По реке Матур и ее притокам в 1897 – 1917 годах были переписаны аалы:
Хакасское название |
Русское название |
Количество хозяйств |
|
1897 |
1917 |
||
Кулчек аалы |
Кулялы |
- |
4 |
Палых тас |
Балахташ |
- |
4 |
Танмалых |
Тамалык |
- |
5 |
Тылачах |
Тлачек |
22 |
40 |
Хуулган аалы |
Кулган |
- |
7 |
Шорлар аалы |
Тазлашев (по имени Тазлаша Штыгашева) |
39 |
45 (хак.) 5 (рус.) |
(Данные Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1917 года. Красноярск, 1921 г.)
Население села Матур составляло 217 человек, число хозяйств – 51, число КРС – 211 голов.
(Отчеты Алтайской духовной миссии. Материалы Интернет)
К началу 1917 года в матурском церковном стане Алтайской духовной миссии проводились службы в храме Святой Живоначальной Троицы в селе Матур и в храме во имя Святого Духа в Иверской женской общине.
Велось обучение детей на родном языке в церковно-приходской школе Матура, школе грамоты в Тлачике и школе при Иверской женской общине.
(Крейдун Ю.А. Матурская Иверская женская община Алтайской духовной миссии. В книге Макарьевские чтения, 2009 г.)
В 1924 году на основе обширного реквизированного имущества Иверской женской общины создана коммуна «Красная речка», но хозяйство «не клеелось» не хватало даже продуктов питания, и был продан лучший скот, задолженность сельхозбанку постоянно росла. В итоге трудовая коммуна распалась.
(Жизнеописание священномученика Амфилохия (Скворцова) епископа Красноярского и Енисейского. Материалы Интернет)
В 1926 году был закрыта Иверская женская община. Монахини ушли в Анжуль. В 1931 году они вместе с отцом Амфилохием были арестованы. Монахини высланы на 5 лет, а отец Амфилохий приговорен к заключению. Проведя в тюрьмах 6 лет, священник был расстрелян в 1937 году.
(Из воспоминаний Таисии Савельевны Федоскиной)
Служба в Матурском Троицком храме велась до 1935 года. Когда стали разрушать храм не могли найти желающих сбросить Крест. Нашелся молодой парень по имени Петр и купола были разрушены. На следующий день он сильно заболел и на третий день умер в Таштыпской больнице.
(«Под знаменем Ленина», 1988, 17 ноября)
Колокола с храма было решено переплавить в Абазе. Малые колокола отправили по таштыпской дороге. Большой колокол решили сплавить на плоту, но колокол затонул в устье реки Матур.
(Карлов В.С. Массовые репрессии в 1930 годах (на материалах Хакасии). Абакан, 2011 г.)
Провалы, просчеты и неудачи в экономической и хозяйственной работе расценивались как прямой результат деятельности вредителей, которых нужно было в максимально короткие сроки обезвредить. Из письма Д. Барчинского арестованного работника Матурского леспромхоза:
«ГПУ… заставляют подписывать показания ими же самими написанные с невероятной настойчивостью. Изводят до того, что мне приходят мысли лишить себя жизни, ибо показания составлены так, что приходится напрасно оговаривать себя и людей, про которых я лично не знаю и видел их всего два раза в жизни. Я уже один протокол подписал, … что контрреволюционная организация существует и что я, по указанию её, занимался вредительством на сплаве…»
(«Таштыпский колхозник», 1938 г.)
В насильно созданных колхозах царила неорганизованность и бесхозяйственность. Из названий статей о работе колхозов Матурского сельсовета: «Вместо руководства колхозом пьянствуют», «Нарушают сельхоз устав», «Колхоз «Хызыл Абакан» к весеннему севу не готов», «Бездушное отношение к животноводству».
(Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия в трех томах. Абакан, 1999, 2000, 2006 г.)
В годы массовых репрессий замучено и расстреляно более 40 матурцев.
Собранный материал по истории села был положен в основу проведенных библиотекой мероприятий:
Выставка «Октябрьская революция. Взгляд из 21 века» совместное мероприятие с музеем Матурской школы (Л.Г. Дубровина).
Мультимедийная презентация о первых шагах советской власти в Матуре «Весь мир насилья мы разрушим!».
Стенд-выставка из цикла Матурский след: «Священномученик Амфилохий епископ Красноярский и Енисейский».
Е. Иванова,
заведующая Матурской библиотекой
Оставить сообщение: