Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
USD | 03.01 | 101.68 | 0 | |
EUR | 03.01 | 106.1 | 0 |
Так всегда говорила тетя Лера, которая изменила всех нас, да и наше село.
Григорий был самый завидный жених. Когда служил в армии, поехал в отпуск не домой, а в Москву – мечта у него была такая. Там и познакомился он со своей будущей женой. Имя у нее было непривычное для нашего небольшого сибирского села – Валерия, и город, в котором она жила – Долгопрудный, тоже звучал для нас непривычно.
Над молодой Гришкиной женой только ленивый не смеялся: как она пыталась ходить в туфельках по нашим неасфальтированным дорогам, как каждое утро замысловато укладывала волосы и надевала красивое платье, как читала книжки, лежа под березами за огородами, как слушала музыку... Что греха таить, особенное веселье вызывали рассказы тети Вали, матери Гришки, которая через день в магазине рассказывала истории о своей непутевой невестке:
– Туалетом на улице ей, видите ли, неприятно пользоваться! Посуду в тазике моет так, что вода везде, да и воды столько тратит! А воду то принести-вынести надо! Вчера чуть не угорели – попросила, называется, печку протопить! Корова не доенная, куры-свиньи некормленые, боится она их! Чеснок посадила корешками вверх! Как он расти-то будет!
Тетя Валя причитала, жаловалась, мы – веселились, а те, кто когда-то имел виды на Гришку – злорадствовали. Все чаще из их дома были слышны ссоры и ругань, а некогда всегда веселый Гришка ходил теперь чаще всего грустный, тяжело ему было то жену, то мать успокаивать, разрываясь между ними.
Все изменилась, когда в Гришкин дом из другого села переехала бабушка – как она выразилась – век доживать. Хотя, если судить по ее активности, приехала она спасать счастье молодых.
– А вы если у город приедете, кошелки деревенские, все сразу знать будете?! – отчитывала она всех, кто над тетей Лерой смеялся. – На метро-то ихнем и проехать поди не сможете! Девчонке помочь надо, научить, а не смеяться над ней.
Вела бабушка профилактические беседы и дома. После очередной такого разговора тетя Лера выскочила из дома со словами, которые впоследствии стали девизом ее жизни: «Люблю я Гришку, люблю! И жить в деревни научусь! Научусь!!!»
Так все и началось. Тетя Лера действительно стала учиться налаживать деревенский быт, ухаживать за домашними животными, огородом. Давалось ей это не всегда просто, но она покряхтит, повздыхает, сделает шаг назад, вскинет подбородок и скажет с упрямством тихонечко:
– Научусь!
И глядишь, с каждым разом у нее получалось все лучше и лучше.
Гришка, глядя на старания жены, начал брать с нее пример. Поговорив с мужиками, почитав журналы в библиотеке, он стал первым, кто сделал какое-то подобие санузла в доме. Это спустя 25 лет почти в каждом деревенском доме появятся и машинка-автомат, и своя станция, которая воду качает, и душевая кабина с туалетом, а тогда это казалась невиданной диковиной. В Гришкин дом началось паломничество, а потом и в других домах, где мужики посмекалистей, появились такие «дамские комнаты», как прозвали их в народе.
– Ох, Лерка, не сделай тебе Гришка «дамскую комнату», и у нас бы их не было! – радовались женщины.
Тетя Лера была первой, кто посадила сад.
– Ничего у тебя не получиться – холодно у нас, – говорили ей односельчане.
Но спустя время она начала угощать всех своими сливами, вишнями, грушами. Она же развела в палисаднике, да и по всему двору цветы. Семена ей присылала мама. Раз в два года тетя Лера ездила на родину в Долгопрудный. Но потом поездки стали все реже: трое детей, домашние дела, работа… Тетя Лера все больше и больше погружалась в деревенскую жизнь.
В свой первый декрет тетя Лера удивила всех деревенских тем, что сараи, стайки, забор в огороде побелила, а забор в палисаднике и ворота покрасила в оранжевый и желтый цвета.
– Не хочу, чтобы ребенок на эту серость смотрел! Да и повсеместные сине-зеленые заборы уже надоели!
Когда тетя Лера все красила и белила, мы смотрели на это, мягко говоря, с удивлением, но когда пришла осень, и все вокруг стало хмурым и серым, лишь их усадьба выделялась ярким, теплым оранжево-желтым пятном. Впоследствии, в известку тетя Лера стала добавлять различную краску, стало еще красивее. С нее стали брать пример и другие.
Во второй декрет тетя Лера и дядя Гриша развили бурную деятельность напротив своего дома на заброшенном участке, где вся ребятня любила проводить время.
– Да вот решили детям качели да песочницу поставить, раз уж они тут себе место облюбовали, – отвечали супруги.
Так у нас в деревне появилась первая детская площадка. На следующий год там сделали турники, еще через год – волейбольную площадку. Так у детей появилось то, что они называли «наше место». Взрослым стало гораздо спокойней, так как они знали, где находится их ребятня, и что старшие приглядывают за младшими.
Своему девизу «научусь!» тетя Лера верна всю жизнь. Когда ее третьему ребенку исполнилось три года, она поступила учиться, как у нас говорили в селе, «на культработника», и устроилась на работу в Дом культуры. Вот тогда мы поняли разницу между праздниками, которые организовывала она, и теми, которые были раньше. Да и само здание изменилось, в чем была большая заслуга дяди Гриши. Он в свое свободное время, да и что скрывать, чаще всего на свои деньги постоянно что-то улучшал, ремонтировал, прибивал.
Многие говорили:
– Конечно, они-то могут себе это позволить, они богатые…
Но в глубине души каждый знал, что материальное благополучие Валерии и Григория – полностью заслуга супругов. Они развели множество кур-свиней-коров, которых выращивали и сдавали, но до того, как сдать животных и получить деньги, предстояло пройти долгий и трудный путь. И каждый в селе знает, как это непросто: косить сено, ухаживать за картофельным полем в большом объеме и забыть про выходные, так как скотина есть просит каждый день. Гриша с Лерой не ленились, поэтому и питались они хорошо, и одевались всей семьей получше чем многие, и первые в селе купили иномарку.
Нас же удивляла тетя Лера, которая, приехав к нам из города каких-то 10 лет назад, не знавшая и не умевшая ни огород сажать, ни корову доить, теперь могла дать совет сама. Научилась!
А еще она научилась пользоваться компьютером, который появился в их доме раньше, чем в сельсовете. Впоследствии многие идеи она стала черпать в интернете.
Время шло, появилась возможность с помощью разных грантов сделать в селе что-то нужное и хорошее. Но для бухгалтера в сельсовете все эти новшества были очень сложны. И вот на сходе в клубе подняли этот вопрос.
– Не могу я, не понимаю я этого времени, – заявила Надежда Ильинична, которая до сих пор пользовалась чаще счетами чем калькулятором. – Давно говорю – ищите мне замену!
– Так пусть Лера и заниматся! Она же все и придумывает, и вон как хорошо у неё получается! – предложил кто-то в зале.
– Да вы что! Я же на 100 процентов творческая натура! Нет, цифры это не мое!
– Ну и что! Научишься! Уж если всем премудростям деревенской жизни научилась, «сальдо с бульдами» тем более сведешь!
И чем больше обсуждали эту идею, тем больше она нравилась сельчанам.
– Ну а что, выучишься, будешь бухгалтером работать, оно же как-то проще будет! – уговаривали тетю Леру. Она отказывалась. А зимой поехала учиться! И это в 42 года!
Получение диплома совпало с рождением первого внука и с реализацией большого проекта, благодаря которому был отремонтирован мост через речушку. Теперь жителям трех улиц, которые жили за речкой, не страшно было ходить и ездить по отремонтированному мосту, особенно весной, когда речушка превращалась в полноводную реку. Чуть позднее мы организовали территориальное общественное самоуправление «Надежда», у истоков которого тоже стояла тетя Лера.
Благодаря ТОСу самодельная детская площадка превратилась в детский городок, там же мы решили разместить и тренажёры, купленные на грантовские деньги. В фойе Дома культуры купили и поставили бильярдный стол, и теперь наши мужики вечерами играли в бильярд и, что немаловажно для нас, женщин, стали меньше пить спиртного. Благодаря ТОСу мы разбили сквер с лавочками, отремонтировали памятник погибшим в годы войны землякам.
Все мы понимаем, что во всем этом огромная заслуга тети Леры. Сейчас, когда она стала центром нашего села, мы со стыдом вспоминаем, как смеялись над ней, как завидовали ее стремлению сделать мир лучше, как ждали, когда же Гриша бросит эту «горожанку» и женится на нормальной деревенской женщине, и радуемся, что, пережив все трудности, насмешки, она стала неотъемлемой частью нашей жизни.
А еще у нас в селе подрастают три маленьких Леры! Я так думаю, их матери в глубине души надеются, что как их взрослая тезка, они не будут бояться трудностей, а будут УЧИТЬСЯ! Ведь без этого никуда!
Зоя Лукашевская
Оставить сообщение: