Иоанн Матвеевич Штыгашев – миссионер, просветитель, писатель, родоначальник национальной литературы

10:30 31.10.2024
Иоанн Матвеевич Штыгашев – миссионер, просветитель, писатель, родоначальник национальной литературы

Сегодня личность Иоанна Матвеевича Штыгашева, шорского священника-миссионера, просветителя и переводчика, прекрасно владевшего русским литературным языком, хорошо известна на Алтае и в Горной Шории. Он оставил заметный след, став одним из основателей этих национальных литератур.

Иоанн Матвеевич родился в улусе Матур Кондомско – Корочерской волости Кузнецкого округа Томской губернии. В семье Штыгашевых было шесть сыновей, под влиянием старших братьев Иоанн изучил азбуку. Имея страстное желание овладеть грамотой, в 1877 году, самостоятельно отправился в училище села Кузедеево, за триста верст от Матура.
В миссионерском училище Иоанн Штыгашев проявил себя прилежным и старательным учеником. В 1882 году был отправлен в Казанскую учительскую семинарию, где три с половиной года упорно и настойчиво овладевал знаниями. Казанская учительская семинария считалась одной из лучших в России. Здесь наряду с богословскими дисциплинами изучали: славянский и русский языки, древнюю и новую русскую литературу, всеобщую литературу, теорию словесности и логику, педагогику, геометрию, физику, арифметику, алгебру, черчение и чистописание.
Казанский период стал особенно плодотворным в творческой деятельности Штыгашева. Уже в первый год обучения в семинарии ему было поручено начать перевод из священной истории Ветхого завета с алтайского языка на сагайское наречие. В следующем году – перевод из священной истории с алтайского языка на шорский. Оба перевода, как и переведённый им на шорский язык текст «Указание пути в царство небесное» были отпечатаны в Казани. Иоанн участвовал в печатании второго и третьего выпусков жития святых на алтайском языке, выполнил работу по печатанью четвертого выпуска жития святых. Завершил работу над шорским букварём, к написанию которого приступил ещё до поступления в семинарию. Семинарист Штыгашев принял участие в составлении шорского словаря. Известно, что Иоанн Штыгашев собирал фольклорные материалы. Свидетельство тому работа «Предания инородцев Кузнецкого округа о сотворении мира и первого человека», обнаруженная Алексеем Николаевичем Гладышевским в каталоге библиотеки Минусинского музея.
В 1884 году Иоанну Штыгашеву, как лучшему семинаристу, была представлена возможность совершить поездку по святым местам России. О посещении Киево-Печерской лавры, Оптиной пустыни, храмов Москвы, Троицко-Сергиевской лавры, монастырей, он рассказал в своей повести «Записки о путешествии алтайца в Киев, Москву и её окрестности». Этот труд юноши можно назвать подробным путеводителем, с краткими историческими экскурсами по особо почитаемым местам Русской православной церкви.
В 1885 году была написана и напечатана повесть «Поступление в училище и продолжение учения шорца (алтайца) Ивана Матвеевича Штыгашева». В книге речь идет о Шории, Матуре, родных и близких, годах учёбы в Улае (ныне Горно-Алтайск). Иоанн писал: «…отец мой был настойчивый человек и глубоко убежденный в важности грамоты. …судьба избрала меня учиться грамоте. Вот каким образом был впущен корень ученья грамоте в матурскую почву. …теперь есть много родителей, желающих учить своих детей». Повесть заканчивается словами: «Считаю священным своим долгом по окончании курса в учительской семинарии посвятить свои знания, все свои силы и всю свою энергию христианскому просвещению простых и бесхитростных сердцем своих соплеменников – жителей дорогой моей родины, снежного – горного Алтая».
В этот период личная жизнь Иоанна Штыгашева была полна горечи: умирает его престарелая матушка, родной брат Иосиф, возможности выехать на родину не было. В горестном отчаянии от смерти брата, он создает стихотворение на шорском диалекте. Художественный перевод на русский язык уникального образца поэтического произведения, впервые через 125 лет в 2008 году, осуществлён Натальей Ахпашевой.
Все произведения, созданные в годы учебы в Казани, говорят о том, что из Штыгашева мог бы получиться писатель, поэт. Но священный долг миссионера – помочь своему народу выбраться из потемок отсталой жизни был сильнее. И Иоанн Штыгашев взял на себя непомерную миссию, став священником и учителем-просветителем одновременно и отправился после окончания семинарии в апреле 1885 года в Матур.
Всю свою энергию он отдаёт обучению грамоте детей, борьбе против беспробудной темной жизни земляков. Вклад Иоанна Штыгашева в просветительскую деятельность коренного народа велик.
В 1889 году Штыгашев был возведен в сан дьякона, затем священника и рукоположен в Богоявленскую церковь Кондомского прихода. Плодотворная миссионерская деятельность продолжалась пять лет. Он рассказал о ней в «Записках кондомского миссионерского священника И. Штыгашева за 1894 год», опубликованных в Томских Епархильных Ведомостях. Иоанна Матвеевича вдохновляла на благие дела православная вера, труд миссионера и жертвенное служение Богу и людям.
В 1905 году отец Иоанн возвращается в Матур, в образованный Матурский церковный приход, самый отдалённый стан Алтайской духовной миссии. В 1906 году им были написаны записки «Поездка Преосвященного Иннокентия, епископа Бийского на Матур», опубликованные в Томских епархиальных ведомостях и Православном Благовестнике.
В 1906 году отец Иоанн начинает строительство новой церкви на сухом и возвышенном месте (где сейчас находится здание бывшего сельского Дома культуры). Завершилось строительство в 1909 году. Освящение церкви состоялось в июне, а в октябре она сгорела, от такого горя отец Иоанн слёг и полгода болел. В 1912 г. церковь была вновь выстроена и освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.
В 1913 году отец Иоанн был отправлен с миссионерской целью в Урянхайский край. По итогам поездки им были опубликованы записки «Поездка матурского священника в Урянхайский край в 1913 году». Путешествие описано с присущей автору правдивостью, наблюдательностью, авторскими выводами. Записки были переизданы Алексеем Гладышевским в 2006 году.
Продолжавшееся более полутора месяцев путешествие в Урянхай сильно подорвало не крепкое здоровье отца Иоанна: чахотка и ревматизм прогрессировали, приносили мучительные страдания. 13 ноября 1915 года патриот великой России скончался и был похоронен в Матуре, у церкви.
У отца Иоанна и его жены – таштыпской казачки Пелагеи Петровны Зыряновой было семеро детей. За годы своей миссионерской деятельности отец Иоанн обратил в христианскую веру около девятисот человек. Проявление усердия его не осталось незамеченным со стороны духовенства. В январе 1898 года он был награждён набедренником (часть облачения священника, которая носится на длинной ленте у бедра), 5 марта 1899 года награжден орденом «Святой Анны» третьей степени, в марте 1902 года – скуфией (скуфия – головной убор из бархата, даётся как награда).
После революции 1917 года, Иоанн Штыгашев остался на долгие годы забытым. Впервые о нём современный читатель узнал из книги «Из духовного наследия алтайских миссионеров», изданной в 1989 году в Новосибирске. Там названы имена самых выдающихся миссионеров Алтайской миссии и среди них и Иоанна Штыгашева. Такова краткая история жизни и деятельности миссионера, просветителя, писателя Иоанна Матвеевича Штыгашева, внесшего значительный вклад в дело просвещения Алтая, Шории и Хакасии.

Именно этому легендарному человеку установили памятник. Его открытие пройдет 1 ноября в 11 часов возле часовни в селе Таштып.

По материалам Таштыпской межпоселенческой библиотечной системы

212093

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы