Глава сельсовета Семен Прокопьевич Чебодаев из тех, кто дважды в одну реку… И вроде бы новый глава, а со старыми… опытом, привычками и умением выживать. Так, уступил на один срок место главы другому и вот вновь тут. Такой же неуемный, полный жизни и упорства, как и сам Матур.
– Ну, рассказывайте!
– О чем? – поправил очки и сверкнул глазами.
Зная его не первый год, догадываюсь, что есть главе о чем рассказывать.
– С чего начали после выборов?
– Дела разгребаю и по судам бегаю.
– По каким судам?
– Так зарплату люди хотят. Задолженность с июля выбивали.
– Выбили?
– Да, рассчитались частично, считай по декабрь, еще 140 тысяч осталось, ну это не полмиллиона. Есть спорные вопросы. Скажем, с чего за работу с секретными документами начисляли, если допуска к секретке нет. Но и с этим разберемся. Если бы до меня…
– О предшественнике не будем, – улыбаюсь. – Можно предположить, что у любого последователя всегда претензии к предшественнику есть. У Вас какие планы?
– Машину отремонтировать. А то водитель есть, а грузовик в ремонте. Не можем рассчитаться. А зарплата водителю идет.
– А так можно?
– Ну так он же не дурака валяет, работы хватает. Но без техники туго. Мусор и тот не вывезешь.
– А трактор? Все же сельсоветы тракторы получили, в 2010, кажется?
– Не все, я отказался, попросил взамен грузовик. Село у нас таежное, трактор я тут найду, а вот ГАЗик был необходим, его и взяли.
– Кадры сильно перешерстили, как пришли?
Глава загибает пальцы:
– Из девяти – семь сами ушли. Это сколько процентов получается?
Ответы пока колючие, односложные, очень хочется, чтоб сквозь эти колючки проглянул тот Семен Прокопьевич, которого помню по эпопее с Тигулями. Тогда именно он и сделал все, чтобы отстоять от вырубки кедр в урочище Тигули. Хотя главой уже не был. Или еще не был? Душа у Чебодаева за свою землю всегда болела, это первое основное качество Семена Прокопьевича. Неудивительно – он матурский, родился тут и вырос. Второе качество – ершистость, он и нам, едва услышав о намечающемся визите, отрезал:
– Да, хоть бы мороз вжарил.
– Так все равно приедем.
Удивительная способность человека прятать за внешнюю колючесть живую душу. Приехали. Первое, что сделал – чая налил и щедро нарезал сала с хлебом, не забыв наказать:
– Водителя зови, чего он там у тебя.
Отказ от трапезы Семен Прокопьевич не принял, это его вечный постулат «Матур гостей встречать умеет». Вот так, за салом и горячим чаем, и беседовали. Непростая была беседа.
Матуру есть над чем задумываться, о чем мечтать и чем гордиться. В 2013 году в селе построили новую школу и клуб. Причем школу такую, от которой в легкой зависти и таштыпцы. Наблюдала на соревнованиях, как ребятня из Таштыпа обсуждала достоинства широких коридоров, большого актового зала и огромного солнечного спортзала. Что ж, сейчас можно сказать, что школа эта – своеобразный подарок от их земляков Председателя Верховного Совета Республики Хакасия В.Н. Штыгашева и Главы Таштыпского района В.И. Шулбаева. Повезло Матуру с земляками. Или земля тут особая, что рождает личности неординарные?
В прошлом году матурцев порадовали социокультурным центром в деревне Нижний Матур. Открыли центр как раз к новогодним праздникам.
– Дорогу туда отсыпали и осветили полностью. Это по программе «Развитие малых сел Хакасии», – рассказывает Семен Прокопьевич.
Программа известная, ее инициатором и куратором является Глава Хакасии Виктор Михайлович Зимин. И в какой бы сельсовет мы не приезжали – везде, практически, добрый след эта программа оставила. Вот и в Матуре.
– У нас теперь Нижний Матур светится весь. В Матуре уличного освещения нет почти, оставили возле школы, а Нижний Матур, как новогодняя ёлка…
Да, проблемы освещения есть, и не только в Матуре, во всех сельсоветах. Дорогое это удовольствие – свет на улицах села. Выход – оставить уличное освещение в самых необходимых местах, скажем, по дороге в школу, а прочее убрать. На улицах же деревень, где освещение проводили по программе, пока еще все фонари горят. И вот перекос общий для Матурского и Большесейского сельсоветов: в центральных селах огни на улицах – редкость, а малые деревни сияют. В Матурском сельсовете – радует глаз Нижний Матур, в Большесейском – Иничул. Пока долгов не накопили. Да практически все, что в сельсоветах строилось, строилось по программе «Развития малых сел Хакасии». На свои скудные средства сельсоветы вряд ли что-то могли бы возвести. Средств на зарплаты не хватает. И остается загадкой, на что жили люди, выхаживая по судам свои кровные…
Ситуация с бюджетами очень непростая. Матур, кстати, почти в привилегированном положении, в той же Сее бюджет на полгода, а в Матуре аж на 9 месяцев. Только печальные это привилегии…Что будет дальше? Думать не хочется, а надо. У сельсоветов два выхода: рассчитывать на милость государства – авось, увеличит дотации или искать способ заработать собственные средства. Естественно, зарабатывать не с кайлом и лопатой, а путем работы объектами налогообложения. Казалось бы Матуру это вполне по силам – в селе 4 пилорамы, официально зарегистрированных, плюс охотхозяйства и четыре торговых точки. Но и тут свои сложности.
– Кто тут зарегистрирован, тот платит, но у меня и таких много, у кого угодья тут или лес берут у нас, а зарегистрированы в Абакане, Саяногорске, а то, вообще, в соседнем регионе, ну и налоги, понятно, уходят по месту регистрации, – поясняет глава. – Законом бы их обязали, где работают, там и платить, было бы неплохо. Вот нынче выделял участок – будет что-то вроде перевалочного пункта, чтобы дальше в тайгу забрасывать туристов. Ведь опять не наш. Но участок выделил, пусть хоть земельный налог платит.
– Фермерских хозяйств сколько в Матуре?
– Два.
Да, село таежное, фермерство тут дело непростое, но и здесь смельчаки находятся. Но в общей сложности негусто в Матуре с собственными доходами. Уповают на земельный налог и НДФЛ с бюджетников.
– Участки под домами в собственность все оформили?
– Кто не оформил, те оформят, остались самые непробиваемые.
– Так пробивайте.
– Пробиваем. Наши предприниматели всегда нам помогали и не только налогами. Нынче вон Федоскин и Илясовы церковь строят, уже под крышу подвели. И так, чуть что обращаемся. Не отказывают.
История с церковью и в самом деле примечательная. Нынче Матур отмечает юбилей Иоанна Штыгашева – священника, просветителя, первого шорского писателя. И церковь – это дань памяти священнику, который когда-то церковь в Матуре и построил. Теперь ту самую церковь, точнее, бывший клуб, предстоит разобрать, как и старую школу. Что удастся выбрать целым и несгнившим пойдет на ремонт гаража и жилья, что числятся на балансе сельсовета.
– Кадры-то подобрали в новый центр? – возвращаю беседу к приятному руслу – к новому социо-культурному центру в Нижнем Матуре.
– У нас там работает Софья Олеговна Кузургашева, у неё профессиональное образование, активная женщина, да и в Матуре тоже культработник – Галина Владимировна Позднякова молодцы. Такие концерты проводят!
И действительно, в последнее время Матур все чаще можно увидеть на районной сцене. Будто новые стены вдохнули и в культработников новые силы. Кстати, и в спорте имена матурских борцов, тренирует которых Юрий Семенович Кусургашев, гремят, и не только на районном уровне, вот недавно вновь привезли матурцы «золото» с регионального турнира в Сорске. Можно долго и даже очень долго рассказывать о матурских краеведах как юных – школьниках, так и о библиотекаре Евгении Ивановой, что собрала уникальный материал о земляках, в том числе и об Иоанне Матвеевиче Штыгашеве… Удивительные люди, с запасом парадоксального патриотизма ни на один год. Казалось бы, экономическое положение села более чем незавидное, судите по той же задолженности по зарплатам. А народ вот бережет и хранит, и прославляет. Конечно, есть и другой Матур, и другие матурцы…. Те, кто зарабатывает совсем другую – дурную славу таежному селу. Но бог с ними. Ведь село не на них держится. А на трудягах и влюбленных в малую родину. Их всегда было больше…
О чем думается, уезжая из Матура, – о времени. И его требованиях. Собственно даже об одном его требовании, стократно повторенном со всех высоких трибун – зарабатывайте.
Практически невозможное требование, но никогда не подстраивалось время под человека. Человек или принимал его законы, или оставался на обочине. Страна, хочется верить, медленно, но верно слезает с нефтяной иглы, круто поворачивая экономический курс. И, как обычно, при всех поворотах, труднее всего приходится деревне. И сельсоветам предстоит совершить невозможное, даже крайне невозможное – не просто выжить, ожидая милостей от государства, уж какие тут милости при скачущем, как заяц, курсе рубля? И цене за баррель нефти? А научиться жить. Участвовать во всех муниципальных программах, заманивать, опять же не знаю как, инвесторов, думать над развитием малого бизнеса на территории сельсовета, работать над налогами… И вот это «зарабатывайте» будет крайне тяжко принять тем, кто руководит селами ни один десяток лет, и просто привык рассчитывать на государство. Сложно, трудно, практически невозможно, но другого пути деревне не оставили. Просится почти парадоксальный вывод, если государство не может спасти деревню, может самое время деревне спасать государство? Время такое, время… И если сегодня его условия не принять, кто знает, а будет ли завтра и деревня, и страна?
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: