О том, как современное поколение выдерживает испытание новым временем, попробуем рассмотреть на примере жизни одного населённого пункта, рядового сельского села, не старого, но и не молодого, успевшего подвергнуться всем плюсам, но больше минусам, произошедшим в сельской местности в период больших политических и экономических перемен. Это село Имек, центр Имекского сельсовета, но речь пойдёт не о работе администрации, а о жизни людей, о кратких беседах с ними. Сразу приношу извинения за то, что не будут указаны фамилии участников событий и собеседников, так как не все они согласились на разглашение личных данных, а выделять кого-либо… Но читателям важны не действующие лица, а события и их последствия. Сами же имекцы узнают и себя, и своих односельчан.
Историю помнить надо, какая бы она ни была
Въезжая в село, всегда (до перестройки) можно было оценить, чем оно живёт и как работают здешние сельские жители. Вас встречал неумолкающий гул огромного зернотока. Это его так скромно называли местные жители, а по величине и объёму работ это был большой, многопрофильный зерносушильный комплекс с капитальными хранилищами и современными на тот момент механизмами по приёму, первичной очистке, сушке, сортировке, хранению и переработке зерновых, зернобобовых и других полевых культур. Зимой здесь занимались подготовкой к посевной и приготовлением концентратов для животноводства. Весной работа ещё более оживлялась, а в пору уборки урожая била не ключом, а фонтаном, водопадом… Сердце радовалось у любого сельчанина.
Сейчас же сердца сельчан обливаются кровью, да и у проезжающих по международной трассе людей не улучшается настроение при виде далеко не «графских» развалин. Растащено всё, что можно было утащить, торчат только шлакобетонные стены, как вечное напоминание о былом величии и вечный укор тем, кто это не сохранил.
Зачем об этом говорить? Да затем, чтобы нынешнее поколение помнило, что было создано их родителями, и что не выдержало испытание новым временем.
Возле мемориала воинам-землякам, героям Великой Отечественной войны, состоялся небольшой разговор с женщиной в возрасте. Она не назвалась, но попросила выразить признательность тем, кто установил мемориальные плиты с именами имекцев, отстоявших мир.
Обратила она внимание и на второй памятник, который одиноко стоит неприкаянным в зарослях бурьяна. Время и непогода в буквальном смысле изуродовали его. А ведь он тоже наша история. Правда, ту эпоху сейчас стараются опорочить, но ведь это было в нашей с вами жизни, и изображённый в камне человек очень многое сделал для нашей страны и старшего поколения. Потому не стоит забывать о нём, даже как о памятнике. Это выглядит, по меньшей мере, некрасиво.
Историю, какой бы она ни была, забывать нельзя. Не надо быть неблагодарными Иванами, не помнящими родства.
К зимовке готовятся все
Многолюдными улицы Имека в эту пору не назовёшь. Оно и понятно, все, кто не желает голодать в недалёкую зиму, сейчас на лугах заготавливают сено. А то, что его заготавливают немало, сами за себя говорят запасы рулонов и стогов, уже свезённые с лугов. Вот только не все успели (будем надеяться) аккуратно их складировать и укрыть от осеннего ненастья.
Активная подготовка к сытной зиме видна не только по запасам грубых кормов для бурёнок и молодняка КРС. По улицам много бродит птицы, как уже подросших табунков, так и молодняка. И если к гусям мы привычные, то выводок индюшат приятно удивил. Когда-то этих птиц было на подворьях много, а вот сейчас их вид несколько удивляет и вселяет надежду, что они вновь «закурлыкают» на подворьях сельчан.
Что примечательно, так на улицах не видно было свиней и коров, даже телята не бродили бесхозно. Значит, с пастьбой КРС здесь проблем нет, вернее с потравами.
К зиме готовятся не только сельчане, но и работники образования. На местной средней школе рабочие перекрывали и ремонтировали, где это требуется, крышу.
На некоторых подворьях тоже были следы новостроек и ремонтных работ. Это не особо удивляло, так как имекцы в большинстве отличались трудолюбием и умением навести уют, добротность на своих усадьбах.
Вот даже водоразборные колонки в большинстве огорожены, что исключает загаживание их бродящими животными и замусоривание бытовыми отходами.
Но в селе не без…
Да, вы правильно поняли, что сейчас речь пойдёт о тех, кто не выдерживает испытаний временем, вернее, не хочет преодолевать эти испытания.
Встречаются усадьбы, где забыли про существование столярных инструментов и даже про элементарные литовки. В который раз убеждаешься, что иным нашим жителям ну просто до жути нравится жить в бурьяне и крапиве.
К сожалению, не только простым гражданам, но и некоторым из руководителей учреждений. Обидно было на это смотреть. Равно как на место, где вела ремонтные работы очень серьёзная организация.
И свободные от построек площадки. Обидно, что место, где находился проданный за бесценок и разобранный Дом культуры, сейчас стал рассадником сорной растительности всех видов и размеров. Об этом говорили почти все жители, с кем приходилось беседовать.
Горим…
Когда видишь заросшие бурьяном усадьбы и придомовые территории, то обидно, но не настолько горько. Иные жители, увидев человека с фотоаппаратом, тут же выходят с литовками и наводят порядок. И не преминут даже извиниться.
Те, у кого хлам возле дома, обещают его убрать и вскорости убирают. Тяжелее с теми, чьи дома и усадьбы требуют не только косметического, но и капитального ремонта. Но и их как-то можно понять, ведь не у всех есть для этого средства.
Но вот как понять тех, кто из-за собственной безалаберности, тяги к безответственной, ни к чему не обязывающей жизни, наносит часто непоправимый ущерб себе, соседям, даже близким.
В ночь четверга на ул. Советской в Имеке произошёл пожар. В двухквартирном доме сгорели все надворные постройки, вряд ли восстановлению подлежит сама квартира, выгоревшая почти полностью изнутри. Если бы не своевременный приезд пожарных расчётов и не дождь, быть бы большой беде. Ведь недалеко ушло по времени и трагичности огненное 12 апреля.
О причинах пожара расскажут результаты следствия. Но уже есть свидетели, которые уверенно называют свою версию. Тот же, кто проживал в квартире, имеет в ней всего треть площади, а остальные принадлежат женщине, которая приняла наследство, но не успела забрать бумаги у нотариуса.
Соседка пострадала не только от пожара в соседней квартире, но и от того, что по её огороду к очагу огня проезжали пожарные машины. Грядки выглядят очень жалко.
И все же жизнь продолжается!..
Не хотелось бы заканчивать рассказ о поездке в Имек, о разнообразных впечатлениях и о жизни села и быте сельчан на столь горькой ноте. Что бы ни случалось, жизнь продолжается и сулит нам множество перемен. А вот насколько они будут приятными, зависит от умения, старания, но больше всего – от желания самих имекцев.
Проходя по улице, слышу задорный детский голосок:
– Дяденька с фотоаппаратом, здравствуйте!
Кручу головой почти на 360 градусов, но, кроме зарослей черёмухи за вполне приличной изгородью, никого не вижу
Но вот среди листвы появляется одно улыбающееся чумазое личико, за ним другое, не менее измазанное ягодным соком, а сбоку, судя по шевелению веток, прячется ещё и третий «Маугли». Пытаюсь познакомиться и узнать причину их акробатики на деревьях.
– А мы здесь черёмуху едим, – слышу ответ вперемежку со смехом.
– А кто это «мы»?
– А мы, это Ангелина, Алиса и Вова. Сфотайте нас.
Щёлкнул я затвором фотоаппарата, но фотографии этих жизнерадостных и оптимистично настроенных имекских малышей по понятным причинам публиковать не могу. А жаль, уж очень они были весёлые и задорные, будущие хозяева села.
И другая «картинка». На площадке возле детского сада слышны весёлый смех, озорные крики и совсем не строгие замечания воспитателей. Здесь веселятся на прогулке воспитанники деского дошкольного учреждения.
Кстати, скоро здесь ребятишек прибавится в связи с открытием новых групп. И тогда на площадке, с такой любовью и фантазией построенной и оформленной, веселья и озорства прибавится.
Можно было много интересного рассказать о жизни села, особенно о тех людях, которые преодолевают трудные новшества нынешнего времени, закладывая основы для нормальной жизни будущих поколений. И мы будем об этом рассказывать, а ещё лучше, если сами имекцы расскажут о своих делах, ведь они лучше о них знают.
Пётр Визул
На фото: так имекцы живут, работают и… горюют
Оставить сообщение: