– У тех, кто вернулся с войны, тогда был какой-то негласный закон – не обсуждать того, что происходило на фронте. Очень редко мы, дети, слышали разговоры отца с друзьями, как они форсировали Днепр. Это все, что мы знаем о военном пути отца. Только при Брежневе начали поднимать эту тему, – говорит сын Петра Михайловича Петр Петрович.
Единственное, что Петр Михайлович рассказывал о войне, это случай, когда благодаря лошади он спас свою жизнь:
– Переходили через реку и попали под обстрел, а обмундирование тяжелое и тянуло под воду. Тогда он вцепился в хвост лошади и смог выбраться на берег. С тех пор он очень любил лошадей, даже выхлопотал одну для школы. Лично за ней ухаживал, сеял и убирал для нее овес на заброшенном участке. Лошадь была большой помощницей для школы. На ней возили дрова в школу с Верхнего Имека, вывозили мусор во время весенней уборки, привозили новогоднюю елку. Как ушел на пенсию, завел в хозяйстве свою лошадь. На весь день на покос на ней уезжали, – вспоминает Петр Петрович.
После войны Петр Михайлович продолжил преподавать в школе, только уже в Нижнем Имеке. Семья держала хорошее хозяйство и еще много кроликов: войдешь во двор, а там по обе стороны от дорожки стояли двухъярусные клетки. Детям поручалось кормить их травой. Шкурки и мясо сдавали – всё прибыль была.
Из начальной школы в Нижнем Имеке Петра Михайловича перевели в Верхний Курлугаш, но ему там не особо нравилось. На пенсию переехал в Имек и устроился завхозом на первую ферму. Позже семья жила только своим хозяйством. Умер Петр Михайлович в 1984 году.
– Отец был хорошим, но строгим. Ему не нравилось, когда мы поздно приходили с гуляний домой, – вспоминает дочь Валентина Петровна.
А Петр Петрович добавляет:
– Я в свое время учился у него в классе. Помню, на уроке задумался о чем-то и прослушал, что он говорил. Тогда я переспрашиваю: «Папа, повтори». А он мне посоветовал самому прочитать в учебнике материал и разобраться. И он тогда правильно сделал…
Галина Варакина
На снимке: Петр Михайлович Петров (слева)
Оставить сообщение: