Эти предания записаны в 1908 году в селе Мадыр (Шорлар) Сергеем Ефимовичем Маловым (1880-1957), российским и советским лингвистом, востоковедом-тюркологом.
Малов, будучи студентом Восточного факультета, был командирован в Томскую и Енисейскую губернии для лингвистических исследований. Исследуя наречия кузнецких татар, ученый общался с жителями Матура.
Так, Иван Тартыгашев, слепой сказочник, языческое имя Толбай, рассказал историю о таймене и предание о горе Хан-сын:
«В весеннюю пору я отправился промышлять за рыбою неводом. Сеть в воде отчего-то двигалась. Когда я пришел и лишь только посмотрел – вижу: что-то лежит, похожее на колодину. Чтобы убить, ничего с собой у меня не было: ни камня, ни топора, ни остроги, ни ножа. Подойдя, я сел верхом на этот предмет. Разорвавши невод, таймень отправился дальше, а я упал навзничь и тем спасся.
…К этому Ханскому хребту пришел из сойотской земли хан. Если кто посмотрит на хребет, то увидит как бы сияние от золотого меча. Это сияние происходит от находящегося и летом в ложбинах горы снега. Там они, хан с войском, кололи скот. Заколовши, жарили кровь. Гадали по лопатке. Линии лопатки говорят хану: пока варится пища, ты умрешь. Хан сказал: «Как я умру?» Кровь попала в дыхательное горло хана. И после этого заставила отлететь душу хана, и он умер. Кости трех людей лежат на Ханском хребте: около могилы хана погребли и двух его зайсанов. После этого, какие народы не приходили сюда, все по числу своих племен клали камни. В развалинах их зимовок находили золотые и серебряные седла, ружья, мечи и другие вещи. Поэтому-то эта гора и называется Ханским хребтом».
Со слов Т.С. Штыгашева записаны обычай и загадка.
«В нашей земле у шорцев есть обычай: если у кого-либо родится первый ребенок, тот человек в этот день денег никому не дает; если же даст, то говорят, что счастья не будет.
Загадка: что нельзя повесить на гвоздь? (Яйцо)»
Отчет о командировке опубликован в журнале «Известия Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии», №9 за 1909 год.
В фонде библиотеки собраны воспоминания старожилов села Кривощековой Е.Т. (1921 г.р.), Ивановой А.Т. (1937 г.р.), Ершовой М.Г., Богдановой М.М., Чучумакова А.Н.
О топонимике Матура
Аэродромная – название улицы. На вершине рядом стоящей горы в 50-70-х годах 20 века был аэродром для «кукурузников», совершавших регулярные рейсы до Таштыпа и Абакана. Он проработал до постройки шоссейной дороги до Таштыпа и открытия регулярных автобусных рейсов.
Мельничный лог. Лог, в котором стояла мельница, обеспечивающая мукой все пекарни Матурского сельсовета в военные и послевоенные годы. Сгорела в конце 50-х годов 20 века.
Бобровский мост. Мост по дороге на Балахташ, по имени трагически погибшего здесь тракториста Матурского леспромхоза Василия Бобровского.
Силосный Лог (на снимке). До настоящего времени сохранились в нем ямы для силоса, использовавшиеся во время работы откормочной фермы №3 Абазинского совхоза.
Монастырский лог. С 1911 по 1925 годы в логу стоял Храм, школа и хозяйственные постройки Иверской женской общины Алтайской духовной миссии.
Маралий лог. В 1930-1940 годах здесь работала звероферма Матурского колхоза «Шаг пятилетки». Разводили маралов, лис, енотов.
Андрагол – лог, где поселился Иван, – название первой улицы села. Место, где поселился переселенец с Мрасса в середине 19 века.
Сухой Лог – название улицы, не имеющей ручья.
Батаевский мост. Мост через Куляву, разрушенный наводнением в начале 21 века. Мост назван по имени проживающего рядом Василия Батаева.
Е. Иванова,
заведующая Матурской библиотекой
Оставить сообщение: