Она пересмотрела раз сорок «Титаник» с Леонардо ДиКаприо, а ее ежедневный ритуал – травяной чай с лимоном. А еще она много рисует, но хотелось бы больше. Просто она еще и мама, а у мам, как известно, дел вагон и маленькая тележка.
Нежная девушка с твердым стержнем внутри. Светлана Аношко – человек-перфекционист, успешно совмещающий в себе творческие способности.
Светлана – педагог дополнительного образования, вот уже шесть лет она трудится в Центре детского творчества.
– Почему ты выбрала эту профессию?
– Честно, я ее не выбирала. Это из области, когда не ты нашел призвание, а оно тебя. Я рада, что так случилось. Теперь, оглядываясь назад, понимаю, что это всегда было мне по душе.
В школе, в младших классах постоянно играла в учителя, заводила тетрадки, проверяла их. Игрушек своих высаживала, учила. Но вот чтобы быть учителем, на тот момент не мечтала. Зато в садике была мечта стать воспитателем. А вообще спрашивала у родителей, где учат на директоров. Видимо, какие-то руководящие нотки проскальзывали.
Когда пошла в школу, образ педагога мотивировал меня. В девятом классе я даже планировала поступать на учителя биологии, но нужно было выбрать еще смежную специализацию, либо географию, либо химию. Ни в том, ни в другом я не была сильна, поэтому, к сожалению, не пошла. О чем сейчас очень жалею. Но, так или иначе, жизнь привела меня в образование.
– Что нравится в профессии больше всего?
– Когда видишь, что не зря делишься своими знаниями, получая за это отдачу. Видишь успехи детей, что у них начинает получаться.
Сейчас кружки по рисованию веду только в детском саду. Нравится сравнивать, какими они были в начале года, и какими стали потом. Приятно, что ты даешь детям развитие, дополнительный бонус для их становления как личности.
Сейчас я также езжу в Большую Сею с занятиями по финансовой грамотности. Искренне надеюсь, что эти знания могут в корне изменить жизнь ребят.
Вообще, это очень вдохновляет. Что возможно ребята смогут прожить лучшую жизнь только потому, что ты когда-то появился в их жизни с знаниями, которые они будут использовать. Это самое удивительное в профессии учителя – роль, которую ты можешь сыграть в жизни молодого поколения.
– В каждой работе помимо положительных моментов есть и свои трудности. У медали, как говорится, две стороны.
– Ты пытаешься дать какие-то знания детям, вложить в их голову разумное, а ребенок не то, что не хочет, он даже сопротивляется твоей помощи, – говорит Светлана. – Это самое трудное: увлечь ребенка, чтобы он услышал тебя, воспринял. Преодолеть это сопротивление и донести значимость своего дела. Очень много какой-то лености появилось в детях, желание быстрого результата, снижение авторитета взрослого человека. Это, конечно, огорчает.
Современные дети продвинутее, чем мы
Светлана, как и все педагоги, постоянно проходит повышение квалификации, как того требует законодательство. Но и помимо обязательных курсов, она находится в постоянном поиске чего-то нового, чтобы детям всегда было интересно.
– Приходят новые дети, которые порой продвинутее, чем мы. И если мы будем жить своими убеждениями, знаниями 80-90-х годов, им будет просто скучно. Поэтому это постоянный поиск чего-то интересного.
– Какие особые качества и навыки нужны человеку, чтобы успешно работать в этой профессии?
– Любить то, что ты делаешь. Когда ты любишь свое дело, ты зажигаешь этим и других, в том числе и детей.
Терпение, ораторские навыки, умение донести свою мысль, любовь к детям. Если их не любить, то и терпения тоже не будет. Уметь находить с ними общий язык. Чем интереснее педагог, чем больше он горит своей идеей, тем больше вероятность, что и дети тоже загорятся, будут слушать тебя.
– Как педагог, который общается с современными детьми, и может сравнить наше поколение в их возрасте, можешь сказать, есть ли отличия?
– И в наше время были и двоечники, которые ничего не хотели, и отличники. Просто сейчас у детей больше соблазна в виде интернета, Тик Тока, телевизора. Для многих детей педагог не авторитет.
Детей старших классов не заманить в ЦДТ из-за экзаменов, внеурочки. Но и у нас были экзамены, тем не менее, мы с удовольствием ходили и на кружки.
Родители заинтересованы развитием детей в начальных классах. Чем старше дети, тем больше делается упор на обучение только в школе. Конечно, это очень важно, бесспорно. Но не все понимают значимость допобразования, как необходимость всестороннего развития личности, не все определяется знаниями математики и химии. Дополнительное образование помогает человеку развиваться в разных направлениях, получить новые, а где то углубленные навыки.
– А что вы с ребятами изучаете на занятиях? Какие дополнительные навыки они могут получить?
– Финансовую грамотность и рисование.
В рисовании это постановка руки, точность линий, разбитие сложных фигур на простые объекты, сопоставление объектов и расположение их на листе. Это развивает пространственное мышление. Также изучаем технику раскрашивания. Потом, когда ребята подрастут, мы начнем изучать технику смешивания цветов, какие главные, какие второстепенные. Какие художественные направления вообще бывают. И многое другое.
Что касается финансовой грамотности, все прозаично: что такое деньги, финансовые институты, семейный и личный бюджет, как его составить, как распланировать. Какие есть способы регуляции бюджета, как понять, хватает тебе денег или нет. Также говорим про кредиты и способы увеличить свои накопления.
Зачем нужна ситуация успеха?
– Как человек, который еще в детстве боготворил образ учителя, как ты считаешь, насколько эта профессия полезна и важна для нашей страны, общества?
– Дополнительное образование важно, оно способствует всестороннему развитию личности, помогает развить специфические навыки ребенка. Ну, например, бывает, что ребенок – не гуманитарий, и в точных науках не силен. Но у него золотые руки и он прекрасно умеет делать поделки.
Если этот ребенок просидит только в школе на уроках, он начнет считать себя неудачником, ведь у него не будет ситуации успеха. Здесь же он будет участвовать в конкурсах, занимать призовые места. В общем использовать свой талант и навыки по полной. И даже если он не свяжет свою жизнь с этой профессией, это все равно положительно скажется на нем, как на личности человека успешного.
Жизнь длинная и непредсказуемая. Возможно, лет через двадцать он вспомнит, что когда-то рисовал, и это умение поможет, например, ему выйти из депрессии. А возможно когда-то придется сменить профессию, и тоже определенные навыки смогут помочь.
Ну и дополнительное образование – это же не только что-то делать руками. Есть же направления патриотические, например. Делая поделки на 9 мая, мы не только что-то создаем, но и рассказываем ребятам о героях войны, их подвигах. Или обсуждаем семейные ценности, когда готовим открытки на 8 марта.
Плюс специфика допобразования – это не большие классы, а, как правило, небольшие группы, где дети могут откровенно поговорить с тобой, спросить совета.
– Когда ты только начала работать педагогом, тяжело ли приходилось, было ли волнение?
– Ну, конечно, и тяжело, и волнительно. Это была абсолютно новая для меня сфера. Было страшно и непонятно, как сконцентрировать внимание детей на себе, как донести пользу занятий, как сформулировать в понятные слова все мои знания. Но все приходит с опытом, постепенно. Конечно, это было не просто.
История на Оскар?
– Ты человек творческий, но выходит ли твое творчество за рамки твоего кабинета, в быт, семью?
– Я стараюсь заниматься рисованием с сыном, не так много, как хотелось бы, но тем не менее. В ремонте дома, например, применяю. Даже если еще ничего не куплено, мне просто проще представить в голове, как будет сочетаться вот этот цвет стены и этот светильник.
Света вместе с мужем Николаем воспитывают двух сыновей, старшего Глеба, которому 9 лет, и маленького Ярослава – 1,7 года.
Их история знакомства не тянет на Оскар и все же… Жили недалеко друг от друга, познакомились компания парней с компанией девушек. Так со школы и не разлучались, вместе они уже 17 лет. И до сих пор не успели друг другу надоесть. По вечерам, когда семья собирается вместе, они просто счастливо и тихо проживают каждое мгновение, устраивая совместные обнимашки вчетвером, или гуляя по лесу или полю. Иногда папа резвится вместе с мальчиками, устраивая веселую потасовку. Что тут скажешь – пацаны. Мама Света приносит в семью более умиротворенные моменты, организуя совместные чтения книг.
– У Глеба много кружков: и музыкалка, и бокс, и внеурочка, и кружок в ЦДТ. Я специально его загрузила, чтобы было меньше времени на телефоны и телевизор. Но, к сожалению, на сто процентов не ограничишь. До рождения Ярослава я много гуляла, и Глеб всегда со мной ходил, мы катались на велосипедах, на коньках, вместе мультики смотрели.
– Какими ты видишь своих сыновей в будущем?
– Хотелось бы воспитать в них силу воли, силу духа, чтобы они выросли хорошими и справедливыми людьми.
Несмотря на возраст, уже сейчас у мальчиков прослеживается разный характер. Глеб более шебутной, порой сделает, не подумав. Приходится его приводить в чувство, чтобы он учился усидчивости, внимательности, вдумчивости.
Часто рассказываю ему о Великой Отечественной войне, смотрим документальные фильмы, говорю, ради чего погибали люди. Привожу пример отрицательной молодежи. И стараюсь донести, что Тик Ток и подобное – это пропаганда глупого времяпрепровождения, поэтому он категорически под запретом. Пытаюсь объяснить, что это тупиковый вариант.
Ярослава пока ничему не учим, просто любим. Но стараемся не баловать. Запрещаем обижать животных.
Однажды мне сказали, что я не умею рисовать
– Света, в твоем Инстаграме я часто наблюдаю прекрасные иллюстрации, которые ты создаешь. Ты постоянно находишься в процессе совершенствования. А что послужило толчком стать иллюстратором?
– Мой первый декрет. Я сидела в декрете, и когда сын уже стал постарше, у меня появилось больше свободного времени.
Я с детства хотела рисовать, но как-то не складывалось, да и не пробовала, если честно. Просто кто-то когда-то сказал, и у меня после этого в голове четко сидело, что я не умею рисовать. Максимум, что я делала, это раскрашивала раскраски и много читала.
А так хотелось, чтобы, если ребенок вдруг подойдет ко мне и скажет: «Мама нарисуй кошку», – то я без проблем сяду и нарисую ему.
Начала что-то рисовать по мастер-классам, что-то просто срисовывать. Летом прошла бесплатный курс в онлайн-школе Вероники Калачевой. Он тогда был самый первый, мы рисовали людей. Хотя люди – это самое тяжелое в рисовании. Но у меня неплохо получалось. Я вдохновилась и активно стала проходить разные курсы, пробовать и пастель, и гуашь, и акварель, и маркеры. Но в итоге остановилась на технике акварель.
– Какие техники рисования сейчас самые популярные?
– Диджитал. Потому что можно нарисовать и акварелью, и гуашью, и карандашом. Это все легко можно поправить, отменить, изменить. Из-за того что диджитал стал очень популярным, в Европе в области иллюстрации книг стала цениться ручная техника рисования.
Но вообще нельзя сказать, что только диджитал популярен или ручные техники рисования. Тут больше зависит и от самого автора, и от его авторского стиля, насколько он круто и необычно в своей авторской стилистике что-то делает.
– Получается, днем вместе с детьми ты рисуешь красками на бумаге, а вечером меняешь пергамент на графический планшет. Это тяжелее, чем на бумаге? В чем отличие?
– Широкий спектр инструментов, можно удалить, редактировать. Очень похож на фотошоп. Поначалу у меня было отрицание планшета, потому что это же не настоящие инструменты, краска, это же цифра.
С появлением Ярослава стало проблематично доставать краски, я перестала рисовать, либо только карандашом, либо вообще никак. Поэтому сейчас я перешла на планшет. Но акварель не планирую забрасывать, просто немного отложу.
Сложность с планшетом была, как и с любым новым материалом. Понимание интерфейса программы, как достичь тех или иных эффектов. Долгое время я рисовала «акварелью» на планшете, но получалось все равно не то, что хотелось. Сейчас в цифре больше рисую карандашом и текстурной кистью.
Главное – это изучение и понимание программы.
– Где можно будет применять эту технику рисования?
– Так же, как и любую, везде. Сейчас это упаковки, бренд персонажа какого-то бизнеса, книги, иллюстрации, раскраски. Спектр применения иллюстрации очень широкий. Для тех же паттернов на одежду, белье, наклейки, стикеры для мессенджеров, аватарки, настольные пазлы. Вообще в принципе вся полиграфия.
Если брать «живые» материалы и переводить их на печать, то это сто процентов нужно будет сначала переводить их в цифру: сканирование, обработка в фотошопе и много других заморочек. А тут ты как бы упрощаешь работу, делая сразу в цифре. Повторюсь, на бумаге рисовать в плане обработки тяжелее, нет права на ошибку.
– Бывают моменты, когда покидает вдохновение или наступает профессиональное выгорание?
– Выгорание больше от усталости наступает, А вдохновение приходит во время процесса.
Кстати, есть такая техника: тебе нужно пообещать себе сесть порисовать (ну, или неважно, заняться каким-то другим делом), например, 5 минут, и если не пойдет процесс, то значит сегодня и не нужно это делать. Помогает.
– Сейчас и в книжных магазинах, и в Интернете много пособий по рисованию. Имеют ли они какой-то смысл?
– Книги лучше покупать из области анатомии, чтобы изучить строение тела человека, прежде чем его рисовать, или по светотеням, световедению. А что касается мастер-классов, то тут советую потратить деньги на курсы. Или на том же ютубе посмотреть бесплатные уроки.
У меня есть три таких книги, дорогие, с хорошей качественной печатью и иллюстрациями. Но они больше для вдохновения служат. Полистать, посмотреть, просто приятно подержать в руках.
Под шум и крик детских голосов
– Опиши свою рабочую обстановку?
– Под шум и крик детских голосов. Поначалу меня это раздражало и сбивало с толку, настрой улетучивался, ведь меня могли прервать в любую секунду. Сейчас это уже не напрягает, я принимаю как данность, что меня могут отвлечь, это нормально.
Раньше у меня было свое отдельное рабочее место, мой уголок. С планшетом моим рабочим местом стало любое, где угодно, хоть диван, хоть кровать, хоть стол, неважно.
– Ты любишь читать, назови свои самые любимые книги и фильмы?
– Я люблю хорошие книги. На новогодних каникулах всегда перечитываю последнюю книгу про Гарри Поттера, и в этот раз я снова планирую это сделать. Мечтаю докупить остальные части.
Есть такое издательство «Миф», у них много книг психологического плана: про волю, про отношения и многое другое. Мне хочется изучать эту тему.
Периодически стараюсь читать классику, особенно то, что еще не попадало в мои руки. Перечитала «Война и мир» Толстого, «Идиот» Достоевского, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Очень впечатлила книга «Отверженные» Гюго.
Ну а самый мой любимый фильм – это «Титаник», я его, наверное, раз сорок пересмотрела. «Гордость и предубеждение» с Кирой Найтли, «Маленькие женщины», «Беатрикс Вуд» обожаю и художницу эту для себя открыла после этого фильма. «28 памфиловцев» и вообще документальные, особенно про войну. Люблю очень хорошие мультфильмы: «История игрушек», «Тайна Коко», «Головоломка».
– А теперь о «святом», о еде. Что предпочитаешь из блюд?
– Наверное, пицца, лазанья. Сладкое я не очень люблю. Моим ежедневным ритуалом является травяной чай и обязательно с лимоном.
– Какие планы на будущее, чему бы ты еще хотела научиться?
– Я бы хотела проиллюстрировать книгу, чтобы она вышла в печатном виде, поставить на полку и знать, что это моя книга. Но для этого необходимо еще и еще повышать свои навыки, к чему я и стремлюсь.
А еще съездить в Питер.
– Какие свои детские мечты смогла сделать реальностью?
– Я мечтала побывать на море – побывала дважды. Мне хотелось в детстве рисовать и хотелось учить. Так что большинство моих детских желаний сбылось. Осталась мечта побывать в Европе, поэтому есть к чему стремиться.
Говорят, если очень захотеть, можно в космос полететь. А значит все в этой жизни возможно, было бы желание. Даже несмотря на то, что кто-то пытается доказать тебе обратное. И прекрасные иллюстрации Светланы, которая когда-то только в мечтах хотела рисовать, а теперь делает это превосходно – тому доказательство. Надеемся, что и другие твои мечты сбудутся, Света. А на полке книжного шкафа появится книга с твоими чудесными авторскими иллюстрациями.
Алёна Генке
Оставить сообщение: