Главная профессия на фронте – боец. Это неоспоримо, и вряд ли кто-то может это опровергнуть. Но представьте себе, что ежедневно, ежеминутно, ежесекундно фронт нуждался в умелых руках специалистов очень мирных профессий. И речь даже не о врачах и медсестрах. Речь о профессиях настолько мирных, что кажется странным, нелепым каламбуром само сочетание «военный сапожник», «военный возчик», «военный дорожник». Причем вот таких мирных специальностей на фронте было масса. Почтальоны и переводчики, повара и прачки, писари и даже голубеводы. Сегодня мы кратко расскажем о двух героях войны, кто получил свои награды за то, что в пекле войны с честью исполнял свои очень мирные специальности.
Военный дорожник Алексей Сыргашев
Уроженец деревни Кызылсуг Алексей Еремеевич Сыргашев (фронтовые документы отчего-то именуют Алексея Еремеевича Емельяном, да и фамилию нередко путают – Сергашев, Саргашев. Но полное совпадения даты рождения, места призыва и места жительства не дает права усомниться – это наш земляк А.Е. Сыргашев – прим. авт.) уходил на фронт в июле 1941 года. Уходил не юнцом, 35 лет было Алексею. Время сохранило великую ценность – книжку красноармейца. Именно эта книжка наш главный источник информации.
В его фронтовой биографии, а она растянется более чем на четыре года – от 20 июля 1941-го до октября 1945 года – будет несколько военных частей. Три фронта – Прибалтийский, Северо-Западный, Ленинградский. И три ранения, одно из которых в мае 1943 года – тяжелое. Несколько раз сменит Алексей (Емельян) военные специальности. Он будет стрелком, минометчиком, но после тяжелого ранения под Ленинградом в его учетно-послужной лист впишут «номер военной специальности 134», что на сухом языке военных означает – годен к нестроевой, обучен военному делу. Казалось бы, отвоевался – домой, учитывая, что и возраст далеко не юношеский, но Алексея Сыргашева направляют в 69-ую стрелковую дивизию в 69-й отдельный дорожно-эксплуатационный батальон. И свой единственный орден Алексей Еремеевич получит за одну из самых мирных, но и одну из самых важных фронтовых служб.
Из наградного листа: «Красноармеец-дорожник Сергашев, несмотря на полученные им несколько ранений, задания командования 2 августа 1944 года выполняет на 145-160%, увлекая своим примером бойцов подразделения.
Проявляя беспримерную стойкость и выносливость, тов. Сергашев на участке дороги Лиготня – Эзерэ в весеннюю распутицу 1945 года, не считаясь с личным отдыхом, выполнил задание командования на 170%, обеспечивая бесперебойное движение по дороге в период наступления наших войск.
Участок дороги, обслуживаемый отделением тов. Сергашева, в настоящее время в хорошем состоянии.
Достоин награждения медалью «За боевые заслуги».
И происходит крайне редкое явление: командир батальона Быковский просит медаль, и начальник дорожного управления фронта Ленинградского фронта Довгаль соглашается – медаль! А высшее начальство – командование фронтом, поперек машинописного вердикта «достоин медали…» пишет от руки «ордена Красной Звезды».
Почему же так расщедрилось фронтовое начальство? Ведь, казалось бы, речь о подвиге не идет. Но 2000 километров дороги Лиготня – Эзерэ – это прямой и краткий маршрут для переброски войск на запад.
В 1944 году, о котором упоминает наградной лист, идет освобождение Прибалтики. Немаловажным фактором быстроты операции является проходимость дорог. И то были не асфальтированные и бетонные автобаны, какими нынче так гордится Прибалтика. Нет, грунтовая дорога, местами проходящая по болотистой местности, местами – по песчанику. Чтобы она оставалась проходимой, подушку грунта необходимо было удерживать не менее 20-30 см. Но… какой грунт? Есть любопытное исследование о военных дорогах и дорожниках. Дороги строили из всего. От досок из местных заборов до тяжелых бревен. Все шло, летело, укладывалось под колеса танков, техники, под подошвы солдатских сапог. И латать дороги приходилось ежедневно.
Маршал К.А. Мерецков вспоминал: «На всю жизнь запомнились мне дороги из поперечных жердей, уложенных по продольным бревнам. Бывало, едешь по такому пути, и автомобиль беспрестанно трясет, а жерди под колесами «говорят и поют», как клавиши под руками виртуоза. Частично спасали положение бревна, укладываемые под углом 45-60 градусов к оси дороги, но в этом случае возникала проблема поиска более длинных и толстых бревен. Со временем красноармейские дорожники пришли к необходимости укладки дополнительных продольных лежней и колесоотбойных брусьев. А вот крепить бревна и брусья друг с другом приходилось чем попало – скоб и ершей хронически не хватало. В среднем, на один километр пути уходило от 180 до 350 кубометров леса, а в некоторых случаях цифра зашкаливала за 400 кубометров. Дорожно-строительный батальон за 10-12 часов сооружал от 450 до 700 погонных метров деревянной колейной лежневой дороги. О тяготах такой работы остается только догадываться. Хуже, что и хватало такой дороги месяца на три, а то и на полтора. И работали дорожники на износ».
Что такое – выполнил задание командования на 170%? А это когда ты в два раза больше работаешь и в два раза меньше спишь, «не считаясь с личным отдыхом».
Весной же 1945-го участок дороги Лиготня – Эзерэ был частью прямого пути для переброски войск с рубежей Карелии и Ленинграда на запад для участия в последней решающей операции войны. И надо ли говорить, насколько важно было обеспечить полную проходимость этой дороги? Да, над головой нашего героя уже не рвались пули. Да, к весне 1945-го этот участок уже был тылом, но если бы этот дорожный «тыл» вдруг замер, не сработал, если бы войска, следующие на Берлин, вдруг замерли…
Вот почему, перечеркивая слово медаль, пишет начальник Ленинградского фронта «достоин награждения орденом Красной Звезды».
И такая вот боевая крайне важная служба. Для Алексея Еремеевича она продлится до октября 1945 года. А затем, дорогие читатели, была вторая, уже мирная награда, – «За доблестный труд», её бригадир колхоза «Наа Анче» Алексей Еремеевич Сыргашев получил уже в 1948 году.
Сапожник с острова Людникова
Передо мной Приказ 295-го артполка,138-й краснознаменной стрелковой дивизии Сталинградского фронта о награждении медалью «За боевые заслуги». Приказ об удивительном мужестве нашего земляка: «Наградить сапожника обозно-вещевого снабжения полка красноармейца Акулова Владимира Васильевича. Тов. Акулов на Сталинградском фронте в течение трех месяцев находился на огневых позициях батарей. За это время произвел ремонт 400 пар обуви, амуниции, а также сшил 60 пар меховых рукавиц, 45 шапок-ушанок. Тов. Акулов работал хладнокровно, аккуратно и никогда не покидал рабочий станок».
К этому приказу пояснений особо не требуется, так и встает перед глазами фигура полкового сапожника, ловко орудующего шилом и молотком под бомбежкой и взрывами. Картина, как в современном кино – нереально напичканная спецэффектами. Но вряд ли Владимир Акулов 1916 года рождения был из числа неубиваемых супергероев. Живой, из плоти и крови. И наверняка смерти боялся, и боль чувствовал, и жить хотел. Вот от осознания, что не бронзовый воин, а живой, такой же, как любой из нас, способен просто «хладнокровно и аккуратно» выполнять свою работу под пулями и бомбами, становится даже не по себе. Особенно когда понимаешь, что речь в приказе идет о Сталинграде. А журнал боевых действий 138-й дивизии и место расположения полка указывает «район завода «Баррикады».
Да-да, тот самый знаменитый «остров Людникова». Именно так называли фашисты в своих донесениях районы завода «Баррикады», которые обороняла 138-ая дивизия. 8 ноября советских солдат атаковали три пехотные дивизии немцев при поддержке 110 танков. 11 ноября, оттеснив силы 118-го и 241-го полков, гитлеровцы вышли к берегу Волги на юге от завода, отрезав 138-ую дивизию с трёх сторон от наземных путей снабжения. Это было последнее успешное наступление фашистов в Сталинграде. И, действительно, обороняющиеся войска будто остаются на острове 700 метров в длину и 400 метров в глубину. Есть карта, с одной стороны – река Денежная Волхонка, кварталы завода, и фашисты с трех сторон. Держала оборону дивизия фактически три месяца – октябрь, ноябрь, декабрь, причем с 8 ноября по 16 декабря – в кольце врагов, без связи со своими, без возможности пополнить запасы.
6 ноября Иван Людников – командир дивизии, устанавливает суточный паёк: 25 граммов сухарей, 12 граммов крупы и 5 граммов сахара. К счастью, на занятой территории нашёлся торговый склад с несколькими тоннами шоколада, и бойцов подкармливали этим лакомством. Но из-за плохого питания и отсутствия перевязочных средств начали массово умирать раненые. А живые идут в бой, имея при себе 30 патронов.
В таких условиях возможность ремонта обуви на вес золота. И данные об отремонтированных 400 парах обуви становятся понятными. Если нет еды и боеприпасов, откуда взяться обуви и обмундированию? А бойцов в окружении 3000 человек. И они в сапогах не по паркетному залу гуляют. Вот и работает Владимир Васильевич, не разгибаясь и не уходя в укрытие.
Приказ о награждении бойцов 138-й дивизии подписан 31 января 1943 года, когда уже дивизия соединится со своими. Значит это те самые три месяца окружения. Да, из 3000 бойцов с острова Людникова в живых останется менее тысячи, но фашистов они уничтожат гораздо больше.
Вот в таких условиях работал наш земляк из села Имек, обычный сапожник необычного мужества Владимир Васильевич Акулов.
В.В. Акулов награжден медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Праги», «За победу над Германией». Умер в 1982 году.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: