В Таштыпском районе акция проходила в здании ТОШ-И №1. В 10 часов нас, смелых родителей, уже ждали педагоги школы №1 и специалисты управления образованием Таштыпского района.
Сразу скажу, что рамки металлодетектора у нас не было. И наверное сотовый можно было пронести, чтобы подглядеть как пишутся «жи» и «ши». Ведь у наших детей перед нами было одно преимущество – они русский язык изучали вчера, а мы двадцать лет назад.
Надо сказать, что нынче в процедуру ЕГЭ внесено одно существенное изменение – теперь КИМы, то есть контрольно-измерительные материалы единого госэкзамена распечатываются прямо в аудитории. Раньше их просто извлекали из запечатанного конверта, теперь в конверте – диск, на нем файлы бланков с заданиями.
Все это нам подробно объясняют, как и уже известное, что на ЕГЭ не может быть никаких телефонов, планшетов, средств видео- и фотосъемки, можно взять воду, лекарства и какой-то перекус. И верите-нет, уже от этих строгостей холодок по спине бежит. И даже нам, жизнь прошагавшим до середины, становится слегка не по себе. Фотоаппарат, который в порядке исключения мне разрешили с собой пронести, тут же хочется спрятать за пазуху или добровольно сдать. Но не сдаю – профессия обязывает.
Да, спроси меня сейчас, что было тяжелее всего – атмосфера. Если на свой школьный выпускной экзамен я шла в каком-то радостном волнении, то тут волнение давит, оно отчего-то с долей страха.
Проходим в класс, рассаживаемся по одному за партами. И пока в какой-то звенящей тишине распечатывают КИМы, волнение доходит до высшей точки. И в самом деле становится страшно не сдать, «опозорить сына».
«Надо сказать ему, чтобы взял с собой успокоительное», – первая здравая мысль. А ведь мне по результатам ЕГЭ не поступать. Каково же нашим детям?!
Сложности начинаются при заполнении регистрационного листа, пальцы, привыкшие к клавиатуре, буковки выводят корявые-корявые. А эти самые буковки должны строго соответствовать образцу шрифта, расшифровывать будет искусственный интеллект компьютера. А вдруг не то прочтет?
Наверное педагоги замечают наши трудности, потому что тут же поясняют, что детей заполнять листы учат заранее, и с образцом шрифта они знакомы. В помощь написанные на доске подсказки – «код образовательного учреждения», «код региона», образцы заполнения граф и ячеек.
Ну, вот, листы заполнены, начинается отсчет экзаменационного времени. Нам дают всего полчаса. У детей будет четыре. Но у нас семь тестовых заданий и сочинение. У них тестов будет гораздо больше. Но и по усеченному варианту выводы можно делать.
Как ни странно, когда начинаешь решать тесты ЕГЭ, волнение несколько ослабевает, но не уходит.
Когда после осмысливала задания, они казались несложными. К примеру, выбрать слово с неверным ударением, определить какое предложение точнее выражает мысль текста, найти слово с проверяемой гласной в корне.
Что подводило? Собственная неуверенность. Даже заведомо зная, что в слове «лилась» ударение падает на последний слог, минут десять спрашивала себя, а не ошибаюсь ли я? Откуда она вылезла эта странная неуверенность?
В итоге на сочинение, которое для журналиста написать не проблема, у меня просто не осталось времени. И не только у меня. На сочинение времени не хватило всем. Между тем, на нем можно заработать до 25 баллов.
Кстати, само сочинение – это совсем не то, что сдавали мы. Чтобы его написать, достаточно ответить на вопросы, которые есть в задании к нему. Главное, внимательно их читать! Нам, будем честны, было куда как сложнее, нам давали лишь тему. Например, «Женские образы в романах Достоевского». И чистые листы. А тут в самом тексте задания уже спрятаны подсказки. И при умении мыслить и собрать из трех слов предложение, владея хотя бы минимумом понятий – «тема», «основная мысль», написать сочинение на ЕГЭ несложно.
– Сыну скажу, чтоб начинал с сочинения! – вырывается вслух.
– Если он тестовую часть не решит, его сочинение никто читать не будет, – поясняют учителя.
Да, дилемма. Остается один выход, учить сына рассчитывать свои силы и время. И верить в себя.
– Сложное испытание? – спрашивает с улыбкой директор ТОШ-И №1 Надежда Владимировна Карпова.
– Да! – почти хором.
За стенами школы волнение уходит и приходит стыд за «зудежку» и «долбежку»: «Не опозорь, только попробуй не сдать!». Ему и так непросто. Он и так волнуется. Хоть и виду не подает. Ощущение такое, что вокруг ЕГЭ кто-то намеренно создал атмосферу страха. Вся эта помпезная суровость, список запретов, пропечатанных едва ли не на каждом листе КИМа, металлодетектор, видеонаблюдение – тот еще прессинг. Страх сделать что-то не то, не сдать, завалить доводится в такой атмосфере до точки кипения. А ведь в центре клубка строгостей, суровостей, давящего духа – подросток. И все эти родительские нотации совершенно неплодотворны, они даже вредны.
Простите меня, организаторы несомненно полезной акции, я наверное делаю совсем неверный, даже абсурдный вывод. Но приду домой и скажу сыну, что даже если он не сдаст ЕГЭ – жизнь от этого не закончится. Я не стану его меньше любить, мы просто попробуем пересдать не сейчас, так через год. И никаких: «Попробуй только не сдать!». Надо попробовать научить сына не бояться ЕГЭ. Относиться к нему как к важному, но всего лишь очередному этапу в жизни.
Ему сейчас нужна не «долбежка», а поддержка. И поддержка деятельная, спокойная. И помочь ему пройти через чистилище ЕГЭ – это мой родительский экзамен.
– Сын, – звоню ему, – ты чего в ЕГЭ боишься больше: тестов или сочинения?
– Сочинения, – отвечает он.
Почему я не спросила его об этом раньше? Теперь я знаю как ему помочь.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: