Валюта | Дата | знач. | изм. | |
---|---|---|---|---|
▲ | USD | 22.12 | 102.34 | 1.08 |
▲ | EUR | 22.12 | 106.54 | 1.42 |
Четырнадцатого сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Марии Никитичны Цукановой – Герою Советского Союза. Она является единственной женщиной, получившей это звание за мужество и героизм, проявленные в советско-японской войне 1945 года. Она была санинструктором 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота и погибла во время Сейсинской операции, будучи зверски замучена японцами.
Мария Никитична Цуканова родилась 14 сентября 1924 года в поселке Смоленском Крутинского района Тюкалинского уезда Омской губернии (ныне Абатский район Тюменской области). Ее отец, сельский учитель, скончался за несколько месяцев до рождения дочери. Растили девочку мать и отчим.
Маше было пять лет, когда её мама вышла замуж за Николая Васильевича Крахмалёва, который заменил ей и старшей сестре Зое родного отца. В новой семье родились ещё двое детей. С малых лет Маша росла бойкой, трудолюбивой, доброй и отзывчивой девочкой, помогала матери по хозяйству и в воспитании младших братьев и сестер. В 1930 году семья переехала в Хакасию в Таштып.
Николай Васильевич брал Машу и своего сына от первого брака Николая на охоту. Так девочка узнала и полюбила лес, научилась метко стрелять и лазать по деревьям. С деревенскими ребятишками ходила за ягодами, кедровыми орехами, грибами, забиралась в дремучие дебри, ориентировалась в тайге, как заправский следопыт.
В 1933 году пошла в первый класс. Среди сверстников выделялась настойчивым характером, дети любили её, с ней всегда было весело и интересно. Она была заводилой всех деревенских игр и забав. Летом бегала на речку, где, соревнуясь с мальчишками, плавала и ныряла. А в зимнюю пору каталась на лыжах с горы или на коньках по гладкому прозрачному льду. Однажды в ледоход она вскочила на льдину, оттолкнулась на быстрину и поплыла, глядя на берега, движущиеся, как в кино. А по берегу бежали вдогонку мальчишки и девчонки, не на шутку встревоженные, зовущие взрослых на помощь. Снимали с льдины путешественницу на лодке. Дома и в школе после этого был строгий разговор. На вопрос: «Зачем ты это сделала? Ведь тебе грозила опасность!..» – она ответила, что думала: «Опасности не надо бояться. Советские люди – смелые люди. Я тоже хочу быть смелой. Вот и учусь быть такой...».
Начальную школу Маша окончила в Таштыпе. Затем семья переехала в посёлок Орджоникидзе Хакасской автономной области. В новой школе она стала заниматься лёгкой атлетикой, принимала участие в спортивных соревнованиях, научилась вышивать. Много читала, в основном это были книги о жизни героев Гражданской войны. Была пионерской вожатой, мечтала стать учительницей.
В 1941 году Мария Цуканова окончила Орджоникидзевскую семилетнюю школу, пришла пора вступать на самостоятельный жизненный путь, планировала ехать в Абакан поступать в Хакасское педагогическое училище, мечтала о том, как вернётся в родную школу строгой учительницей, будет учить детей грамоте. Но страшный день 22 июня разрушил все мечты, надежды и планы. Однажды отчим, придя домой из райкома партии, где он работал секретарем, сказал жене о заявлении Марии. Девочка просится на фронт. Мать приложила немало усилий, чтобы отговорить дочь от преждевременного шага: «…ты, несовершеннолетняя, не имеешь нужной на войне специальности… на фронте обойдутся без тебя…». Девушка слушала мать, а сама думала об одном: «Как попасть на фронт?»
Пошла работать телефонисткой в поселковый узел связи, затем перешла санитаркой в эвакуированный из Ростова госпиталь, который временно расположился в школе. Забота о раненых пришлась по душе Марии и она решила, что научится не только ухаживать, но и оказывать медицинскую помощь больным и раненым. Тогда её точно возьмут туда, где решается судьба Родины, – на фронт! В январе 1942 года, вместе с подругами поехала в Иркутск, устроилась на машиностроительный завод. Направили в литейный цех, в котором осваивалось литьё мин. Условия работы были очень тяжёлые. Не хватало мужчин и на трудоёмких операциях приходилось трудиться женщинам. В начале её поставили ученицей обрубщика литья. Мария быстро освоила эту несложную, но требующую большого физического напряжения работу. Все, кто трудился с ней, уважали её за скромность и трудолюбие. И удивлялись, как эта худенькая, хрупкая девушка выполняет две нормы военного времени. В комнате № 17 пятнадцатого барака на Болотном участке, где жила в общежитии Маша, её видели редко. Возвращалась с работы поздно, а чуть свет вновь уходила в цех.
Вскоре ее перевели на должность приёмщика и контролёра 4-го разряда в этом же цехе. На её рабочем месте был закреплён красный вымпел «Гвардеец тыла». Без отрыва от производства она окончила курсы медицинских сестёр. На заводе вступила в комсомол. И в июне 1942 года, приписав себе год рождения, Мария Цуканова по комсомольскому набору добровольцем была призвана на Тихоокеанский флот. «Мамочка, я уезжаю. Я не пишу тебе, зачем еду. Ты ведь знаешь, зачем. Скоро, очень скоро кончится война, и мы опять будем вместе. Адрес свой я сообщу», – писала Мария родным перед отправкой на Дальний Восток.
В мае 1942 года был издан Указ ГКО СССР о призыве в военно-морской флот 25000 девушек-добровольцев. Тринадцатого июня 1942 года Цуканову призвали на военную службу и отправили на Дальний Восток. Сначала она служила телефонисткой и дальномерщицей в 51-м артиллерийском дивизионе Шкотовского сектора береговой обороны, а в 1944 году, окончив школу младших медицинских специалистов, была назначена санитаркой в 3-ю роту 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота.
Из Иркутска эшелон привёз девушек во Владивосток, где их разместили в военно-морском экипаже. В течение месяца они прошли курс молодого бойца. А затем премудростям связи и азам медицины их обучали на острове Русском. Цуканова страстно желала спасать людей, облегчать боль, помогать в трудную минуту, быть на передовой. По прохождении ускоренной двухгодичной программы обучения за пять месяцев Марию направили служить в 51-й артиллерийский дивизион Шкотовского сектора береговой обороны на 100-ю, а затем на 419-ю батарею дальномерщиком. Армейская дисциплина, чёткий распорядок, мужское окружение, тяжёлые физические нагрузки – всё это было нелёгким испытанием для молодой девушки. Но деревенская закалка и весёлый характер помогали ей справиться со всеми трудностями. В 1944 году Цуканову направили в школу санитарных инструкторов в военно-морской госпиталь, где она прошла подготовку боевой санитарки. Мария с интересом перенимала опыт санитарных инструкторов, совершенствовала приёмы оказания медицинской помощи, физическую подготовку, училась скрытно передвигаться с санитарной сумкой и автоматом в руке. Преподаватели хвалили её за старание, находчивость и любознательность. Маша была назначена санинструктором в 3-ю роту 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота (ОБМП ТОФ).
Восьмого августа 1945 года Советское правительство объявило войну Японии. А через пять дней, 14 августа, Цуканова в составе десанта 355-го отдельного батальона морской пехоты участвовала в боевой операции по освобождению корейского города-порта Сейсин (ныне Чхонджин, КНДР) от японских империалистов, который находился в ста двадцати шести милях южнее Владивостока, являлся узловым пунктом японской обороны в Корее.
После высадки десанта батальон с ходу вступил в бой, стали поступать раненые. Уверенными, быстрыми движениями Мария накладывала повязки на раны моряков, останавливала кровотечения, перевязывала легкораненых, и они снова продолжали бой. Тяжелораненых с помощью бойцов-носильщиков переправляла на батальонный медпункт или выносила с поля боя в укрытия вместе с их оружием, оказывала первую помощь. Трудно было ползти вперёд, таща на себе отяжелевшего раненого и его автомат. Не хватало дыхания. Временами сердце стучало так, будто вот-вот выскочит из груди. От напряжения и зноя пот застилал глаза.
От палящего августовского солнца земля раскалилась так, что не притронешься рукой. А повсюду с неприятным визгом летели пули, гремели разрывы гранат, рвались снаряды. Пауза между боями застала Марию Цуканову там, где коммунисты собрались на короткое партийное собрание. Она отдыхала поблизости и оказалась невольным свидетелем страстных выступлений старших товарищей, поклявшихся любой ценой опрокинуть врага с высоты. Не считаясь с опасностью, ежеминутно рискуя собственной жизнью, Мария Цуканова появлялась там, где огонь противника был особенно губительный для морских пехотинцев, где десантники несли наибольшие потери. Уже десяткам раненых она оказала первую медицинскую помощь, многих вынесла из-под вражеского обстрела. Сколько благодарных взглядов было обращено к ней в этот огненный день, сколько добрых, сердечных слов сказали ей боевые друзья! А она продолжала действовать неутомимо и отважно, будто обладала особой, скрытой от других силой. Густой чёрный дым стелился над землёй. Под грохот гранат и снарядов и свист пуль санитарка пробиралась в окопы и воронки, вытаскивала из-под завалов раненых и контуженых бойцов. Лицо и руки девушки покрылись кровью, сажей и копотью. То в одном, то в другом месте появлялась она в своей потемневшей от пыли и дыма гимнастёрке, перевязывала и выносила раненых в тыл, ободряла их добрым словом. Неутомимую, отважную санитарку бойцы видели в самом пекле боя. Она действовала так быстро, что даже раненые говорили: «Ты, Машенька, не спеши, скоро устанешь, и некому будет нас подбирать». Но Мария понимала, что медлить в бою нельзя.
Появление смелой девушки на огневой позиции бодрило пехотинцев, вселяло уверенность в победе. Под покровом темноты японцы подтянули резервы, развернули наступления по всем направлениям. Пять крупных вражеских атак отбил батальон. Жестокий бой продолжался всю ночь. Лишь перед рассветом наступило затишье. За два дня непрерывных боёв Маша спасла жизнь 52-м раненым бойцам, своевременно перевязав их раны, оказав им первую неотложную помощь, многих из них вынесла на себе с поля боя. Для борьбы с десантом японское командование вводило в бой все новые и новые силы, намереваясь скинуть смельчаков в море. За каждый метр шло яростное сражение. Вещевые мешки морских пехотинцев пустели, заканчивались патроны. Лица бойцов осунулись, почернели от дыма и копоти. Кровь проступала через грязные повязки на ранах. Стиснув от боли зубы, крепились тяжелораненые бойцы. А атаки японцев не прекращались. Положение десантников резко ухудшилось. Было много убитых. Тяжелое ранение в ноги получила и Маша Цуканова, но в этот трудный час, когда на счету был каждый боец, отказалась покинуть поле боя. Наскоро перевязав себе раны, превозмогая боль, Мария с автоматом в руках, вместе со всеми отбивала вражеские атаки. Но в неравном бою роте М.Т. Осокина пришлось отступить. Маша с группой бойцов осталась прикрывать отход роты, по-другому помочь однополчанам она уже не могла. Японцы наседали со всех сторон. Санитарка почти в упор из автомата выпускала по врагам длинные очереди.
Тяжелораненая Цуканова оказалась на захваченной японцами территории. В бессознательном состоянии девушка была захвачена в плен. Те никак не могли поверить, что русская «баба» (так они ее называли) убила около 90 японских солдат. Марию подвергли жестоким пыткам, добиваясь у нее сведений о составе советского десанта.
Самураи жестоко расправились с девушкой, в страшной злобе японский офицер палашом изрубил на куски отважную санитарку. Марии шёл двадцать первый год, когда оборвалась её жизнь.
Когда позднее советские моряки заняли сопку, где располагался японский штаб, они обнаружили труп Марии, буквально изрезанный на куски самурайскими ножами и с выколотыми глазами. Весть о её страшной гибели потрясла бойцов. Марию решили похоронить на вершине сопки вместе с другими погибшими бойцами. Завернув в одеяло, бережно подняли разрубленное тело сибирячки её боевые товарищи. Пробыв на войне только два дня, она овеяла себя неувядаемой славой героя, шагнула в историю, обрела бессмертие. Из распадка принесли огромный камень – он стал первым памятником.
Похоронили Цуканову в Сейсине, в братской могиле на сопке Комальсам. Сегодня на этом месте установлен мраморный мемориал с надписью: «Здесь похоронено 25 русских героев, павших смертью храбрых за освобождение Кореи от японских захватчиков».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами» матросу Марии Никитичне Цукановой было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В Таштыпе память о Герое Советского Союза увековечена на мемориальной доске в Таштыпской школе №1, названа улица и установлен памятный знак.
По материалу С. Митленко
Оставить сообщение: