Качество образования должно стать выше

05:41 27.01.2017
Качество образования должно стать выше

Система образования Таштыпского района в 2016 году представлена 18 муниципальными образовательными организациями, имеющих статус самостоятельных юридических лиц. Они оказывают образовательные услуги по предоставлению дошкольного образования, воспитанию и содержанию ребенка в дошкольной образовательной организации, организации предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного, среднего образования по основным общеобразовательным программам, предоставлению дополнительного образования.

Предоставление общего образования обеспечивают 11 общеобразовательных организаций, из них:  9 – средних, 1 – основная, 1 – начальная.

Реализацию программ дополнительного образования осуществляли «Таштыпский ЦДТ» и ДЮСШ, в которых занимаются 1677 школьников.

В сети дошкольных образовательных организаций 6 детских садов – со статусом детского сада общеразвивающего вида и 3 дошкольных отделения при Анчулской, Матурской, Бутрахтинской школах.  

Дошкольное образование

В управлении образования предоставляется электронная услуга «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования». По данным на 31 декабря 2016 года на территории Таштыпского района проживают 1494 ребенка дошкольного возраста. Детские сады посещают  595 детей.

В 2016 году полностью решена проблема очередности для детей в возрасте от 3 до 7 лет (100% доступность). Несмотря на работу по увеличению количества мест в детских садах, проблема ликвидации очередности на территории района еще не решена полностью для детей в возрасте от 0 года до 3 лет (в очереди состоят 108 детей). Это связано и с увеличением рождаемости и ростом желаний и потребностей родителей отдать ребенка в детский сад, так как фактический возраст по предоставлению места в ДОУ составляет сейчас с 1 года.

Муниципальный этап конкурса «Педагог дошкольной образовательной организации – 2016» проходил с 10 февраля по 10 марта 2016 г. В конкурсе приняли участие 4 воспитателя, 1 учитель – логопед и 1 психолог. По итогам конкурса призерами стали А.Н. Карелина – психолог детского сада «Рябинушка» и С.В. Булаева – воспитатель детского сада «Солнышко», победителем стала О.В. Карамашева – воспитатель детского сада «Рябинушка».

Общее образование

Охват общим образованием – один из важнейших показателей для характеристики системы образования.

В общеобразовательных организациях района на 1 сентября 2016 года обучается 2134 учащихся (аналогичный период прошлого года – 2117) из них: 1-4 класс – 936, 5-9 класс – 922, 10-11 класс – 155.

Средняя наполняемость классов – 14.3, при плановом показателе по РХ – 18. Численность учащихся, приходящихся на одного учителя – 7.9,  по РХ – 10.7.

Итоги  успеваемости за первое полугодие 2016/2017 учебного  года следующие: итоговую аттестацию прошли 1759 учащихся, из них 35 отличников и 615 ударников. Количество отличников и ударников по району составило 37,6%. Выше районного показателя у 7 школ – Малоарбатской, Арбатской, Бутрахтинской, Матурской, ТОШ-И №1 и Имекской.

Показатель качества освоения стандартов выполнили 6 школ.

Анализ выполнения муниципального задания общеобразовательными организациями показал, что по району не выполнен показатель «Средний балл по результатам ЕГЭ по предметам – профильное «математика» и «русский язык».

Все показатели выполнены Имекской СОШ. Один показатель не выполнен Бутрахтинской СОШ.

По два показателя не выполнено в следующих общеобразовательных организациях: Арбатская, Малоарбатская, Матурская школы, ТОШ-И №1, ТСШ №2.

Учебные результаты

Государственная итоговая аттестация в 9-х классах проходила в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ).

В 2016 году выпускники 9-х классов сдавали обязательно 4 экзамена: два обязательных – русский язык, математика и два по своему выбору, но на выдачу аттестата результаты экзаменов по выбору не влияли. В форме ОГЭ по математике и по русскому языку сдавали 172 учащихся, 1 выпускник проходил ГИА в форме ГВЭ. Успешно прошли ГИА 156 человек (90.7%). В сравнении с прошлым учебным годом это на 7.2% ниже.

Получили неудовлетворительные результаты по математике 16 выпускников. На данный момент 11 учащихся находятся на повторном обучении, 5 – обучаются в ПУ-16.

Анализ результатов экзаменов показал, что качество знаний, средняя оценка учащихся по двум обязательным предметам имеет отрицательную динамику.

В 2016 году экзамены по выбору сдавал 341 учащийся. Наиболее востребованным в этом году являлось обществознание (56.7%, в прошлом году – 11.6%), география (43%, в прошлом году – 4.1%), биология (40.7, в прошлом году – 11.6%).

По результатам ОГЭ был составлен рейтинг школ Таштыпского района: 1 место – Верхташтыпская школа, 2 – Малоарбатская, 3 – Бутрахтинская, 4 – Арбатская, 5 – Большесейская, 6 – ТОШ-И №1, 7 – ТСШ №2, 8 – Имекская, 8 – Матурская.

Для улучшения качества образования разработана «Антикризисная программа повышения качества образования в Таштыпском районе на 2016-2017 учебный год».

Участниками ЕГЭ – 2016 в районе в основной период стали 88 выпускников школ.

По русскому языку в ЕГЭ приняли участие 88 выпускников из 7 школ района. Все учащиеся преодолели порог успешности (24 балла), средний балл по району составил 60.8 балла, в 2015 году – 58.5.

Лучшие результаты по русскому языку показали выпускники школ: ТСШ №2, Бутрахтинской и Матурской.

По русскому языку 8 учащихся набрали более 80 баллов, в прошлом году – 4 человека.

Впервые в районе выпускница «ТОШ-И №1» Наталья Дубко набрала 100 баллов (учитель А.К. Боргоякова). Валентина Кактоякова «ТСШ №2» – 93 балла (Ж.В. Хохоликова). Татьяна Сыргашева «ТОШ-И №1» – 88 баллов (А.К. Боргоякова). Надежда Сидеева «ТСШ №2» – 88 баллов (Ж.В. Хохоликова). Валентина Корнаухова Матурская школа – 86 баллов (Н.Д. Блюм). Валентина Поваренко «ТСШ №2» – 83 балла (Ж.В. Хохоликова). Дина Сагалакова Малоарбатская школа – 83 балла (Л.К. Сагалакова). Рада Кулумаева Бутрахтинская школа – 81 балл (П.Г. Чебочакова).

Второй год математика разделена на 2 уровня – базовый (оценивается по 5-бальной шкале) и профильный (оценивается по 100-бальной школе).

Базовый уровень выбрали все выпускники района (88 человек). Не справились с работой 3 человека (ТОШ-И №1 – 2, Матурская школа – 1). После пересдачи 2 учащихся так и не преодолели порог успешности (ТОШ-И №1 и Матурская СОШ).

В 2016г. качество знаний по русскому языку 98,7%, средний балл – 4,2.

Профильный уровень выбрали 58 выпускников, что составляет 65.9% от общего количества.

В 4-х школах из 7-ми есть выпускники, не сдавшие профильный уровень математики. В районе 11 человек (19%) от числа сдававших. Высший балл – 74.

Это говорит о низкой математической подготовке школьников. Средний балл по району составил – 37,4% (в прошлом году – 41%).

Лучшие результаты по математике (по среднему баллу) показали выпускники Имекской, Бутрахтинской, М-Арбатской школ.

В целом выбор предметов остается на уровне предыдущих лет. Самыми выбираемыми предметами являются обществознание (64.8%) и биология (30.7%). Снижается количество выбравших географию, информатику, литературу и химию, увеличивается число выбирающих физику, историю, обществознание и биологию.

По результатам ЕГЭ был проведен мониторинг, который позволяет определить рейтинг школ. 1 место – Имекская школа, 2 – ТОШ-И №1, 3 – Арбатская, 4 – М-Арбатская, 5 – Бутрахтинская, 6 – ТСШ №2, 7 – Матурская.

Воспитательная деятельность

2016 год в Республике Хакасия был объявлен Годом памяти  нашего земляка, первого шорского писателя Ивана Матвеевича  Штыгашева, чья миссионерская и литературная деятельность значима  не только для Хакасии, но для народов, проживающих на территории  Саяно-Алтайского нагорья.

В течение 2016 года во всех образовательных организациях проведены мероприятия, посвященные 155-летию со дня рождения хакасского писателя, миссионера Ивана Матвеевича Штыгашева:

Муниципальные:

  • 19 февраля в «ТСШ №2» – конкурс чтецов «Певец земли таштыпской». Приняли участие 10 образовательных организаций.
  • 26 февраля в Бутрахтинской школе – конкурс «Албынжи» – 5 образовательных учреждений.
  • 16 марта в «Таштыпской школе-интернат №1» – фестиваль «Родной язык – моя душа, мой мир» – 9 образовательных учреждений.
  • 13 апреля в образовательных организациях проведен единый  муниципальный урок, посвященный И.М. Штыгашеву – 11 образовательных учреждений. 
  • 18 апреля в Матурской школе состоялась научно-практическая конференция учителей – все образовательные учреждения.
  • Семинар учителей русского языка и литературы на базе Матурской школы.
  • 3 сентября состоялась этнокультурная экспедиция по местам  И.М. Штыгашева для взрослых участников.
  • 27 октября в г. Абакане – участие педагогов с докладами, мастер-классом в Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий», посвященная 155-летию со дня рождения хакасского просветителя, писателя, лингвиста, географа Ивана Матвеевича Штыгашева (8 педагогов Таштыпского  района).
  • 28 октября в с. Матур – закрытие Международной научной конференции «Народы и культуры Саяно-Алтая и сопредельных территорий» – приняли участие все образовательные учреждения.
  • 25 ноября в Бутрахтинской школе – межрайонная научно-практическая конференция учащихся «Сохранение родных языков в мультикультурном социуме» с приглашением учащихся Таштыпского и Аскизского районов, родителей, руководителей, педагогов образовательных организаций Таштыпского района, глав сельсоветов, общественной организации «Алтынай», шорских общин, журналиста газеты «Земля  таштыпская».
  • 23 декабря в Большесейской школе прошел завершающий праздник-конкурс «Живи, народная душа», посвященный 155-летию со дня рождения хакасского писателя, миссионера И.М. Штыгашева.

В образовательных организациях (школах, детских садах) проводились тематические классные часы, беседы, открытые уроки, литературные викторины, творческие выставки, конкурсы сочинений, стихотворений, конкурсы рисунков, выставки в  школьных библиотеках, спортивные соревнования. Участие школьников, воспитанников, родителей и воспитателей в конкурсе Совета депутатов Таштыпского района, посвящённого И.М. Штыгашеву.

В детском саду «Чылтызах» в апреле посажена «Рябиновая аллея» в честь нашего земляка.
За 2016 год образовательные организации приняли участие в мероприятиях муниципального, регионального, федерального уровней.

Дополнительное образование    

«Таштыпский ЦДТ» осуществляет обучение и воспитание детей   по следующим направленностям: художественная, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Организована работа в 82 учебных группах, количество воспитанников 1203.

Образовательная деятельность в учреждении ведется посредством 27 дополнительных общеобразовательных программ.

Средняя наполняемость групп в ЦДТ – 13,4 чел. Сохранность контингента остаётся стабильной, в этом году составила 100%.

Организационно-массовая работа

Система воспитательной и культурно-массовой работы ЦДТ включает мероприятия муниципального уровня. Проведены мероприятия: по туризму – 3, физкультурно-спортивные – 3, социально-педагогические – 5, патриотические – 5, художественные – 16, воспитательные и досуговые мероприятия для воспитанников ЦДТ.

В 2016 году в  ЦДТ проведено 74 мероприятия разных направленностей: спортивная – 11, художественно-эстетическая – 12, туризм – 3, социально-педагогическая – 23, гражданско-патриотическая – 9, досуговая – 9.

Охват детей внеучебной деятельностью составил 5379 человек.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Детская юношеская спортивная школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с этапами многолетней подготовки обучающихся по таким видам спорта, как: волейбол, футбол, легкая атлетика, лыжные гонки, бокс, вольная и греко-римская борьба, настольный теннис. И имеет хорошие результаты. Контингент занимающихся на 31 декабря 2016 года в спортивной школе – 477 учащихся.

За  2016 год коллективом спортивной школы было проведено 18 спортивно-массовых мероприятий муниципального уровня и 4 соревнования регионального уровня. Воспитанники приняли участие в соревнованиях различного уровня (муниципального, регионального, федерального).

По итогам 2016 года лучшими спортсменами СШ стали воспитанники тренеров-преподавателей по вольной борьбе: А.Г. Трушина,  Ю.Н. Тюмерекова, Л.П. Бутанаева, М.И. Сагалакова, по лыжным гонкам – Г.Г. Кужакова, по греко-римской борьбе – К.А. Тодозакова, по легкой атлетике – Т.И. Карамашевой, по боксу – В.П. Ултургашева, С.Г. Чильчигешва, по тяжелой атлетике – В.М. Еркибеева.

В 2016 году было завершено строительство спорткомплекса им. В.В. Майнагашева, которое передано в оперативное управление МБУ «ТСШ»  на основании Постановления администрации Таштыпского района №455 от 25.08.2016 г., также спортивная школа арендует на безвозмездной основе спортивные залы общеобразовательных школ района, СДК, РДК для проведения тренировочных занятий.

Финансирование образования

Финансирование учреждений образования Таштыпского района в 2016 году осуществлялось за счет средств бюджета Таштыпского района, субвенций республиканского бюджета.

Финансирование образовательных организаций Таштыпского района за 2016 год составляет 215785,4 тыс. руб., в том числе: за счет средств бюджета Таштыпского района в рамках программы «Развитие системы образования в Таштыпском районе на 2014-2016 годы» на выполнение муниципального задания в  сумме 40629,3 тыс. руб, подпрограмма «Школьное питание» в сумме 195,7 тыс. руб., в рамках программы «Социальная поддержка граждан Таштыпского района на 2014-2016 годы» подпрограмма «Организация отдыха, оздоровления детей в Таштыпском районе на 2014-2016 годы» в сумме 252,8 тыс. руб, в рамках программы «Организация временного трудоустройства школьников в возрасте от 14 до 18 лет в Таштыпском районе на 2014-2016 годы» в сумме 250,0 тыс. руб., в рамках «Развитие физической культуры и спорта в Таштыпском районе на 2014-2016 гг.» в сумме 227,9 тыс. руб.

Общая сумма финансирования системы образования Таштыпского района за 2016 год составляет 380.546,3 тыс. руб., в том числе: содержание общеобразовательных организаций составляет 32%, содержание школы-интерната – 4,0%, содержание организаций дошкольного образования – 37%, содержание организаций, осуществляющих программу дополнительного образования – 29%; за счет средств республиканского бюджета в рамках программы «Развитие образования в Республике Хакасия (2016-2020 годы)», утвержденную постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 г. №556 в сумме 221104,1 тыс. руб.,  в рамках подпрограммы «Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» 1098,0 тыс.рублей, подпрограмма «Школьное питание» – 722,0 тыс. руб.

В рамках программы «Развитие физической культуры и спорта в Республике Хакасия на 2010-2015 годы» приобретено спортивное оборудование для стадиона на сумму 621,9 тыс. руб.

В рамках программы «Школьный спорт» в Бутрахтинской школе проведен капитальный ремонт спортивного зала на сумму 1431,6 тыс. руб., оснащение спортивным оборудованием на сумму 242,5 тыс. руб., в Арбатской школе выполнено строительство открытого спортивного плоскостного сооружения на сумму 399,95 тыс.руб. (федеральный бюджет 1401,0 тыс. руб., республиканский бюджет 233,0 тыс. руб., местный бюджет 440,0 тыс. руб.)

В рамках программы  «Энергосбережение» выполнены капитальные ремонты котельных в Имекской и Верхташтыпской школах на сумму 2020,2 тыс. руб., в том числе республиканский бюджет 2000,0 тыс. руб., местный бюджет 20,2 тыс. руб.

За счет иных субсидий из местного бюджета с целью создания оптимальных и безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников в муниципальных бюджетных учреждениях на реализацию мер, связанных с безопасностью образовательного процесса направлено 1702,0 тыс. руб., в том числе:

  • выполнение целевого показателя «Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми – инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций Таштыпского района» выделены средства на установку пандуса в Бутрахтинской школе в сумме 174,0 тыс. руб.;
  • подготовка к отопительному сезону – ремонт котла в Матурской школе на сумму 500,0 тыс. руб, монтаж бака в насосной Малоарбатской школе – 155,0 тыс. руб., профилактика работы модульных котельных в Малоарбатской и Бутрахтинской школах – 62,0 тыс. руб, очистка, промывка котлов в Арбатской школе – 30,0 тыс. руб., ремонт водонапорной башни в Большесейской школе – 77,0 тыс. руб., ремонт котельной в детском саде «Березка»  – 123,8 тыс. руб.

На реализацию мер, связанных с созданием условий безопасного образовательного процесса профинансировано 2444,8 тыс.руб. (обслуживание систем пожарной сигнализации, услуги дератизации, дезинфекции, обработка деревянных покрытий).

Кадровый потенциал системы образования

В образовательных организациях работают 369 педагогических работников, в школах – 264, в дошкольных организациях – 77, в организациях дополнительного образования – 28.

В настоящее время имеют высшее профессиональное образование – 64%  педагогов, средне-специальное – 14%, обучаются заочно и проходят переподготовку – 22%. Анализ показывает, что улучшились показатели образовательного ценза педагогических работников. Сократилось число педагогов со средним педагогическим образованием.

Работа структурного подразделения по опеке и попечительству

По состоянию на 1 декабря 2016 года в Таштыпском районе проживают 4370 детей в возрасте до 18 лет. На учете в секторе опеки и попечительства состоят 193 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего на территории проживают 36 приемных семей, в которых воспитываются 83 ребенка. В 95 опекунских (попечительских)  семьях содержатся 110 детей.

За период работы с 01.01.2016 по 01.11.2017 г. было выявлено 18  детей, оставшихся без попечения родителей, из которых на данный момент 8 – устроены в замещающие семьи, 7 – переданы под предварительную опеку, 3 – возвращены биологическим родителям.

При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, приоритет отдается устройству в семьи граждан. С этой целью ведется поиск родственников, изучается их личность, возможности принятия ребенка в семью.

Также специалистами развернута работа по поиску, подбору и обучению граждан, желающих стать замещающими (приемными) родителями. Обучение в школе замещающего родителя прошли 10 граждан, приняли на воспитание детей – 8. За 2016 год за консультацией по вопросам создания приемной семьи обратилось 6 граждан. На конец года на учете в секторе опеки и попечительства Таштыпского района состоят 4 кандидата в замещающие родители.

По состоянию на 1 января 2017 года на территории Таштыпского района 147 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, включая лиц в возрасте от 23 лет и старше, состоят на учете на получение жилого помещения.

Активно проводится работа по информационно-просветительской пропаганде семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. Для этого используется, прежде всего, средства СМИ: районная газета «Земля таштыпская», «Таштыпский вестник», официальный сайт администрации МО Таштыпский район, где публикуется информация о детях, оставшихся без попечения родителей.  
Специалисты сектора опеки совместно с субъектами профилактики Таштыпского района проводят целенаправленную работу по профилактике социального сиротства.

За 2016 год проведено 150 обследований условий жизни несовершеннолетних в семьях, находящихся в социально опасном положении, оснований для изъятия детей при непосредственной угрозе их жизни, здоровью не выявлены. Специалистами сектора опеки и попечительства ведется работа совместно с отделом судебных приставов по защите алиментных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января этого года количество детей, воспитывающихся в замещающих семьях и имеющих право на получение алиментов составляет 125 человек, из них лишь 74 получают алиментное содержание от родителей, возбуждено исполнительное производство в отношении 111 родителей, лишенных родительских прав.

Подводя итоги работы управления образования в 2016 году, обозначились основные задачи на 2017 год:

  • Обеспечение государственных гарантий доступности и равных для всех граждан возможностей получения качественного образования.
  • Повышение профессиональной компетентности работников образовательных учреждений района.
  • Развитие воспитательного потенциала муниципальной системы образования, дополнительного образования детей, содействие социальному становлению молодых граждан, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей.
  • Совершенствование муниципальной системы оценки качества образования.
  • Расширение экономической самостоятельности и открытости деятельности образовательных учреждений.
  • Формирование современной информационно-технологической среды, сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение условий их безопасного комфортного пребывания в образовательных организациях.
521673

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы