся.
Территория Таштыпского сельсовета занимает площадь 30,2 тысячи гектаров. По назначению земель территория выглядит следующим образом: земли с/х назначения – 12545 га; промышленности, энергетики, связи и иного спецназначения – 22,3 га; лесного фонда – 15438,2 га; земли водного фонда – 5,8 га.
В границах села общая площадь 2,2 тысячи гектаров, в том числе: общественно-деловой застройки – 30,56 га; производственных предприятий – 53,28 га; коммунально-складских предприятий, территории для организации малого бизнеса – 5,77 га; недействующих предприятий – 2,47 га, нарушенных территорий/зона рекультивации – 13,6 га; озеленённых территорий – 10,88 га; жилой застройки – 374,52 га; новая застройка на 280 участках – 32 га; аэродром – 38,64 га; инженерно-технических сооружений – 0,22 га; улиц, проездов – 187,20 га; водных объектов – 46,89 га; кладбище – 12,91 га; сельскохозяйственного использования – 293,28 га; естественного ландшафта – 893,50 га, заболоченные территории – 10,38 га; сельского леса – 205,33 га. Общая площадь лесного фонда Таштыпского сельсовета составляет 15438,2 гектара.
Демография и народосбережение. Официальная численность населения села, по данным статистики, на 01.09.2014 года составила 5999 человек. С начала прошлого года произошло снижение на 35 человек, а в целом, по сравнению с 2013 годом, демографическая ситуация, к сожалению, в цифрах не радует: по данным статистики – 5999 (-35 чел.); по данным похозяйственного учёта – 6652 (-39 чел.); количество родившихся – 101 (-2 чел.); количество умерших – 84 (+18 чел.); количество выбывших – 258 (+1 чел.); количество прибывших – 223 (-248 чел.).
Приведённые цифры не могут отражать реальную картину по численности населения, так как после перехода регистрации (прописки) населения к ТП УФМС России по РХ в Таштыпском районе, особенно с 01 января 2013 года, сведения о движении населения в администрацию села не поступают. А работники администрации ведут учёт по факту путём подворного обхода при сверке похозяйственных книг на основании домовых книг и поквартирных карточек. Видимо, сказывается тот факт, что есть люди, которые проживают на территории села без регистрации, даже имея жильё и домашнее хозяйство. Этот факт разноотчётности отрицательно сказывается на наших демографических показателях.
На пути экономического и социального развития поселения первостепенной задачей органов власти является сохранение и приумножение населения, как основного потенциала и главной движущей силой.
Администрация села основной упор делает на молодёжь, поскольку её представители часто становятся участниками явлений, отрицательно влияющих на демографическую ситуацию.
Ведётся активная профилактическая работа по предупреждению алкоголизации и наркомании, для чего принят ряд муниципальных программ, направленных на обеспечение населения условиями досуга для молодёжи в сфере культуры, физической культуры и спорта, а также на профилактику правонарушений. Всего принято 4 программы на период с 2014года до 2016 года, которые исполняются согласно плановым показателям.
Если в 2013 году проведено 15 культурных и 20 спортивных мероприятий, то в 2014 году 17 и 27 мероприятий соответственно. Построены стадион «Юбилейный», Центр досуга молодёжи с тренажёрным залом, который уже посетили 2400 человек, 17 детских площадок, в ближайшее время планируется строительство хоккейной площадки в районе первой школы, для чего отрабатываются вопросы взаимодействия с предпринимателями. Так, в 2014 году для формирования спортивной и физкультурной базы и проведения мероприятий было привлечено 67 тысяч рублей.
Если для молодёжи действует полноценный центр, то для других возрастных групп мероприятия по интересам организуют общественные организации и объединения: совет ветеранов, женсовет, общественный совет.
На правобережье активно действует опорный пункт охраны общественного порядка, надо строить и на левобережье
Проводится работа по ремонту и развитию объектов коммунальной инфраструктуры: сетей тепло-, водоснабжения, водозаборов, котельного оборудования и других.
Основные итоги развития. В целях увеличения наполняемости доходной части бюджета поселения, в последние два года основательно взялись за налогоплательщиков по земельному налогу и НДФЛ. Продолжается работа по уточнению похозяйственного учёта домовладений.
Основной доход поселение получает по земельному налогу, потому проведена полная ревизия всех землепользователей. На территории села хозяйствуют 186 организаций и предпринимателей, количество лицевых счетов – 2374. Выявлено 850 неоформленных участков, на сегодня их число сократилось до 410-и. Результатом проводимой работы стал рост поступлений в бюджет от земельного налога и арендной платы: 2013 год – 1228 тысяч рублей, 2014 – 1372; по арендной плате – 1067 и 1585 тысяч рублей соответственно. Общая площадь налогооблагаемых земельных участков в черте села – 503,43 га, за пределами – 1100 га на сумму 74613 рублей. Составлен и ведётся реестр землепользователей.
Работа с невостребованными долями. По совхозу «Абазинский» в долевую собственность граждан предоставлено 11488 га сельхозугодий, из них: 8120 га пашни, 1621 га сенокосов и 1747 га пастбищ. Был утверждён список лиц, наделяемых земельными долями объёмом 10,52 га, по реорганизуемому хозяйству в количестве 1181 человек. Своими долями распорядились в пользу других лиц 265 дольщиков, приватизировали 541 долю, признаны невостребованными доли 28 лиц, из которых 10 оформляют доли на себя, а 18 долей общей площадью 189,36 га по суду перешли в пользу Таштыпского сельсовета.
Выявлены 24 заброшенные усадьбы, установлены их хозяева, шестеро из которых уже приводят документы и усадьбы в порядок. С остальными проводится соответствующая работа.
Наблюдается положительная динамика по жилищному строительству: введено в эксплуатацию жилых домов в 2013 году – 27, в 2014-м – 37; выдано разрешений на строительство в 2013 году – 110, в 2014-м – 115 единиц; заключено на аренду земельных участков под индивидуальное жилищное строительство в 2013 году – 298, в 2014-м – 353 договора.
Работа с муниципальным имуществом. Проводится работа по оформлению права собственности на муниципальное имущество, во время которой преимущественно оформляются объекты коммунального хозяйства и энергетики.
Общее количество этих объектов – 52 (на 34 зарегистрировано право собственности), в том числе: водоснабжения и водоотведения – по 9 (7 и 8), теплоснабжения – 20 (6), электроснабжения – 14 объектов (13 с правом собственности). Остаются незарегистрированными сети водопроводные и водозаборная скважина, сети канализации, сети теплоснабжения, ТП 88-13-04-25 кВ с трансформатором ТМ-25 кВ (в районе ул. Абазинской).
Передано в долгосрочную аренду 6 объектов водоснабжения и 1 – теплоснабжения (на момент их передачи в аренду они имели зарегистрированное право собственности).
В аренду на 11 месяцев передано 3 объекта водоснабжения (включая сети), 19 – теплоснабжения с сетями. На эти объекты в момент сдачи в аренду не было зарегистрировано право собственности. У МУП «ТЖКХ» на праве хозяйственного ведения находятся с сетями 9 объектов водоотведения.
В 2012 году объекты электроснабжения выставлялись на торги, но они не состоялись из-за отсутствия желающих в них участвовать.
Работа по НДФЛ. Это направление является наиболее сложным, так как контроль по уплате этого налога осуществляет Федеральная налоговая служба, которая не желает делиться сведениями с администрацией села. Также поступает и большинство налогоплательщиков, 23 из них не ответили, в отличие от восьми, на направленные письма, мол, администрация села не является налоговым органом, но при всём при этом эта работа показала положительные результаты, которые подтверждаются динамикой развития доходной части бюджета села. В 2014 году общий объём собственных доходов составил 11129,8 тысячи рублей против 10669,2 тысячи рублей в 2013 году. Рост составил 4 процента.
Налоговые платежи в структуре собственных доходов бюджета поселения составляют 80,8 процента. Местные доходы, в сравнении с 2013 годом, выросли на 181,2 тысячи рублей, или на 10,5 процента, что связано, в первую очередь, с проведённой в прошлом году оптимизацией доходной части бюджета и инвентаризацией имущества.
Доходы, полученные от земельного налога, составили 13,3 процента от собственных доходов, что на 1 процент больше уровня 2013 года.
Доходы от налога на имущество физических лиц составили 2,1 процента от собственных доходов, что на 0,1 процента больше уровня прошлого года.
Доходы от сдачи в аренду земельных участков и имущества поселения составили 14,9 процента от собственных доходов, что на 3,1 процента больше, нежели в 2013 году.
Увеличение собственных доходов в 2014 году составило 460,6 тысячи рублей или 4,1 процента.
Увеличение безвозмездных поступлений, в сравнении с прошлым годом, составило 936,6 тысячи рублей или 9,5 процента. Это и обусловило снижение показателя доли собственных доходов в общем объёме доходов бюджета. При этом дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности снизились на 1865,5 тысячи рублей и составила 921,2 тысячи рублей.
В Таштыпском сельсовете осуществлён переход на среднесрочное финансовое планирование. Принят проект бюджета села на 2015 и плановый период 2016-2017 годы. При этом процент роста к уровню плана 2014 года составил 13 процентов.
Приоритеты и возможности развития территории. Главные факторы экономической деятельности поселения заключены в рамки муниципальной программы «Социально-экономическое развитие Таштыпского сельсовета 2014-2020 годы».
С учётом особенностей села по его физико-географическому положению, развитию отраслей производства, а также по ресурсному и трудовому потенциалу, администрацией поселений определяются следующие основные пути развития, способствующие подъёму экономики и условий жизни населения:
Для развития указанных направлений администрация села проводит работу с активом экономики села на предмет предоставления инвестиционных предложений и проектов по развитию территории. Результатом было представление 28 проектов и 15 инвестиционных предложений по различным сферам деятельности. А 4 основных проекта были представлены для включения в комплексный инвестиционный план Таштыпского района. Среди них: строительство гостиничного комплекса на 25 номеров, развитие животноводства на базе КФХ А.А. Матвеевой, создание газового участка на базе ООО «Тасхыл» и самый жизненно важный проект по проектированию и строительству объектов инфраструктуры в районах малоэтажной застройки. Один из проектов – создание газового участка на базе ООО «Тасхыл» – уже реализован.
Ограничения развития экономики и социальной сферы. Эти ограничения существенно препятствуют реализации многих проектов и администрации села, и граждан.
Во-первых, отсутствие инфраструктуры в районах новой застройки тормозит строительство с 1990 года. Сверху на неё финансирования нет, а своими силами потянуть только проектирование в 14 млн рублей администрация поселения не в силах, не говоря уж о строительстве стоимостью около 200 млн рублей. Опасно снижается привлекательность места для экономически активного населения.
Во-вторых, несбалансированность между наделяемыми полномочиями и средствами для их исполнения.
В-третьих, кадровые ограничения не позволяют администрации поселения иметь своего юриста и профильных специалистов.
В-четвёртых, излишняя активность контрольно-надзорных органов.
Точки роста.
1. Продолжение работы над доходной частью бюджета. Здесь потенциал далеко не исчерпан. К примеру, сейчас надлежащим образом оформлено лишь 73 процента земельных участков. Значит, на четверть можно увеличить налоговые поступления в этой сфере. Есть над чем поработать и по линии НДФЛ.
2. Содействие развитию сельхозпроизводства. Резервов предостаточно для организации малого и среднего бизнеса.
3. Создание «перевалочного» туристического узла. Через Таштып по трассе Абакан-Ак-Довурак проходят пути многих существующих и будущих туристических маршрутов. Вот здесь можно создать некий узел для организации туристических групп на основные достопримечательности района: Горячий ключ, Чёрное озеро, озеро Маранкуль, Анзеркуль, музей под открытым небом «Малоарбатская писаница» и другие.
4. Обеспечение инфраструктурой районов малоэтажной застройки.
5. Привлечение молодых и квалифицированных кадров.
6. Разработка минерально-сырьевой базы, организация производства на её основе. На территории поселения имеется большой запас грунтовых вод для организации её добычи и разлива питьевой воды высокого качества. Имеются запасы глин для организации производства кирпича и гончарных изделий.
И это далеко неполный перечень, ибо ещё наши предки умели на территории проживания производить всё необходимое, за исключением особо сложных в производстве материалов.
Это почти полное изложение доклада тут же вызывает ряд вопросов, о которых глава говорил в своем выступлении в начале совещания. Главы должны были не только отчитаться, но и провести критический анализ состояния дел и определиться с цифрами в руках: что сделается своими силами и какой даст эффект в денежном и социальном выражении, а для реализации чего нужны инвестиции для получения опять же рассчитанного прогноза эффекта. Увы, в приведённом выше докладе А.А. Дьяченко этого, по большому счёту, не прозвучало.
Хорошо, что увеличена доходная часть бюджета. Но за счёт чего? А за счёт ликвидации собственных недоработок по учёту налогооблагаемой базы. Увеличение рабочих мест за счёт 4-х работников Центра досуга молодёжи и на микрон не увеличили бюджет села.
Почему не сказано, что началось производиться на муниципальных предприятиях или ещё где по инициативе, или при посредничестве властей села и что это дало в бюджет поселения? Забыли, или не о чём было говорить? И к этому же: какие точки роста и какой дадут эффект? Сказано только опять же об упорядочении учёта и о затратных точках роста, которые самим не осилить. И всё больше финансово необеспеченные «хотелки». Грубо, но верно.
Поводя итоги, глава района В.И. Шулбаев отметил вопросы, на которые надо обратить внимание в первую очередь:
О многом шёл разговор на этом совещании, как и на других, где отчитывались главы поселений. Об этом вы прочтёте в следующих публикациях.
Пётр Визул
Оставить сообщение: