Наш Штыгашев

11:12 21.10.2014
Наш Штыгашев

– У Владимира Николаевича есть тридцать минут, – предупредили. Проговорили мы час. И в какой-то момент беседы поймала себя на мысли, что вижу перед собой  не чиновника высокого ранга, а очень мудрого человека, просто человека, для кого власть – не самоцель, не повод к себялюбию, а обычная работа.

Впрочем, чему удивляться? Владимир Николаевич из славного рода Штыгашевых. Имена его предков на нашей земле до сих пор чтят и помнят: и священника, и просветителя Иоанна Штыгашева, и поэта Петра Штыгашева. У доброго рода – должны быть добрые продолжатели. А имея крепкие корни, очень трудно оторваться от них. И родная земля всегда остается родной землей.

Из досье В.Н. Штыгашева:

Выступал против политики рыночных реформ, проводимой Б.Н. Ельциным. Заявлял, что эта политика одобрена главами капиталистических стран, но не собственным народом, люди выступают против «пирующего, зажравшегося меньшинства». Считал, что задача правительства состоит не в том, чтобы сократить дефицит бюджета за счет уменьшения расходной части (которая и так куцая), а в том, как и за счет чего увеличить доходную часть. Прежде всего это надо делать путем расширения производства товаров и услуг. Выступал за серьезные изменения экономического курса правительства, настаивал на необходимости существенной коррекции налоговой политики, создания благоприятных условий для роста производства во всех формах собственности, решительном проведении земельной реформы и поддержке развития фермерства и коллективных хозяйств (информация с сайта НИИСС  МГУ им. М.В. Ломоносова).

Кажется эта краткая информация, говорит о политике В.Н. Штыгашеве, куда больше, чем все интервью вместе взятые. Как там сказал Киплинг? «Останься прост, беседуя с царями, будь честен, говоря с толпой…». А беседовать с Борисом Николаевичем Ельциным Владимиру Николаевичу приходилось. Об этом в Таштыпском районе бродит давняя легенда. Вот насколько она верна?

– Владимир Николаевич, скажите, а действительно ли был случай, когда Б.Н. Ельцин приглашал Вас занять пост премьер-министра, а Вы отказались? Почему?

– Не премьер-министра, – отрицательно качает головой Владимир Николаевич. – Речь шла о должности заместителя председателя Верховного Совета РСФСР. В 1990 году, выбирали тайным голосованием на съезде депутатов. Помню, что больше всего голосов по результатам первого тура тогда набрали я и Рамазан Абдулаттипов (ныне и.о. главы Республики Дагестан – авт.).

Вот и Рамазан Гаджимурадович и позвал за кулисы посоветоваться. Кто кому должен уступить. Я его успокоил, что меня на эту должность не выберут. Разговор с Борисом Николаевичем уже на второй день состоялся. Он мне тогда сказал, что вот мне бы хорошо Палату национальностей возглавить. «Как думаешь, мы с тобой сработаемся?» Я ответил ему честно: нет, Борис Николаевич, я против тебя три раза голосовал.

– Так и сказали? – вырывается невольно.

– Так и сказал. Ельцин мне руку пожал: «Ну что ж это позиция», но больше постов не предлагал. С Борисом Николаевичем общаться было просто, а человек он был непростой… В 1993 году он мне прямо сказал: «Радуйся, что ты еще не в Лефортово сидишь».

Из Большой биографической энциклопедии:

1993 г. во время конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти В.Н. Штыгашев  стал на сторону Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. Во время столкновений 3 – 4 октября находился в Москве, выступал за примирение  сторон, участвовал в миротворческой акции глав регионов, направившей делегацию к осажденному Белому Дому.

Да, видно непросто быть простым беседуя с царями… Но как при таком характере, удержаться на скользкой вершине власти?

– Вы  24 года возглавляете законодательную власть Хакасии. Раскройте секрет политического долголетия?

– Нет никакого секрета, кроме одного честно делать свою работу. Если деньги манят надо идти в банкиры. Не в политику. Миллиардные состояния не делаются, когда служат государству.

Начинал работать Владимир Николаевич в геолого-разведовательной партии  рабочим. Тот случай, когда днем труд выматывающий тело, а вечерами – учебники. Это уже после, когда заочно будет окончен Томский государственный университет, его назначат в  прокуратуру Таштыпского района. После же будет и очень крутой  для парня из сельской семьи, воспитывавшегося в детдоме, подъем. Восхождение на Эверест власти. Но ведь не закружилась же голова. В одном из интервью Владимир Николаевич скажет «у меня детдомовская закваска» Детдомовская закваска, это когда своих не предают и в глаза не врут.

Он этому верен, даже если судить  по добровольно взятым обязательствам перед районом. Отлично помниться очень непростой кризисный 2010 год,  когда казалось что строительство Матурской школы под угрозой, даже не так, очень остро почувствовали, что надеждам сельчан не сбыться. Да было обещание именитого земляка, но ведь кризис? И если бюджет района лихорадит от внезапных урезаний, то, что твориться в Республике? Наверное, тогда, народ понял и принял бы такое решение... Но слово данное матурцам Владимир Николаевич сдержал, в тяжелый кризисный год, вопрос о строительстве школы был окончательно решен.

Между тем, в Матуре построен и новый клуб. И есть в этом особая знаковость, старый то некогда был той самой церковью, где вел службы Иоанн Штыгашев. Святое место должно быть святым местом, и кто знает, может быть когда-нибудь и встанет в селе церковь?

Очень верится, потому что сам Владимир Николаевич о себе говорит: «Я человек православный…»

Впрочем,  есть у него и еще одно любимое выражение, давным-давно ставшее крылатым: «Все мы разные, но Хакасия у нас одна!». Он имеет на эти слова особое право. Когда-то именно с его легкой руки Хакасия и обрела самостоятельность, как субъект Российской Федерации.  

Сейчас уже целое поколение выросло, что не помнит и, наверняка, не примет Хакасию, как часть Красноярского края.

Но вот теперь вспомните накаленную ситуацию 1991 года… Года, когда Прибалтика требовала свою долю суверенитета, а Кавказские республики бродили назревавшей войной… Время пахнувшее кровью. Какой же безграничной верой в свой народ надо обладать, что б в этаком пекле говорить о выходе  Хакасии из Красноярского края? И предвидеть, что через все экономические передряги республика пройдет, выдержит? Сейчас, когда минуло более 20 лет интересно, не поистратилась ли эта вера?

– Владимир Николаевич, скажите, так станет ли когда-нибудь наша республика регионом бездотационным?

– Безусловно. Хакасия с её богатейшей историей и природой могла бы стать Меккой туризма. Но нас подводит пока отсутствие элементарной инфраструктуры. Кто у вас занимается туризмом Александр Сарагашев, на слуху. На Кубайке несколько баз. Что-то есть, но основная масса – это так называемый «дикий туризм». Сейчас в Хакасии туризм культурный только начинает развиваться. В 2010 году – Арбатская Писаница. Открылся музей. Работает. А кто раньше о Писанице слышал и знал? Только жители района и ученые, а место-то уникальное. Люди едут туда, где созданы условия. Вот о создании условий необходимо задуматься.

Сельское хозяйство. Село – это наша основа, житница, все мы из села вышли. И я, и Виктор Михайлович. В  последние годы и мы, и Правительство республики пристальное внимание ему уделяли. В 2010 году утвердили Закон о «О личном подсобном хозяйстве», в 2012 году – «О пчеловодстве», утверждены и работают целевые программы, гранты. Рыбоводство в Хакасии успешно развивается. Радует. Прошлым летом был у нас в Таштыпском районе. На калиниских полях. Молодец у Вас Виктор Иванович – удерживает хозяйство на плаву. Я сейчас про вашу «Ниву» говорю. Я ему при встрече сказал: «Молодец,  все что ты на своих авиаперевозках взял, а взял ты немало, не в Куршавель увез, а вложил в совхоз. Люди работой обеспечены. Теперь бы их еще высокой зарплатой обеспечить». Таких Калининых нам бы побольше. В Хакасии все есть для достойной жизни и люди трудолюбивые, и земля плодородная. Наша задача, как власти обеспечить поддержку.

К слову, о поддержке власти, можно сказать, большинство законопроектов, принятых парламентским корпусом прошлого созыва – социально-направленные. Иначе говоря, те, что призваны значительно облегчить нашу с вами жизнь.  Перечислять все их смысла не имеет. Но назову те, которые вызвали громкий отклик.

Закон о лесе, тот самый, по которому каждый из нас при строительстве имеет право на льготные 150 кубометров леса на корню. Закон о земле многодетным семьям. В мае прошлого года подписан еще один земельный закон. И по нему право на надел уже имеют молодые  семьи.  Вот вам и наглядная забота власти. По сути очень верная и точная политика. Политика с прицелом на будущее...

– Владимир Николаевич, а каким вы видите будущее Таштыпского района?

– А это во многом от вас зависит. Таштыпскому району повезло с руководителями. Один Шулбаев, Георгий Прокопьевич сохранил объекты тогда, когда все разрушали, другой Шулбаев, Василий Иванович отстраивает. Перемены, которые у вас происходят, заметны. Район хорошеет. Но ему надо научиться зарабатывать деньги. Привлекать инвестиции частного бизнеса. Но, зная, таштыпцев скажу, что вы тоже сидеть без дела не будете. У нас всегда работать умели.

Вот казалось бы и всё... Но, каюсь, грешна, давным-давно собираю коллекцию – условно её можно было бы назвать цитаты от руководителей и не удержалась:

– Владимир Николаевич, а у Вас есть любимая цитата?

Почему-то ждала, уже ставшую расхожей: «Мы – разные, но Хакасия у нас одна», а услышала, очень коротко и четко:

– Прежде думай о родине, а потом о себе.

Из любых других уст, она прозвучала бы как режущий уши бравурный марш. Но сейчас не вызвала отторжения. Только не прав, Владимир Николаевич, это не просто цитата... Это жизненное кредо сильного и очень мудрого человека.

Наталья Ковалева
(Июль 2012 г., г. Абакан)

80976

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы