«И для родины, Матура, кто-то должен быть…»

06:06 12.08.2016
«И для родины, Матура, кто-то должен быть…»

В 1885 году отец Иоанн Штыгашев приступил к священническому служению в Матурском приходе.

Знаете, что удивляет… Что к духовной миссии приступил отец Иоанн после поездки по святым местам России… После того, как искренне делился восхищением о граде златоглавом:

«Верст за 15 Москва была видна во всем своем величестве, сорок седоков церквей (у нас в Сибири такое поверье) блистали своими золотыми главами… Храм Христа Спасителя своею яркостью позолоты и громадной обширностью…»

Делился и рвался на родину, в тихий улус Матур, тёмный, таежный, безграмотный. Почему?

«И для родины, Матура, кто-то должен быть», – вот и вся политика. Что уж проще, кто-то должен остаться на родине, если уедут лучшие с кем, ей, сирой и убогой, быть. Кто будет нести ей, малой и забытой, знания. Кто станет светом для неё?

Как просто и как безумно сложно уложить это в голове человека века XXI века, когда рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше…

И миссию свою Иоанн Матвеевич начинает с возведения школы. Памятуя о том как сам рвался к знаниям, разве он мог обделить дорогих его сердцу земляков светом просвещения?

«Имея заветную мысль быть просветителем своего родного улуса Матура, он неустанно хлопотал об открытии там школы; просьба его была уважена, он же был назначен первым учителем на Матуре. Школой здесь была ветхая избушечка в частном доме. Сначала с великими трудностями нашел отец Иоанн средства выстроить школу, затем молитвенный дом», – напишет о нем современник.

Да, отец Иоанн начинал со школы и молитвенного дома,  что может быть выше – знания и вера… собственно именно и молитвенный дом и школа, были условиями, чтобы вернуться на родину. Нет места для молитвы – нет и прихода.

Начальник Алтайской духовной миссии Макарий выделил деньги на открытие миссионерской школы в Матуре, что позволило вернуться Ивану Матвеевичу в любимый им Матур и обучать детей грамоте, арифметике, Закону Божьему на русском и шорском языках.

План школы Иван рисует сам, хотя есть уже предложенный отцом Макарием. И знаете, где располагает её? Там, где по его же словам, меньше грязи, в конце улуса.

Сколько раз приходилось бывать на Матуре уже современном, разросшемся, все пыталась разгадать, где же была та, Штыгашевская школа. Каждый раз места называли разные. Время, время, умеешь ты запрятать следы, даже следы светлые.

Но стоит глаза закрыть и можно увидеть, как стоит эта школа, смотрит на улус множеством окон. Сейчас, когда на вооружении строителей столько техники, можно лишь догадываться, каким трудом далась Ивану Матвеевичу постройка школы.  Помните приметы времени? Дом-пятистенок – значит крепкий хозяин. А ведь пятистенок – это всего лишь кухня и комната.

Школа же состояла из четырех изолированных и двух проходных комнат, и самая большая из них, в шесть окон была – учебным классом. Представляете, сколько света лилось из этих шести окон? Тут же в школе располагалась и спальня учителя, чтоб педагог всегда был при детях.

Ну как тут не подивиться прозорливости отца Иоанна, через сто с лишним лет, его потомки тоже дойдут до проекта, который назовут «школа-дом». И суть его все та же, квартира учителя находится в здании школы, чтоб педагог всегда был рядом с детьми, чтоб школа стала для него не вторым, а просто домом, чтоб отдавал он себя ученикам и учению целиком. С детьми ведь иначе нельзя…

Удивительно и еще одно, совместно со школой строится в Матуре и церковь, точнее молитвенный дом или часовня, в разных источниках – её называют по разному. Но факт остается фактом, оба строительства , как сказали бы сейчас, курирует Иван Матвеевич. А ведь есть еще и уроки в школе, на двух языках, в которой он – единственный учитель.

Надо сразу сказать, что церковно-приходские и миссионерские школы – целиком и полностью находились в введенье духовных миссий православной церкви. Отсюда и набор предметов: в одноклассной школе, где обучение велось два года, преподавали: закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику и чтение. В двухклассных школах (четырех, а позднее трехгодичных) ко всем этим предметам добавлялась ещё и история. Конечно, такие школы нельзя сравнить с гимназиями и реальными училищами по объемам знаний, но именно приходские школы и давали шанс простому народу, кому гимназия была недоступна, сделать шаг к образованию. Зачастую, конечно, образование так и кончалось церковно-приходской школой, но человек уже был учен грамоте.

В условиях государства, где на конец 19 века более половины её граждан вовсе «не знали счета и письма», можно представить, какую же огромную миссию выполняла церковная школа. Тем более школа в таежном улусе, казалось бы совершенно оторванном от мира, затерянном в бескрайних просторах тайги, в котором по переписи 1917 проживало сорок семей хакасских и пять русских.

Но если вокруг темнота, кто-то должен зажечь свечу. И миссия светоносца выпала на плечи Ивана Матвеевича. В 1900 году школу, основанную дядей, окончит будущий поэт Петр Штыгашев. Отчего-то вспомнилось, что в свое время если бы не поддержка братьев, вряд ли бы Иван прошел эти свои сотни верст до Кузедеево, где и начал путь к знаниям. Вот так вот вернул братьям сторицей, основав школу.

Теперь давайте оценим меру таланта, уважаемые земляки. Учитель, священник и… инженер-строитель. Да, да, согласитесь, ведь чтобы создать проект здания, а после курировать стройку, необходимы технические знания. Во истину талантливый человек талантлив во всем. Безусловно, были и те, кто помогал, мастера, мужики-плотники из обращенных…Были, церкви на Руси издавна ставят всем миром. И жаль, что имена их не уцелели в ворохе лет. Но осталось в документах имя, его называет краевед Михаил Захаров «торгующий крестьянин Дмитрий Иванович Иванов». Именно на средства крестьянина Дмитрия Иванова и была построена первая церковь в Матуре – однопрестольная, деревянная, во имя святого великомученика Дмитрия Солунского.

Ну вот не могу не подивиться витку истории. Возрождение храма в Матуре, в веке XXI тоже начнется на средства частных пожертвователей. И начнется в год 100-летия со дня смерти Ивана Матвеевича, и завершена она будет в год 155-летия со дня его рождения. Есть что-то бесконечно мистическое в этих витках истории. Или все проще: прадеды возводили, родители не сумели сберечь, а нашему поколению доля восстанавливать?

Но прочь лирику… В год, когда новая церковь была освящена – 1889 году, прощается Иван Матвеевич с милой своей родиной. Волею епископа Бийского Макария он переводится в Кондомский стан миссии, дабы служить там диаконом. А теперь давайте вспомним, друзья, что был Матур, уже упоминали мы о 45 семьях, а значит и о 45 дворах…А что был в то время Кондомский приход?

«с. Кондомское. Церковь во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа.

Самостоятельный приход с 1884 г. как стан Алтайской духовной миссии: с. Кондомское, 24 заселка и 23 улуса»  – кратко информирует нас справочное издание «Коллекция метрических книг (фонд д-60) Государственного архива Кемеровской области» (Автор-составитель Адаменко Алексей Михайлович).

Говоря языком современным, вот они возможности роста. Через год уже Иван Матвеевич рукоположен в священники. В приходе, объединяющем 23 таких сельца, как Матур. Он ревностно исполняет свои обязанности, и высшее духовенство это видит, награды следуют одна за другой.

1898 год – награждён набедренником (Первая награда священника – продолговатый прямоугольный плат с нашитым крестом, который носится во время богослужения на правом бедре и символизирует духовный меч Слова Божьего),  

1899 год – награжден орденом «Святой Анны» третьей степени,

1902 год – скуфией (Фиолетовая скуфья – награда священника; она надевается во время богослужения как часть облачения и должна сниматься в некоторые наиболее возвышенные моменты церковной службы),

1904 год – благословление святейшего синода с вручением ставленой грамоты.

Вновь, переводя на современный язык, карьера священника складывается более чем успешно. Начальство ценит. Впереди открытые горизонты. Но все эти горизонты для Ивана Матвеевича не стоили клочка неба над родным селом. И по его просьбе он переведен назад, в Матур. Переводится в приход, который в 23 раза меньше, чем приход Кондомский. Удивительный человек, начисто лишенный амбициозности и карьеризма. Сейчас, когда именно амбициозность и карьеризм поднимается на щит, очень хочется спросить: а как деревням и селам быть, если все рванут удовлетворять амбиции? И не величайший ли подвиг, презрев все столицы, остаться тут, на родине?

Да, пожалуй, иной мой амбициозный современник и удивится такому решению отца Иоанна. Но для самого Ивана Матвеевича все ясно и просто, он ведь еще в первом своем произведении писал о желании нести свет братьям своим.

И возвращение свое вновь «отмечает» Иван Матвеевич строительством новой церкви. Впрочем, вот как пишет о том его современник:

«На Кондоме отец Иоанн прослужил 16 лет. Но отца Иоанна давно была мысль перебраться на Матур; затруднение же было в том, что Матур не был приходом. Отец Иоанн стал хлопотать об открытии прихода; хлопоты его увеличились успехом, был открыт приход на Матуре. По приезде на родину о. Иоанн начал стараться устраивать свой любимый Матур. Бог помогал ему, но сколько также было затруднений и сколько препятствий и затруднений для достижения лучшего».

Поначалу задумывалось просто перенести старую церквушку, ту самую однопрестольную, деревянную с сырого, болотистого места на более сухое, чтоб прихожанам было удобнее приходить на службы. Но, подумав, решили: будем строить новую! Средства на её строительство выделяет отец Макарий – 165 рублей. Впрочем, это было только начало, в своем дневнике отец Иоанн сообщает, что после пожертвовал 400 рублей его родственник – богатый инородец, круглый лес привезли прихожане,  «и все, кто мог еще 100 рублей собрали». И стройка началась, опять же по определению отца Иоанна «стиснув зубы и благословясь».

Ох, отчего-то кажется, что очень многое в жизни священника приходилось делать, стиснув зубы и благословясь словом Божиим.

Более чем через сто лет другой священник, протоиерей Роман Могилат скажет о возведении часовни на частные пожертвования в Таштыпе:

– Господь сказал: «Просите – и вам дадут, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют. Потому что каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и тому, кто стучит, открывают».

Но ведь это еще надо попросить. Невыносимая миссия – просить, переступая через собственную гордость. Или когда не для себя живешь, и не на себя просишь все это иначе?

К июлю 1906 года церковь была воздвигнута, а в октябре того же года страшный пожар уничтожил все труды… И все началось сначала. И вновь «стиснув зубы и благословясь». Третья церковь в маленьком улусе… Средства на строительство выделил петроградский купец II гильдии Михаил Дмитриевич Усов, он же и был меценатом возведения Матурской Иверской женской обители.

Удивляет, как же до всего ему было дело, читая его записки поражаешься тому, как ревностно служит человек: школа в Матуре, школа в Тлачике, церкви, обитель…на земле где до Ивана Матвеевича не было ни школы, ни церкви.

И третья  церковь была построена в 1913 году. Сам Иван Матвеевич писал о ней так:

«Длина с папертью 30 аршин, ширина в самом храме 12 аршин, пристройка 6-8 аршин, алтарь полукруглый в диаметре 7 аршин, окна без малого 3 аршина с полуциркульными верхами, вышина с осьмириком 40 рядов, колокольня 23 аршина, осьмирик в диаметре 6 аршин, с 4 окнами в 1 1/2 аршины. Осьмирик и колокольня крыты железом и выкрашены зеленой краской. Алтарь осьмирик и пристройка внутри подшиты тесом».

Аршин, напомню, – это 72 сантиметра. Можно теперь представить, что церковь была величественна. Старожилы говорят, что матурские колокола можно было слышать в Таштыпе. А по мне так звон этих колоколов можно слышать не только через версты и версты таежной дороги, но и через сотню лет, все звучат и звучат эти колокола малиновым звоном.

Знаете, нарочно сейчас не хочу упоминать о тех литературных памятниках, что оставил Иван Матвеевич. Они безусловно достойны доброго слова ибо всякий первопроходец, в том числе и на поприще литературном – гений. Суть гения – быть первым.

Но хочется говорить сегодня о том, что оставляет человек на малой родине. И о том, всегда ли огни столицы ярче тихих деревенских окошек.

Так что же сделал Иван Матвеевич для своей родины? Ох, как не хочется помпезности и возвышенных речей. Ведь и так все ясно, что любил он свою родину так, что делом жизни сделал для себя – нести свет братьям. Удивительно, что определился он в этом будучи совсем юным. Стоящие сейчас на пороге школы, уверены ли вы так же, как он в своем предназначении? А родители, отпускающие своих детей на учебу, как часто мы говорим им: «Что тут искать, езжайте в город!». Может в чем-то и правы. Человек ищет где лучше…

Но есть ведь и те, кто положил для себя простое правило: «И для родины моей, Матура, кто-то должен быть». Что же он сверхчеловек что ли? Да нет, на уцелевшей фотографии, где он в ряду священников Алтайской миссии, сидит на полу скромный, отнюдь некрупный человек, явно небогатырского сложения. И глаза кажутся даже растерянными. Где же Вы брали силы, отец Иоанн? Где? Да от веры и еще от родной земли.

Так может, отправляясь далеко-далеко за счастьем, мы и не помышляем, что оставляем свои главные силы на материнской земле? Как знать…

Вот кажется и простой ответ на вопрос читателя, что же сделал Иван Матвеевич Штыгашев для Таштыпского района?  Не только построил школы и трижды возвел церковь. Он отдал любимой земле свою душу,  силы и саму жизнь…

Наталья Ковалева

На снимке: И.М. Штыгашев в нижнем ряду, второй слева

88535

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы