И школьный ПАЗик – мирной жизни знак…

05:56 26.10.2018
И школьный ПАЗик – мирной жизни знак…

– Так кто его тут начинал, подвоз-то? Вот Александр Сагалаков и я. Ты даже раньше, однако? – обращается он к напарнику.

Тот кивает:

– Мы еще на «КАвЗиках» начинали.

И видя мое непонимание, поясняет:

– Автобус КАвЗ, с носом такой, помните? Хорошая техника, они даже надежнее ПАЗиков были.

Мы ведем вполне себе неторопливую беседу у школьного автобуса. Точнее по большей части ее ведут шоферы, я молчу: во-первых, интересно, а во-вторых, у водителей школьных автобусов шанс собраться всем вместе выпадает нечасто. Разве что на каких-то мероприятиях. Но тогда не до разговоров. Сегодня они почти все в сборе.

Вот они – скромные рыцари школьных дорог. Назову так, как стоят они на этом фото: механик управления образования администрации Таштыпского района Александр Владимирович Туртугешев, водитель Малоарбатской школы Андрей Петрович Сагалков, Арбатской – Андрей Александрович Сипкин, Имекской – Андрей Петрович Канзычаков, Большесейской – Иманбек Жумангалиевич Байджиенов, ТОШ-И №1 – Александр Гаврилович Сагалаков, Матурской – Николай Владимирович Сидеев и теперь пенсионер, а в недавнем прошлом водитель – Сергей Викторович Мураенко.

В общем ряду сегодня нет водителей из Курлугаша Юрия Аркадьевича Николаева и Бутрахтов – Сергея Илларионовича Сульбирекова.

И как тут не поблагодарить механика Александра Туртугешева. Это во многом благодаря ему удалось собрать водителей практически в полном составе.

Хотите узнать, уважаемые родители и дети, что думают о вас и своей работе мужики? Вот, вам практически полное досье.

– Ага, помню, «орел» был у меня – как садится в салон, так полный карман семечек. До школы доезжаем, весь салон в шелухе. Они-то на урок, а мне – убирать. Раз сказал, два сказал. Потом поймал, заставил карманы вывернуть. Возмутился. Опять с семечками явился. Отказался возить. Ну тогда Лидия Алексеевна Третьякова, директором еще была, собирает линейку, так пацана отчитала – забыл, что такое семечки.

– Ой, не говори, с этими детьми сам, как ребенок, становишься, уже их язык понимаешь. Они же по-другому говорят. Но главное, чтобы салон не портили. Но мы, сколько лет уже возим, воспитали. Сейчас они спокойнее стали. А вообще дети себя ведут так, как в семье приучили. Один аккуратно, а другой полный салон грязи натащит.

– Но семечки и фантики – это постоянно, особенно на долгие рейсы. Перед каждым рейсом объясняешь, что им же ездить… Они и решают – в грязи ехать или по-людски.

Ну что родители? Намотали на ус, что детям с собой семечки лучше не давать. И объяснить, что в автобусе стоит соблюдать порядок.

Могу еще рассказать, что любят шоферы школьных автобусов. Они любят, когда дети поют. И с улыбкой вспоминали поющих имекцев и голосистого мальчишку из Курлугаша. Он так исполнял «Самый лучший день», что заставил заслушаться даже водителя.

Очень много зависит от сопровождающего, его наличие – обязательное требование. И есть такие, что в угол сели и про детей забыли, а те скачут по салону, довольные отсутствием внимания. А есть те, что всю дорогу держат порядок, дисциплину и… позитивный настрой. Единодушно практически хвалили мужики Сергея Васильевича Карамашева.

– У него все, как в армии. По машинам погрузились. Ремнями пристегнулись. И песни поют. Уже на салон не отвлекаешься. Знаешь, там все в порядке.

Не отвлекаться от дороги – это очень важно. Ведь за каждого маленького пассажира водитель несет персональную ответственность. А дорога невнимания не любит. Пока (трижды сплюнем через плечо) аварий и ЧП наши водители не допустили за все время существования школьного автопарка. Поломки в пути случались. Но без серьезных последствий.

Во-первых, потому что шоферы – люди ответственные, а во-вторых, абы кого за руль школьного автобуса не посадят. И каждый из тех, кому вы доверяете своих детей, не только обладает необходимой квалификацией, но еще и успел от года до трех лет отработать водителем именно автобуса, прежде чем ему доверили возить детей. Как пояснил Александр Туртугешев, почти у каждого из шоферов открыты все категории прав – водители высшей категории! И каждый год они проходят обязательный медосмотр. Нет среди них и судимых, и бывших «лишенников» – школьный водитель это очень и очень серьезно. Плюс машина под постоянным присмотром мудрых приборов и навигационного оснащения ГЛОНАСС.

Это правильно и мудро, дети должны быть в безопасности. Но знаете, что еще было бы неплохо – обеспечить шоферам школьных автобусов достойную зарплату. О, нет, они не жаловались. Разве так оговорились:

– Хотелось бы больше.

Пока она у них размером с МРОТ или чуть выше. А между тем рабочий график – шестидневный. И рабочий день начинается с семи утра, а заканчивается к 5-6 часам, если нет никаких рейсов на мероприятия, олимпиады, спортивные соревнования. А они есть едва ли не каждую неделю.

– Мы не заметили, как дети выросли, – смеются ветераны школьно-автобусных войск.
Кто-то из молодых подхватывает:

– Во-во, меня жена любовником называет. Потому что видит только по ночам.

И опять хохочут. У них смех вообще недалеко лежит. Они не жалуются и не льют слезы. Они даже о проблемах говорят с замечательным юморком:

– А что, сломался – детям праздник! Помню, случилось это дорогой, еле-еле довез ребятню до дома. Они кругами ходят и осторожно так интересуются: «Вы же завтра не поедите?» – «Поеду». – «Что, всю ночь чинить будете? Не надо, отдохните. Мы один день потерпим». Утром вышел в рейс. Как они расстроились!

– Иногда даже договориться пытаются, – подхватывает молодежь. – Вы скажите, что сильно сломались и завтра не сможете ехать.

Но надо успокоить родителей, отмена рейса чаще всего происходит по погодным условиям. В мороз, например.

Главный праздник шоферскому сердцу – с запчастями стало полегче. А значит, жизнь продолжается. Из тревог у водителей со стажем преобладает одна – кто их заменит, когда придет срок уходить. Работа тяжелая, ответственная и неденежная. «Молодежь на такую не пойдет», – вздыхают.

На самом деле проблемы с кадрами существуют, как-то даже пришлось водителю из Курлугаша Юрию Николаеву жить в Арбатах, нашли ему квартиру и пару месяцев он семью видел только по воскресеньям. Сейчас вот ищут водителя в Верх-Таштып. Но попробуй, найди в таежном селе специалиста, соответствующего всем запросам.

А детей возить надо – это же уже вечный и неизменный признак мирно идущей жизни – желтый школьный автобус у остановки. Потому еще одна просьба уже от меня лично: дорогие родители и дети, не забудьте поздравить их с Днем автомобилиста. Они, как никто другие, добрых слов и поздравлений достойны – это ведь водители экстра-класса!

Наталья КОВАЛЕВА

84250

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы