Я, Ахпашева – Чильчигашева Валентина Андреевна родилась и выросла в д. Чиланы, Таштыпского района. Расскажу о том, что видела своими глазами, про удивительных людей, которых вспомнят старожилы, но не помнят молодые.
Наш папа Андрей Степанович Чильчигашев ушел на Великую Отечественную войну молодым, в декабре 1941 года. Вернулся инвалидом после тяжелого ранения. Мама родила 6 детей, последние двойняшки. Папа не мог работать, но по дому маме помогал, а в 1961 году его не стало. Все навалилось на маму.
Но она была оптимистка, боговерующая, сумела взять себя в руки, всех детей оставила при себе. Держали мы: корову, бычка – сдавали на деньги, теленка, овец до 10 штук, свиней 3-5 штук, гусей, кур, собаку, кошку.
Жили мы очень дружно. Работали, помогали маме. В те времена у всех было много детей, но у них были папы. Основное правило мамы было – учиться, работать, не быть хуже других людей. Очень нас любила, жалела. У меня, я считаю, было очень счастливое детство – благодаря маме.
Она соблюдала все божественные праздники, любила чистоту. Как сейчас помню: белили, мыли, хлопали, сушили весь дом. Потом шили новые платья к празднику. А в праздник все сели за большой стол, зажгли свечу, она читает молитву, мы слушаем. Затем мы вместе завтракаем, и это запомнилось на всю жизнь.
Как-то несколько лет стояла сушь, нет дождей. Мама говорит:
– Надо идти на гору «Маяк» и побить…
Не понятно мне было кого?
– Чем мама бить будешь?
Однажды мы вместе ходили, оказалось – камнями бить. Настоящая легенда – камни волшебные – предания старины далекой, а это камни с их дома с Карагая, родилась моя мама моя в Карагае, в девичестве Елизавета Павловна Мамышева. Карагай раньше считали в переводе с хакасского – черный камень. Вот у нее и были волшебные камни. Те камни сохранились у меня до сих пор. Сама она во время покоса вместе с нами просила: – чтобы не было дождя! И ведь главное – всегда все помогало!
Рядом с нами жили замечательные люди. Мои тети – Вера, Надежда – папины сестры. Они не вышли замуж, не было у них детей. Очень были религиозные, когда я к ним домой заходила, в горнице вся стена была в иконах. Иконы были большие, средние, маленькие, позже я узнала и про книги церковные. В те времена в Чиланах не было церкви, все божественные праздники можно было узнать у них. Так же, они совсем не пили спиртного.
Как-то, на покосе (я помогала им грести) во время обеда спрашиваю:
– Почему вы не вышли замуж?
– Наши любимые ушли на войну и не вернулись. Ты бы вышла замуж без любви?
– Нет.
– Вот и мы не вышли...
Вот такие они были серьезные, решили, что жить всю жизнь с не любимым – это неправильно.
Перед Пасхой, мы, тетя Вера, тетя Надежда, мама и я поднимались на гору молиться кресту железному, большому, двум иконам большим и выцветшим. Место это никто не знал. В свое время, когда чиланскую церковь разрушили, в этом месте спрятали эти реликвии.
А церковь, по разговорам, стояла там, где наш огород. Там до сих пор остались на пригорке камни. Я хорошо помню разговоры взрослых о том, что там стояла церковь, но сама я ее не видела.
Молились всю ночь, я под утро засыпала. Утром на восходе солнца мы спускались так, чтобы нас не видно было. Место, где мы молились – очень маленькое, спала я на камнях, чтобы не упасть в пропасть.
Давным-давно, когда в деревне Чиланы жило много людей, было такое. Очень долго собиралась черная туча вокруг г. Маяк, гроза, молнии, а в тот год дождя не было долго. Вдруг пошел дождь стеной с градом. Гора Маяк как будто зашевелилась, по ней потоком бежали многочисленные ручьи, а в них трава, камни. Когда дождь немного ослаб все побежали смотреть что возле деревни твориться. А там!!! Светопреставление! С горы катятся камни, вырванные деревья, вода моментально изрыла в горе глубокое ущелье. Кругом творилось что-то невообразимое – в этом потоке были лошади, коровы, овцы и вся утварь живущих наверху чиланцев. В низу образовалось озеро, мост в сторону Карагая унесло, как игрушечный.
В это время на маленьком пятачке стоит моя тетя Надежда, рядом гусыня с гусятами. Она не паникует, не кричит, а крестится, поворачиваясь в 4 стороны. Все кто видел это, поняли, ей помог спастись Бог. Позже, в магазине, куда все приходили за хлебом, люди обсуждая, говорили – ей помог Бог. Тетя Надя прожила до 85 лет, тетя Вера до 80. И все годы они соблюдали пост.
В 1975 году умерла моя мама, у нее была мечта сшить хакасское платье, купили отрез даже, но она не успела сшить.
Спустя годы из этого отреза ткани, как она и мечтала было сшито, да не одно, хакасское платье. Я вышла замуж за Вячеслава Гавриловича Ахпашева, после окончания института цветных металлов его по направлению отправили на Урал. Там мы прожили всю жизнь. Когда я пошла на пенсию, я увлеклась тем, что стала шить кукол в национальных платьях, и на платья пошла ткань из маминого отреза, который лежал, ждал столько лет.
Затем я стала читать книги про Хакасию и узнала, что раньше у хакасских воинов были специальные плетки-обереги – хамзылар, но носили их только посвященные люди. Использовали их так: во время похода отпугивали, очищали дорогу, лечили тех, кто болел, очищали местность в новых местах.
В Североуральске я стала плести такие плетки. Посвященные люди знали слова специальные и как правильно ими пользоваться по хакасскому обычаю, но я считаю в нынешнее время, тоже можно дома держать такой оберег. На Урале мы прожили 42 года, и вот мы вернулись на Родину.
На снимке: чиланцы (вторая справа – т. Надя)
Оставить сообщение: