После летних каникул, когда не было занятий и режим дня был свободным, организму ребенка необходимо время для перестройки. Особенно тяжелый период – это первые 2-3 недели занятий в школе. В этот период тяжело всем школьникам, но особенно первоклассникам (в сентябре многие часто болеют).
Как помочь ребенку?
Самое простое и элементарное – соблюдение режима, это позволит сохранить физическое и психическое равновесие.
После занятий в школе первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть (лучше всего активные игры на свежем воздухе). Если ребенок ослабленный ему необходим дневной сон в проветренной комнате в течение 1,5–2 часов. Затем можно приступить к выполнению уроков (пики мозговой активности 9-12 часов и 16-18 часов). Очень важно уложить ребенка вовремя спать в 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, наш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Постарайтесь чтобы ребенок регулярно занимался физкультурой, играл в любые подвижные игры на свежем воздухе (в общем 3-4 часа в сутки). Это будет способствовать его нормальному росту и развитию, а в мозгу сформируется очаг радостного возбуждения.
Перед началом занятий в школе у ребенка могут появиться перепады настроения, капризы, истерики – это значит, что он находится в стрессовом состоянии. Ваш ребенок готовится вступить в новую, неизвестную жизнь, а все капризы ребенка – это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. Поэтому не надо кричать на ребенка, наказывать его физически, а просто разговаривайте с ребенком в спокойном тоне. Постарайтесь уделять ему больше внимания, это так важно для него.
Немаловажное значение имеет развитие у ребенка умения общаться со сверстниками, планировать свою работу, анализировать полученный результат, слушать и реагировать на действия учителя.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняет его.
Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости – консультации профессиональных психологов.
Что не нужно делать родителям?
Т. Крылысова,
врач по медицинской профилактике ГКУЗ РХ «Республиканский центр общественного здоровья и медицинской профилактики»
Оставить сообщение: