– Виктор Николаевич, давайте начнем с цифр, какова протяженность дорог Таштыпского района.
– Более шестисот километров, если точнее 676,2 км автомобильных дорог и 70 мостов. Из них: 310,2 км и 21 мост – это дороги местного значения администрации района и поселений, 235 км находится в ведении Республики Хакасия, 131 км – Республики Тыва.
– И все они находятся на территории нашего района?
– Да.
– Внушительный километраж, мне казалось – ну 120-150 километров. А качество этих дорог? То есть в массе своей – это асфальтовые дороги, грунтовые, гравийные?
– Доля дорог с твердым покрытием чуть больше 40% или 242 км, с гравийным – 36% (это 244 км), и 23% – грунтовые (154 км). Что же до качества, повторю, общая протяженность дорог местного значения – 310 км, из них 142,6 км не отвечают нормативным требованиям.
– Почти половина?
– Немного меньше – 45,9%. Но среди районов Хакасии мы – в печальных лидерах. В Алтайском районе этот показатель равен – 38%, в Аскизском – 20%, Бейском – 20%, Усть-Абаканском – 39%
– И в чем причина?
– Дорожное строительство и содержание дорог – это очень дорогое удовольствие. Но чтобы таштыпцы не чувствовали себя обделенными, приведу такой факт – 60% всех дорог России не соответствуют нормативам. Президент поставил задачу довести до уровня соответствия 50% дорог страны. Кстати и по Республике Хакасия доля таких дорог тоже не выше 50%.
– Печально, конечно, но давайте к дорогам и проблемам местного значения. Во сколько обходится району содержание дорожной сети?
– Если говорить конкретно о дорогах местного значения поселений и администрации района, то на их содержание в дорожные фонды поступило 15 миллионов 78 тысяч 350 рублей – освоено 12 миллионов 509 тысяч 62 рубля.
– А почему освоено меньше, чем поступило? Если учесть, что средств сейчас везде и всюду не хватает, несколько странно, что могут быть какие-то неосвоенные средства дорожного фонда.
– В основном их не сумели освоить сельсоветы. На сто процентов с поставленной задачей справился только Таштыпский сельсовет. Было в фонде миллион четыреста девяносто две тысячи – все они ушли на ремонт и содержание дорог. А у остальных… вот, смотрите. Анчулский сельсовет из 605 тысяч рублей потратил только 140,6 тысяч рублей – 23%. Это самый низкий показатель. Чуть больше у Бутрахтинского сельсовета – 25%, из 242 тысяч рублей освоено 60 тысяч. В остальных сельсоветах ситуация гораздо лучше. К примеру, в Большесейском – 97%, из 464 тысяч на ремонт и содержание дорог израсходована 451. На 90% освоен дорожный фонд Матурским сельсоветом, на 89% – Нижнесирским.
– А в чем причина неосвоения? Дороги в ремонте не нуждались?
– Одна из причин – отсутствие карьеров. Нет карьера – нет гравия, нечем отсыпать улицы. Скажем, если в Таштыпском сельсовете карьер есть, там и дорожный фонд на все 100 процентов пущен в дело. Управление муниципальным имуществом администрации района проводит работу по оформлению земельных участков под карьеры. Но это вопрос не одного дня и даже не одного месяца.
– Сезон для ремонтов у нас короток, можно прогнозировать, что и дальше средства не будут использоваться полностью?
– Не думаю, Таштыпский сельсовет готов на первоочередные нужды поделиться гравием. Расходовать средства фонда можно еще на межевание улиц, на разработку проектно-сметной документации, на уличное освещение. Из сложившейся ситуации выводы сделали все.
– Понятно, что проблем с дорогами всегда хватает, и все-таки какие первоочередные задачи необходимо решить?
– В 2019 году по муниципальной программе «Развитие автомобильных дорог» планируется освоить 2 миллиона 797 тысяч 400 рублей – на содержание, ремонт, реконструкцию дорог, относящихся к ведению администрации Таштыпского района. В том числе это софинансирование реконструкции дорог Нижний Курлугаш – Верхний Курлугаш и Чиланы – Кирово – Харачул.
– Да, памятные дороги. Их реконструкции в этом году завершат?
– Завершат. И скажу так – это значимое событие для района. Строительство дороги, что свяжет Харачул и Чиланы, идет уже пять лет. За эти годы сделано 14,8 км из 21, освоено 36 миллионов 567 тысяч 937 рублей. В 2019 году отправлена заявка в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия на выделение субсидии на завершение работ. Необходимо еще 28 миллионов, эти средства позволят пройти последние 7 километров дороги и завершить её реконструкцию. Эти средства республика выделяет. Также будет введена в эксплуатацию и обновленная дорога на Верхний Курлугаш. В её строительство уже вложено из бюджетов трех уровней 30 миллионов 168 тысяч рублей. Нынче одобрена заявка на субсидию из республиканского бюджета в размере 91 миллиона 443 тысяч рублей. И работы будут завершены.
– Буквально недавно были в Анчуле, люди спрашивают, когда же будет асфальтироваться дорога до их села? Не обрадуете?
– Увы, нет. И даже на 2020 год не обрадуем. Об асфальтировании дорог в текущем году речи не идет. Мы же все прекрасно понимаем, в каком положении находится сейчас республика. Надо сказать, наш район и так не обижают. Помимо средств на завершение реконструкций дорог мы получили новый автогрейдер. Он будет полезен не только при уборке снега, но также сможет грейдировать дороги летом во всех поселениях.
– А что у нас с дорогами в малых селах?
– В 2018 году в рамках республиканской программы «Развитие транспортной системы Республики Хакасии» в 15 малых селах из 16 выполнен ремонт улиц, отремонтировано 18,2 километра. Могу порадовать арбатцев. В 2020-2021 годах планируем приступить к реконструкции дороги Малые Арбаты – Большие Арбаты. Стоимость работ – 120 миллионов рублей. Вопрос находится на контроле Минтранса Республики Хакасия.
– Мы как-то радостно рапортуем – там сделаем, там решим, складывается впечатление, что проблем у нас с дорогами нет.
– Их не может не быть. И они всегда будут. Дорожное покрытие имеет свои сроки службы, и эксплуатировать его необходимо в соответствии с техническими требованиями. Одна из проблем – дороги регулярно разбивают тяжелыми лесовозами. На это жалуются в большинстве поселений – разрушаются мосты, страдает дорожное покрытие. Необходимо обеспечить весовой контроль, а также ограничить движение грузового транспорта частных лесозаготовителей в весенний период.
И самое тяжелое для нас – это направление Абаза – Ак-Довурак. Дорога находится в собственности Республики Тыва, но проходит по территории нашего района. 121 километр проблем. Дорога пролегает по сложной местности – горы и перевалы, несколько раз пересекает реки. Все мосты в аварийном состоянии, дорожные ограждения разрушены, покрытие с каждым годом все больше приходит в негодность. В 2016 году было проведено обследование этой дороги вневедомственной комиссией, составлен акт аж на 7 листах. Прокуратура Таштыпского района и Правительство Республики Хакасия делают все возможное, чтобы изменить ситуацию, но проблема остается по-прежнему актуальной. Сейчас решают вопрос о передаче этого участка на федеральный уровень. Ждем результатов.
– Давайте подведём итоги. Как вы сказали, 45,9% наших дорог не соответствуют нормативным требованиям. Но в планах завершение реконструкции и ремонта дорог на Харачул и Верхний Курлугаш. Можно сказать, в какой мере снизится пугающая цифра несоответствия?
– Да, безусловно. По окончанию работ соотношение «ненормативных» дорог будет снижено до 38%.
– Не много…
– С учетом экономических реалий – это скорее не мало, 118 километров будут безопасны для наших жителей.
– По принципу «курочка по зернышку клюет»?
– Нет, по принципу – делай все возможное в рамках возможностей. И мы делаем.
Наталья Ковалева
Оставить сообщение: